Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы
|
I. Организационный момент
| Личностные УУД
Регулятивные УУД | - Самоорганизация.
- Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу. - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.
| Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Вопросительные слова |
II. Проверка домашнего задания | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД | - Анализировать, сравнивать, делать выводы. - Преобразовывать информацию.
- Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
- Оценивать успешность усвоения материала | Проверка выполнения домашнего задания. | Совместно с учителем проверяют домашнее задание | Работа по взаимоконтролю письменных работ.
|
III. Языковая разминка - словарный диктант | Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Предметные УУД | - Обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными ситуациями. - Вырабатывать свою жизненную позицию.
- Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
- Внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, в первую очередь оценивая положительное, а недочеты высказывая в виде пожеланий.
- Воспроизведение знаний орфографии | 1. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы. Морозец, небеса, оттепель, жизнь, единообразие, сугроб, трескотня, воробьи, окрестность, чародейка, исчезновение, солнце, льдинка, отголосок.
| Записывают слова, проверяют работы, выставляют оценку по шкале оценок. Предполагаемый ответ: Морозец – полногласное чередование -оро-; небеса – безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением; оттепель – удвоенные согл. на стыке морфем, безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением; жизнь – правописание гласных после шипящих: жи – ши пиши с буквой и; единообразие – безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением; сугроб – правописание парного согл. на конце слова; трескотня – безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением: треск; воробьи –полногласное сочетание в корне -оро-, безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением: воробышек; правописание разделит. Ь в корне слова; окрестность – правопис. приставки о-; правопис. непроизносим. согл. – крест; правопис. суффиксов сущ. – ость; чародейка – правопис. гласной после шипящей – ча – ща пишется с буквой а; исчезновение – правописание конечного согл. в приставке на -з, -с перед глухим согласным; безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением: исчез; правописание суффиксов сущ. –ов, -ий; солнце – правописание непроизносимой согл.; льдинка – правописание смягчающего Ь в корне слова; отголосок – правописание приставки от-, безуд. гласные в корне слова, проверяемые ударением: голос; полногласие -оло-; правописание суффикса с беглой гласной -ок. | Письменная работа.
|
IV. Формулирование темы и цели урока | Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные УУД | - Высказывать предположения на основе наблюдений. - Формулировать тему урока. - Самостоятельно ставить цель деятельности. - Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
- Воспроизведение (актуализация) знаний об имени существительном - Определение основных направлений в изучении темы | 1. - Определите, чем тематически связаны слова. Подсказка: Снег на полях, /Лёд на водах, /Вьюга гуляет. /Когда это бывает?
2. - Чем связаны морфологически? Подсказка: Земля, вода, пшеница, класс – Всё сущее, что окружает нас, Мы называем, имя им даём: Берёза, речка, солнце, дом… Явления природы: буря, дождь… Без существительных не проживёшь.
3. – Что вы, изучая имя существительное как часть речи, уже несколько уроков, можете сказать об этой части речи? Комментарий учителя: Каждое слово русского языка, обозначающее предмет, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть незаменимым. Л.В. Успенский называл имя существительное хлебом языка.
4. Знакомство с новым понятием. А) Как вы думаете, можно ли создать текст на основе только существительных? Б) Существуют ли такие тексты? Комментарий учителя: Существуют тексты, обычно стихотворные, состоящие только из одной части речи, например, существительных в именительном падеже: Утро. Роща. Луг. Река. Воздух. Небо. Облака. Ива. Трели. Соловьи. Солнце. Отблески зари. Одуванчик. Василёк. Жук. Букашка. Мотылёк. Стадо. Песня пастуха. Лето. Травка. Степь. Ольха. Тишина. Ночь. Темь. Луна. Звёзды. Свежесть. Мошкара. Рыба. Плеск. Уха. Костёр. Пламя. Смех. Крик. Разговор. Стог. Коса. Стук. Пересвист. Куропатка. Филин. Риск. Зорька. Капельки росы. Щебет. Поле. Куст. Дрозды. Холодок. Вздох ветерка. Утро. Роща. Луг. Река. Форма работы несложная, но интересная: нужно найти и скомпоновать слова, емко и кратко характеризующие описываемое событие, состояние или картину.
5. – Теперь попробуйте назвать тему нашего урока. Составьте слова из начальных букв слов диктанта и запишите тему урока.
Комментарий учителя. В литературе есть такая форма – акростих – определенным образом составленное стихотворение, в котором, если прочитать первые буквы строчек по вертикали, получается слово – оно «пронизывает насквозь» все основное стихотворение.
6. – Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней? Какими могут быть цели урока? Попробуем проверить, так ли это. | Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют тему урока, цели. Предполагаемый ответ: - Слова связаны с темой «Зима».
- Слова являются одной частью речи – именем существительным.
- Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду и изменяются по падежам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами, реже – сказуемыми.
- Текст на основе существительных создать можно. Такие тексты существуют.
- Тема урока «Множественное число имен существительных».
- Эта тема знакома. Мы возвращаемся к ней, чтобы повторить, что знаем, узнать что-то новое. | Проблемный диалог |
V. Актуализация и углубление изученного
| Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные УУД | - Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.
- Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
- Воспроизведение (актуализация) знаний об имени существительном - Анализ информации по теме «Множественное число имени существительного»
| 1. Работа с учебником: § 98 упр. 548 и * стр.73. Умение видеть имена существительные во множественном числе. 2. стр. 74 - * – выявление новой информации о числе имён существительных. Ознакомительное чтение про себя.
ж.р. | Книги, буквы; мысли | -и (-ы) | м.р. | Словари, алфавиты; Профессора/, учителя/ | -и (-ы) -а (-я) | ср.р. | Слова, предложения | -а (-я) |
– На что обращают внимание авторы учебника? – Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных? - Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? | Выполняют упражнение 548, отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы: - Авторы учебника обращают внимание на окончание сущ. во множественном числе.
- Сущ. ж.р. в форме И.п. мн.ч. имеют окончания –и(-ы); м.р. мн.ч. окончания –и (-ы), -а (-я); ср.р. мн.ч. окончания –а (-я). | Работа с учебником |
VI. Физминутка |
|
| Организует физминутку.
| Выполняют движения |
|
VII. Развитие учебноязыковых умений, формирование навыков культуры речи (овладение грамматическими нормами) | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД | - Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. - Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. - Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы). - Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. - Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
- Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. - Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов.
- Понимать значимость новых знаний
- Построение нового знания о множественном числе имени существительного - Анализ информации по теме «Множественное число имени существительного»
| - Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний).
- Может ли учебник помочь в решении проблемы? Почему правила нет в учебнике? Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях существительных. А) Есть у вас в продаже свежие торта? Скоро весна. На поля выйдут новые трактора. |
Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма). Работа в парах. – Проверьте свою работу по ключу. – Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы. Окончания сущ. мн. ч. И.п. | Основное в книжной речи -и (-ы); В разговорной -а (-я) |
Комментарий учителя. Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -а, которое постепенно начало вытеснять окончание -ы. Иногда возможны сомнения: инструктор (-а или -ы), конструктор (-а или -ы). В этом случае нужно обратиться к словарю и окончание запомнить: инструкторы ( -а – в разговорной речи), конструкторы.
Б) В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок. |
В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п. - Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? - Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий). – Что объединяет слова в предложении? - Что обозначают эти предметы? – Как легче запомнить окончания?
Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.
Окончания сущ. мн. ч. Р.п. | : - национальности на –н, -р (армян, татар, англичан) - единицы измерения + числит. (ампер, вольт, ватт) - воинские единицы (солдат, партизан) - парные предметы (пара чулок, ботинок, НО носков) -ов : - овощи и фрукты (огурцов, апельсинов, НО яблок) - единицы веса (килограммов, граммов) |
3. Работа в парах – лингвистические задачи. 1 задача: «Если у вас есть несколько знакомых девушек или подруг по имени Оля, то как вы скажете: Подарки для наших… [ ?]» 2 задача: «Вы просите купить вам несколько комплектов белья. Как вы скажете: Купите мне, пожалуйста, несколько… (простыня) [ ?]» 3 задача: «В газетном очерке об армейских буднях написано: «Каждый боец из отряда солдатов был снабжен парой новых сапогов». Грамотно ли журналист употребил слова во множественном числе?» 4 задача: «Спорят два ученика. 1-ый ученик: «Я уверен: в слове шофера ударение падает на последний слог». 2-ой ученик: «Нет, в слове шоферы ударение на том же слоге, что и в единственном числе». Кто прав?» 5 задача: Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей Или – у рыб нет зуб? | Выполняют упражнения. Анализируют в парах представленный материал, составляют графическую модель орфограммы. Обсуждают свои записи, корректируют, дополняют, если возникает необходимость.
Предполагаемые ответы: - Четко сформулировать правило нельзя. Учебник не может помочь в решении проблемы, т. к. нет единого правила образования имен сущ. во мн.ч.
- В формах И.п. мн.ч. имён сущ. могут быть окончания -а, -ы.
- Да. Предложение составлено верно.
- Слова объединяет форма Р.п. мн.ч. Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса. - Легче запомнить слова, соединив их в группы: овощи, фрукты, вес, парные предметы.
| Вопросительные слова. Письменная работа. |
VIII. Итог урока | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД
| - Соотносить цели и результаты своей деятельности. - Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
- Осуществлять логическое действие «обобщение».
- Сотрудничать с учителем и со сверстниками.
- Принятие жизненных ценностей и смыслов.
- Способность использовать полученные знания о множественном числе имени существительного | – Что нового узнали на уроке? – Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета: желтый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». оранжевый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями». красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» | Осуществляют рефлексию на содержательном и эмоциональном уровне. - На уроке мы узнали правила написания окончаний сущ. мн.ч. в И.п. и Р.п., научились образовывать формы мн.ч. И.п. и Р.п. имен сущ. - Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека. | Вопросительные слова. Фронтальная. |
IX. Домашнее задание | Личностные УУД
Регулятивные УУД
| - Выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей.
- Обеспечивать самосовершенствование через саморегуляцию. | Задания на выбор: 1. Параграф 98, выполнение упражнения 554 по заданию. 2. Придумать акростих, связанный с темой сегодняшнего урока. 3. Придумать стихотворение, состоящее из существительных множественного числа. | Записывают варианты домашнего задания. |
|