План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"
план-конспект урока на тему

Яковлева Марина Петровна

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта урока, технологическую карту, приложения 1-4. Цели:  активизировать знания по теме "Лексика и фразеология", формировать умения правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости; развивать способность использовать синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы как лексическое средство выразительности; видеть в речи лексические ошибки, исправлять их; осуществлять подготовку к экзаменационным заданиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Заларинский агропромышленный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

        АВТОР:

преподаватель русского языка и литературы

Яковлева Марина Петровна

        ЗАЛАРИ 2017

Дата: 22.11.2017 г.

Курс:  I, группа № 14, профессия «Повар, кондитер»,

профиль естественнонаучный

Методическая цель открытого урока: обмен опытом

Тема: «Лексика и фразеология »

Урок № 27

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Вид урока: лексический марафон

Современные образовательные технологии, применяемые на уроке:

- информационно – коммуникационная технология,

- технология развивающего обучения

Формы, методы, приемы: индивидуальная, парная, групповая, эвристический (частично-поисковый), наглядный, практический,  приемы «Настроение», «Домысливание», «Корзина понятий», «Рюкзак»,  игра «Третий лишний», «Бумеранг», тестирование

Межпредметная связь: литература, культура речи, история

Средства обучения:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2014.

Толковый словарь.

Фразеологический словарь. Авт.- сост. Д.В.Недогонов. – М.: АСТ: Астрель, 2010

  1. Раздаточный материал: приложения №1,2,3,4
  2. Технические средства:

- компьютер,

- телевизор,

     4.  Информационные ресурсы:

- мультимедийная  презентация, созданная преподавателем

- ресурсы сети Интренет - http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/581852/

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/19/leksika-i-frazeologiya-obobshchenie-10-klass

Прогнозируемые образовательные результаты:  

Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уметь  находить ответ  на  вопрос  «Какой  смысл  имеет  для  меня   учение?»; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом.

Предметные - обучающиеся знают о строении лексической системы русского языка; оперируют основными понятиями раздела «Лексикология»; используют соответствующие термины; соблюдают основные лексические нормы русского литературного языка; обнаруживают в речи лексические ошибки, исправляют их; творчески используют фразеологическое богатство русского языка; формулируют основные проблемы развития современного русского языка, используют языковые лексические средства в профессиональной деятельности.

Метапредметные (УУД):

  1. Регулятивные – умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки
  2. Коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение  монологической речью, публично выступать  с небольшим сообщением
  3. Познавательные - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь структурировать полученные знания; умение анализировать, доказывать свои рассуждения, развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем, анализировать  лексические  явления  с   целью   их  правильного   употребления.

Цели и задачи:

Обучающие: активизировать знания по теме «Лексика и фразеология»;  уметь правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости,  использовать синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы как лексическое средство выразительности, видеть в устной и письменной речи лексические ошибки, исправлять их; правильно выполнять задания в формате ЕГЭ.

Развивающие: способствовать развитию образного и абстрактного мышления, внимания, памяти, монологической речи, способствовать пополнению и активизации словарного запаса; 

способствовать развитию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

 ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).

Воспитывающие:  способствовать воспитанию познавательной активности и творческих способностей обучающихся,  внимательного отношения к слову, культуре речи; способствовать воспитанию чувства ответственности за результат учебной и познавательной деятельности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. I.Организационный этап (мотивационный)

Создание коллаборативной среды. Методика «Настроение».

- Добрый день всем присутствующим сегодня на нашем учебном занятии.  Я рада всех вас видеть! (Отметить отсутствующих)

  1. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас полезными  знаниями, вы получили удовольствие от взаимного общения и  добились успеха на уроке, пусть сегодняшний день принесет вам успех, будьте успешны в жизни.  

Слайд 1. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат - успех.

II. . Формулировка темы. Совместное целеполагание.

Слайд 2-4. - Давайте все вместе назовем тему нашего урока, в каждой группе найдем лишнее слово. Запишите дату и тему «Лексика и фразеология». Сформулировать цель урока, нам помогут слова-помощники: (повторим основные понятия по разделу лексика и фразеология, проверим знания и умения, узнаем новое, поупражняемся выполнять экзаменационные задания)

Слайд 5. Сегодня мы с вами становимся участниками лексического марафона «Семи пядей во лбу». Как вы понимаете значение слова «марафон»? Это забеги на длинные дистанции (42 км 195 м), вообще длительное многоступенчатое соревнование. Объединившись в группы, вы имеете возможность работать сообща, дружно, помогая друг другу, но так, чтобы никто не остался в стороне. Давайте назначим координаторов в каждой группе, которые будут мне помогать, оценивать ваши ответы, суммировать баллы. (Раздать оценочные листы)

Ш. Актуализация опорных знаний.

1. Терминологический диктант.

Слайд 6. - С какими же понятиями мы работали на предыдущих уроках? Давайте их вспомним и заполним ими корзину, запишем  каждый в своей тетради правильно.  

Слайд 7. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, оказзионализмы, экзотизмы, варваризмы, интернационализмы . (Меняются тетрадями, проверяют по слайду. Критерии оценки:

1 ошибка – «5»

2 – 4 ошибки – «4»

5 – 7 ошибок – «3»

Более 7 ошибок – «2»)

IV. Проверка домашнего задания

Слайд 8. 1 группа «Диалектные слова. Сибиризмы» (пин/мка- булавка, вилок  - кочан, толченка  – картофельное пюре, вихотка – мочалка, верхонка – рабочая рукавица, гача – штанина,  посюда пойдем- здесь, куль, кулек – мешок, мешочек, булка хлеба – буханка, палка колбасы – батон, катанки - валенки)

Слайд 9. 2 группа «Профессионализмы» (Эскалоп - ровные округлые куски вырезки мяса. Хэш - плоский пирог с рубленым мясом, картофелем и различными овощами. Фритата - плоский омлет с овощами.

Фета - белый греческий сыр типа брынзы.

Тофу - творожная масса. Тортилья - испанский пирог из яиц, картошки и лука. Наггетсы – американское блюдо,  из куриного филе, обжаренное в панировочных сухарях. Хинкали – блюдо грузинской кухни  наподобие пельменей, для начинки можно использовать только баранину или козлятину, размер хинкали должен сответствовать грецкому ореху и складочек на тесте должно быть не меньше 20. Равиоли – итальянское блюдо из пресного теста различной формы, начинка мясная, рыбная, овощная, сладкая)

Слайд 10. 3 группа «Жаргонизмы. Молодежный сленг». (кликуха, общага, клево, тупой, шпора, дискач, чувак, предки, заливать, круто)

V.Воспроизведение знаний с целью обобщения и закрепления (практикум).

1.  Употребление в речи синонимов, омонимов, антонимов.

1 группа «Синонимы, их функции». Что такое синонимы? На какие виды делятся? Для чего нужно уметь подбирать синонимы?

Слайд 11.Ученый – языковед  академик  Щерба  Лев  Владимирович   утверждал:  «Синонимические  ряды  образуют  систему  оттенков  одного и того же  понятия». Давайте  выполним задание  и  убедимся, что  академик был прав.  (Приложение №1)

Выберете подходящие по смыслу синонимы, данные в скобках.

1.Учащиеся внимательно … в микроскоп каплю жидкости. Дети бесцеремонно … приезжего (разглядывать, рассматривать). 2. Древние египтяне … огромные пирамиды. На берегу реки недавно … купальню. Из палатки и весел туристы быстро … носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3. Наш попутчик рассказал … историю. У него оказался пытливый и … ум (любознательный любопытный). 4. «Вы … на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом … (есть, кушать). 5. Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим …. Мрачное … старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром … событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем три вида синонимов (семантические, стилистические, контекстуальные).  

Поняли, для чего они нужны в тексте:

 - чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

- чтобы избежать стилистических ошибок;

- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет.

Слайд 12. 2 группа «Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов»

В повседневной жизни мы часто встречаемся с рекламой, вот вы увидели рекламу салона мебели «Мы ОБСТАВИМ всех!».  Как вы понимаете рекламный слоган? как использована омонимия, чего достигли авторы?  

  Для  выполнения  задачи  воспользуйтесь   Толковым словарем.

Обставить  -

1. кого - что   чем.  Поставить что-н.  вокруг  чего-н. (Обставить трибуну  цветами)

2. что.  Завести  мебель,  обстановку  (обставить  кабинет)

3. перен., что. Устроить,  создав  подходящие  условия.   Хорошо  обставить юбилей.

4. кого-что. Обогнать,  опередить  кого-нибудь (в работе,  в  какой-либо  деятельности)

5. кого.  То  же,   что  обыграть. (в  1  значении)  (простор.)

6. кого-что. То  же,   что  обмануть (в  1 знач.)  (простор.)

Слайд 15. Вывод:   различные  формы  омонимии  используются  для  привлечения  внимания  на  значение  внешне  сходных,  но различных  по  смыслу   слов, а  также  для   создания  необычной   рифмы,  каламбура.

Анекдоты.  На каких лексических явлениях они основаны?

К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия)

В парикмахерской:

– Вы можете меня побрить?
– Да, но только “Невой”.
– Да я и не вою. (омофоны)

– Как сделать заливное из осетрины?
– Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)

Достаточно часто в речи допускаются лексические ошибки, связанные с использованием омонимов и многозначных слов. Так, двусмысленной является фраза: «Я экскурсии вожу», поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки, связанные с многозначностью слова и омонимией.

1.Врач обошёл седьмую палату. 2. Роман Горького «Мать» можно читать без конца. 3. Продавца можно подобрать и в своём посёлке. 4. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 5. Наше предприятие представило научно-техническую выставку за рубежом. 6. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

3 группа «Антонимы, средство выразительности, основанное на антонимии»

Как называется средство художественной выразительности, основанное на антонимии? Антитеза

Слайд 12. Антитеза Игра “Бумеранг”  Продолжите название литературных  произведений:

“Война и …(мир)”Л.Н.Толстой
“Отцы и …(дети)”И.С.Тургенев
“Волки и …(овцы)” А.Н.Островский
“Красное и …(черное)” Стендаль
“Живые и …(мертвые)” К.Симонов
“Толстый и …(тонкий)” А.П.Чехов

Вывод: Употребление  антонимов  в  художественной  речи,  в публицистике  служит  для  создания  контраста. Очень часто антонимы употребляются в пословицах и поговорках.    

Закончите пословицы и поговорки, выбирая подходящие по смыслу вторые их части. Назовите слова-антонимы.

  1. 1. Говорит бело, а… 2. Кто много говорит… 3. Недруг поддакивает…4. Злой не верит… 5. Умел ошибиться… 6. В шутку сказано, да… 7. Добрая слава лежит, а… 8. Ученье – свет… 9. Быль что смола… 10. Маленькое дело… 11. Где умному горе…
  2. 1. …а небыль что вода. 2. …всерьез задумано. 3. …делает черно. 4. …что есть добрые люди. 5. …а  неученье – тьма. 6. …тот мало делает. 7. …худая бежит. 8. …а друг спорит. 9. …умей и поправиться. 10. …там дураку веселье. 11. …лучше большого безделья.
  1. Подготовка к экзаменационному заданию №22. Этой теме в ЕГЭ посвящено задание 22 (Приложение 2)

Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками

губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

  1. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Слайд 13. В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:  «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».

Как называются такие слова?

Слайд 14. - Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении: 

Пустошь  

  Пустырь

  1. лугов(ая, ой)
  2. городск(ая, ой)
  3. застроить
  4. засеять
  5. раскорчевать
  6. благоухающ(ая, ий)

Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и воздействия текста на читателя, слушателя наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
Но и чаще всего мы допускаем ошибки при смешении паронимов.

  1. Слайд 15. Исправьте ошибки в употреблении паронимов. Укажите различия в их значении. Запишите исправленный вариант предложения.
  1. Учащиеся на уроке физики выполняли практичную работу.
  2. За стеклянными витражами магазина были видны немногочисленные посетители.
  3. На ребенка одели новое пальто.
  4. Ты совершил прекрасный проступок.
  5. Он остановился в гостинице для командировочных.
  6. Наконец-то я обрел желательный покой.
  7. Их дороги разошлись в различные стороны.
  8. Этот художник рисует великолепные дружественные шаржи.
  1. Подготовка к экзаменационному заданию № 5
  1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
    1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
    2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
    3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
    4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
    2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
    1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
    2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
    3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
    4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
    3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
    1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
    2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
    3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
    4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
    4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
    1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
    2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
    3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
    4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
    5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
    1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
    2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
    3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
    4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

Проверь себя:

Критерии оценки:

1 – 2  

1 ошибка – «4»

2 – 3

2 ошибки – «3»

3 – 1

3 ошибки – «2»

4 – 2  

5 – 2

  6.  Лингвистический анализ текста «Каким же должен быть современный повар?» Подготовка к экзаменационному заданию № 25 

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Продолжим работу с данным текстом в плане орфографии и пунктуации на следующих занятиях.

7. Употребление в речи фразеологизмов.

Слайд 16. - Наш интеллектуальный марафон называется «Семь пядей во лбу». А что означает данный фразеологизм? Какова его история, этимология?

Желающий работает с Фразеологическим словарем, находит значение и историю происхождения данного фразеологизма.

Слайд 17. Остальные по рисункам называют фразеологические обороты и их значения.(как курица лапой – небрежно, неряшливо; лить крокодиловы слезы – фальшивое проявление сочувствия, сострадания; убить двух зайцев – выполнить одновременно два дела, достигнуть двух целей; сесть в калошу – оказаться в трудном или нелепом положении;)

- как вы думаете для чего нужны фразеологизмы в речи? Чтобы сделать ее образной, выразительной, яркой. Для этого нужно знать устойчивые сочетания и их значения и уместно употреблять в речевой ситуации.

VI. Подведение итогов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Наш интеллектуальный марафон подошел к концу.  

Оценки за урок выставляются  совместно с координаторами

Домашнее задание:

1 группа: определить лексическое значение слов из текста

2 группа: продолжить составление Словарика повара

Ответить письменно на вопрос: «Чем отличаются роллы от суши?»

3 группа: составить предложения с названными на уроке фразеологизмами.

VII. Рефлексия

Прием «Рюкзак»         

Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одной группы к другой. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

- Ценность сегодняшнего урока для меня в том…

- Что я возьму сегодня в свой рюкзак с урока?

Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Время

Содержание урока

Ожидаемые результаты и формируемые ОК

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I.Организационный этап (мотивационный)

2 мин.

Создание коллаборативной среды (позитивного настроя на работу,  атмосферы единства). Методика «Настроение».

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, отмечает отсутствующих

Приветствуют преподавателя, староста называет отсутствующих, позитивно настраиваются на учебное занятие

Личностные

Регулятивные

II. Формулировка темы. Совместное целеполагание.

3 мин.

  1. Игра «Третий лишний».

В каждой группе слов найдите одно лишнее слово и назовите тему урока

  • Наречие Лексика Местоимение                    
  • Из-за  Около  И              
  • Фразеология Звук Словосочетание
  1. Методика «Домысливание»

С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока.

  • Повторим
  • Узнаем
  • Проверим
  • Поупражняемся
  1. Сообщение условий работы и оценивания в ходе урока.

Обучающиеся  определяют «Третье лишнее», объясняют свой выбор. Формулируют и записывают тему урока.

С помощью слов - «помощников» ставят цели на урок

Объединяются в группы, назначают координатора.

Регулятивные – умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в учебной и познавательной деятельности

ОК 2.

III. Актуализация опорных знаний.

4 мин.

Прием «Корзина понятий»

Преподаватель предлагает в течение 2 минут вспомнить и записать, как можно больше слов, относящихся к теме урока.

Обучающиеся  в группе вспоминают и записывают  основной терминологический минимум по теме урока. Взаимопроверка.

Познавательные - умение структурировать полученные знания

Предметные

ОК 3

IV. Проверка домашнего задания

5 мин.

  1. Употребление стилистически ограниченной лексики

Организует проверку домашнего задания по группам:

1 группа «Диалектные слова. Сибиризмы»

2 группа «Профессионализмы»

3 группа «Жаргонизмы. Молодежный сленг».

Задает вопросы, подводит к выводу о необходимости изучения лексикологии, понимании значения слова в повседневной жизни человека, в профессиональной деятельности.

Обучающиеся 1 группы рассказывают о словах-сибиризмах, дополняют друг друга; 2 группа составляли Словарик повара, объясняют лексическое значение профессионализмов; 3 группа приводит примеры слов молодежного сленга, все делают вывод о необходимости изучения лексики с точки зрения ее употребления

Коммуникативные

Познавательные

ОК 1, ОК 3, ОК 4

 

V.Воспроизведение знаний с целью обобщения и закрепления (практикум).

22 мин.

  1. Употребление в речи синонимов, омонимов, антонимов.

Предлагает студентам тренировочные упражнения по группам (Приложение №1). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Комментирует и интересуется ходом работы.

1 группа «Синонимы, их функции»

Знакомит с утверждением Л.В.Щербы, советует доказать логичность его высказывания

2 группа «Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов»

Предлагает проанализировать рекламный слоган «Мы ОБСТАВИМ всех!» и ответить на вопрос:  как использована омонимия, чего достигли авторы?

3 группа «Антонимы, средство выразительности, основанное на антонимии»

Обращает внимание на роль антонимов в художественной литературе, публицистике. Игра «Бумеранг». Проверяет, знают ли студенты названия литературных произведений, основанных на антонимии.

Выслушивает ответы, устраняет недочеты, исправляет ошибки

  1. Подготовка к экзаменационному заданию №22.

Сообщает обучающимся о содержании экзаменационного задания №22, предлагает выполнить аналогичное, проанализировать фрагмент текста, найти синонимическую пару (Приложение 2)

  1. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Предлагает поразмышлять над высказыванием писателя А.Югова о словах-паронимах, о разнице в словоупотреблении, лексической сочетаемости.

Обеспечивает  лексическую зоркость обучающихся, предлагает устно исправить ошибки в употреблении паронимов.

  1. Подготовка к экзаменационному заданию № 5

 Организует письменную проверочную работу, напоминает правильность оформления ответов, предлагает самостоятельно выполнить тест по раздаточному материалу (Приложение №3)

  1. Лингвистический анализ текста Подготовка к экзаменационному заданию № 25 

Выразительно читает текст «Каким же должен быть современный повар?» (Приложение №4), задает вопросы, выявляет проблему текста, авторскую позицию, интересуется мнением обучающихся. Обеспечивает интерес к будущей профессиональной деятельности.

  1. Употребление в речи фразеологизмов.

- Наш интеллектуальный марафон называется «Семь пядей во лбу». А что означает данный фразеологизм? Какова его история, этимология?

Проверяет с помощью рисунков знания о фразеологических оборотах, их значениях.

Интересуется, для чего нужны фразеологизмы в речи.

Слушают комментарии, соотносят с имеющимися знаниями, знакомятся с заданием, обсуждают в группе правильность выполнения, высказывают свои мнения, письменно выполняют задания.

Размышляют над высказыванием ученого-лингвиста, выполняют задание, объясняют оттенки лексического значения выбранных синонимов

Предлагают   варианты лексического значения слова «обставим», работают с Толковым словарем, размышляют над вопросом, делают вывод о роли омонимов в повседневной жизни

Вспоминают и продолжают названия литературных произведений.

Озвучивают результаты, защищают выполненные работы, координаторы групп оценивают правильность выполнения и вклад каждого члена группы

 Сопоставляют информацию с имеющимися знаниями, внимательно читают фрагмент текста, индивидуально выписывают синонимическую пару.

В случае затруднения задают вопросы

Вспоминают, что такое паронимы, приводят примеры, составляют словосочетания.

Анализируют предложения, исправляют ошибки в употреблении паронимов, объясняют различия в их значениях.

Акцентируют внимание на значимости задания. Активизируют память, мышление, имеющиеся знания. Выполняют письменно тестовую работу. Взаимопроверка.

Знакомятся с содержанием текста, анализируют информацию, содержащуюся в тексте, сопоставляют с имеющимися знаниями и опытом, акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы

История фразеологизма - выдвигают предположения о его значении. Пользуясь Фразеологическим словарем, находят нужную информацию.

Анализируют рисунки, вспоминают подходящие к ним фразеологизмы, предлагают варианты и их значения.

Размышляют о роли фразеологизмов в речи.

Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

Предметные - обучающиеся знают о строении лексической системы русского языка, обнаруживают в речи лексические ошибки, исправляют их, творчески используют фразеологическое богатство русского языка

Познавательные- умение анализировать, доказывать свои рассуждения, развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем, анализировать  лексические  явления  с   целью   их  правильного   употребления.

ОК 1, ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК 5, ОК 6

VI. Подведение итогов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

2 мин.

Подводит итог урока, оценивает с помощью координаторов деятельность обучающихся, комментирует домашнее задание:

1 группа: определить лексическое значение слов из текста (эстет, гурман, оригинальный, изысканный, престижный)

2 группа: продолжить составление Словарика повара

Ответить письменно на вопрос: «Чем отличаются роллы от суши?»

3 группа: составить предложения с названными на уроке фразеологизмами.

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы

Регулятивные

Личностные

VII. Рефлексия

2 мин.

Прием «Рюкзак»         

Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одной группы к другой. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

- Ценность сегодняшнего урока для меня в том…

- Что я возьму сегодня в свой рюкзак с урока?

Произносит напутственное слово – отрывок из стихотворения Ф.Васильева в переводе В.Соложина. Благодарит за работу на уроке.

Обучающиеся высказывают свое мнение, передают рюкзак, «складывая » в него все, что повторили, узнали, что понравилось  на уроке

Коммуникативные – формулирование, высказывание своих мыслей, выводов

Личностные


Приложение 1.

1 группа «Синонимы, их функции»

Выберете подходящие по смыслу синонимы, данные в скобках.

1.Учащиеся внимательно … в микроскоп каплю жидкости. Дети бесцеремонно … приезжего (разглядывать, рассматривать). 2. Древние египтяне … огромные пирамиды. На берегу реки недавно … купальню. Из палатки и весел туристы быстро … носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3. Наш попутчик рассказал … историю. У него оказался пытливый и … ум (любознательный любопытный). 4. «Вы … на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом … (есть, кушать). 5. Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим …. Мрачное … старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром … событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).

2 группа «Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов»

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки, связанные с многозначностью слова и омонимией.

1.Врач обошёл седьмую палату. 2. Роман Горького «Мать» можно читать без конца. 3. Продавца можно подобрать и в своём посёлке. 4. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 5. Наше предприятие представило научно-техническую выставку за рубежом. 6. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

3 группа «Антонимы. Средство выразительности, основанное на антонимии»

Закончите пословицы и поговорки, выбирая подходящие по смыслу вторые их части. Назовите слова-антонимы.

  1. 1. Говорит бело, а… 2. Кто много говорит… 3. Недруг поддакивает…4. Злой не верит… 5. Умел ошибиться… 6. В шутку сказано, да… 7. Добрая слава лежит, а… 8. Ученье – свет… 9. Быль что смола… 10. Маленькое дело… 11. Где умному горе…
  2. 1. …а небыль что вода. 2. …всерьез задумано. 3. …делает черно. 4. …что есть добрые люди. 5. …а  неученье – тьма. 6. …тот мало делает. 7. …худая бежит. 8. …а друг спорит. 9. …умей и поправиться. 10. …там дураку веселье. 11. …лучше большого безделья.

Приложение 2.

Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(25)Мы с капитаном уселись у печки.

– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.

– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками

губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…

– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.

(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.

– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

Приложение 3.

1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

Приложение 4.

Каким же должен быть современный повар?

 Для того чтобы овладеть профессией повара, необходимо обладать целым рядом качеств присущих далеко не всем. Это фантазия и из. . бретательность - творить новые блюда, придумывать новые соч. . тания продуктов; это смелость – заявлять миру о себе, вынося на суд едоков свои тв. . рения; это хорошая память, чтобы держать в голове великое множество р. . цептов; это вкусовое восприятие – без него и делать нечего на кухне; это физическая вынослив. . сть – рабочий день повар проводит на ногах и большинство технол. . гических процессов ему приходится выполнять ( в)ручную в условиях резких перепадов т. . мператур.

 Но, несмотря на трудности, в профес. . ии повара много романтики. Наверно, в каждом из нас живет эстет и гурман. Раззадорить а(пп/п)етит может не только приятный ар. . мат, но и оригинальное оформление блюд. Удовлетворить самую изысканную г. . строномическую фантазию, доставить вкусовое насл. . ждение – дано пов. . ру. Самое привлекательное в искусстве кулинарии - это, наверное, то, что оно как никакое другое материально - его можно попробовать!

 Работа повара очень специфичная и далеко не каждому дано покорить эту профессию. Но тот, кто ее освоил, проявив целеустр. . мленность, терп. . ливость, выносл. . вость, становятся кла(сс/с)ными специалистами, которые всегда востребованы и тогда профессия становится пр. . стижной и высокооплачиваемой.


Приложение 5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИ

обучающихся

Терминологический диктант

Д/З

Задание №1

(карточки)

Задание №2 (экз.№22)

Задание №3

(экз.№5)

Задание №4

(экз.№25 )

Фразеоло-

гизмы

Итоговая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат - успех.

Слайд 2

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ » Наречие Лексика Местоимение Из-за Около И Фразеология Звук Словосочетание

Слайд 3

Тема: Лексика и фразеология

Слайд 4

ЦЕЛЬ: Повторим Узнаем Проверим Поупражняемся

Слайд 5

Лексический марафон «семи пядей во лбу»

Слайд 6

Терминологический диктант

Слайд 7

Терминологический диктант Синонимы, омонимы, омофоны, омоформы , омографы, антонимы, паронимы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, оказзионализмы , экзотизмы, варваризмы, интернационализмы, фразеологизмы

Слайд 8

«Диалектные слова. Сибиризмы »

Слайд 9

«Профессионализмы»

Слайд 10

«Жаргонизмы. Молодежный сленг»

Слайд 11

«Синонимы, их функции» «Синонимические ряды образуют систему оттенков одного и того же понятия» . Л.В.Щерба

Слайд 12

Вывод: для чего нужны синонимы? - чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее; - чтобы избежать стилистических ошибок; - чтобы точно выражать свои мысли; - чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет.

Слайд 13

«Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов» «Мы ОБСТАВИМ всех!»

Слайд 14

«Мы ОБСТАВИМ всех!» Обставить - 1. кого - что чем. Поставить что-н. вокруг чего-н. (Обставить трибуну цветами ) 2. что. Завести мебель, обстановку (обставить кабинет) 3. перен., что. Устроить, создав подходящие условия. ( Хорошо обставить юбилей). 4. кого-что . Обогнать, опередить кого-нибудь (в работе, в какой-либо деятельности) 5. кого. То же, что обыграть. (простор.) 6. кого-что . То же, что обмануть (простор.)

Слайд 15

Вывод: различные формы омонимии используются для привлечения внимания на значение внешне сходных, но различных по смыслу слов, а также для создания необычной рифмы, каламбура.

Слайд 16

«Антонимы, средство выразительности, основанное на антонимии» Игра “Бумеранг”: “Война и …” “Отцы и …” “Волки и …” “Красное и …” “Живые и …” “Толстый и …”

Слайд 17

Вывод: Употребление антонимов в художественной речи, в публицистике служит для создания контраста

Слайд 18

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов . «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь : пустошь распахивают, а пустырь застраивают». А.Югов

Слайд 19

Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов . Пустошь Пустырь лугов(ая, ой) городск(ая, ой) застроить засеять раскорчевать благоухающ ( ая , ий )

Слайд 20

Исправьте ошибки в употреблении паронимов. Учащиеся на уроке физики выполняли практичную работу. За стеклянными витражами магазина были видны немногочисленные посетители. На ребенка одели новое пальто. Ты совершил прекрасный проступок. Он остановился в гостинице для командировочных. Наконец-то я обрел желательный покой. Их дороги разошлись в различные стороны. Этот художник рисует великолепные дружественные шаржи.

Слайд 21

Лексический марафон

Слайд 22

Назовите фразеологизмы

Слайд 23

Для чего нужны фразеологизмы в речи? Чтобы речь была образной, выразительной, яркой. Для этого нужно знать устойчивые сочетания и их значения и уместно употреблять в речевой ситуации.

Слайд 24

Автор: Яковлева Марина Петровна Преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ ИО «ЗАПТ» 2017год РЕФЛЕКСИЯ - Ценность сегодняшнего урока для меня в том… - Что я возьму сегодня в свой рюкзак с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

План-конспект открытого урока английского языка. Тема:Искусство. Глаголы в страдательном залоге.

План-конспект урока английского языка. Тема: «Искусство.  Глаголы в страдательном залоге»  Цели урока:Обучающая: активизировать выученную лексику по теме.Развивающая: развивать умение учащих...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме «My college»

Представлен план-конспект открытого урока по английскому языку по теме «My college» в группе 101 «Сварщик» - 1 курс....

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

План-конспект интегрированного урока (физкультура + анг.язык) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН»

Сегодня мы будем говорить о том. Как проходят уроки физкультуры в англоязычных странах – США и Великобритании, а также о тех спортивных играх, в которые играют американские и английские школьник...

План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...

План-конспект открытого урока по родному языку во 2 классе на тему: «Имя прилагательное».

Дарсны темасы: Сыпатлыкъ.Къургъан: Абдурахманова Асият Абдулхаликовна.Дарсны мурады:1. Яшлагъа янгы теманы англатыв.2. «Сыпатлыкъ» деген белюкден яшланы билимлерин тергемек.3. Гьар тюрлю о...