Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".
план-конспект занятия по теме
Конспект и презентация урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспкт урока | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Упражнения в правописании имен собственных.
ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».
ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и закрепить знания на письме имена собственные
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
- повторить правописание имен собственных;
работать с наглядным материалом, отвечать на
вопросы
обогатить словарный запас учащихся;
- совершенствовать навыки письма.
Коррекционно-развивающие:
• развитие речи и коррекция её недостатков;
• развитие познавательных процессов: слухового восприятия, зрительного внимания, наглядно-действенного и образного мышления, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; учить применять правило при выполнении задании
• развитие моторики рук.
Воспитательные:
воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.
Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы «Повторение », служит уроком закрепления знаний.
Оборудование: таблицы, компьютер (презен)
Ход урока
I.Организационный момент. (2 мин)
Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
- Тихонечко садитесь,
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят? (ДА отвечают дети. Раз всё в порядке тогда
начинаем работать
Проверка дом.задания надо брать как этап урока, как думаешь?
Например:
- Что относится к именам собственным? Перечислите их. Приведите примеры
II. Введение в тему Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг, (2 мин.)
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
1.Сегодня, на уроке мы с вами повторим и закрепим знания об именах собственных. Вспомним как они пишутся на письме?
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 1-2)
Итак, тема нашего урока (Тема урока «Упражнения в правописании имен собственных.».) (Слайд 3)
III. Чистописание. (ПРОИЗНОШУ ВСЛУХ САМА каждое слово) 4 мин.
- С какого звука начинается каждое слово? Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)
- А сейчас мы в вами напишим заглавную и строчную букву Г.
Откройте тетради, Запишите сегодняшнее число, классная работа
(Слайд 4. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)
- Напишите красиво и правильно заглавную и строчную букву Г,г.
- Прочитайте предложение. (Слайд 5)
- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните в именах собственных большую букву. А теперь проверьте по слайду
IV. Словарная работа. 6 -7 мин.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. ( работает у доски по одному ученику выходят , сразу проверяем «опасную»букву, ударение ставим .)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 6)
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 7 ) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Образуйте от словарных слов фамилии (устно)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 8)
V. Обобщение знаний по теме «Большая буква в именах собственных».
1. Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа (устно). 3 мин
- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Объясните в каких случаях мы пишем с большой буквой и в каких строчной(Ответы учащихся.) которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Лев– лев (Слайд 9)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.) Лев это писатель, имя человека Лев Толстой(Чтение «Филипок» ) лев-животное, предмет. Роза- имя девочки, роза-цветок тоесь предмет
- Почему одни слова пишем с большой , а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а названия предметов – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 10)
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
Физкульминутка. 1 мин
2. Слайд 11 Работа с учебником стр. 147 упр. 7. Письменно, выполнить задание. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных
на презентации портрет А.С. Пушкина слайд 12 8 мин.
3. Физминутка для глаз. (Слайд13 ) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. 1- 2 мин.
4. Клички животных. 5 мин. Слайд 14
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними.
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
кошка |
| Шарик |
собака |
| Мурка |
корова |
| Сокол |
конь |
| Зорька |
5. Большая буква в географических названиях. 4 мин.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес? (Слайд 15
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Набережные Челны). Наша школа находится на проспекте (Кол Гали ). (Проверка. Слайд ) В тетради написать только последннее предложение. Подчеркнуть имена собственные
VI. Обобщение. - Какие слова относят к именам собственным? Приведите по одному примеру (устно)
Имена собственные (схема):
- имена
- отчества
- фамилии
- клички животных
- названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
Имена собственные пишутся с большой буквы
VII. Итог урока.) 2 мин.
Учитель:
- Наше путешествие подходит к концу.
- Что понравилось тебе сегодня на уроке?
- Оценивание учащихся
- VIII Слайд 18
Дом. Задание (творческое) 1 мин.
Записать названия улиц и проспектов нашего города
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур
На уроке обобщается и систематизируется материал о причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова" 4 класс...
Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"
Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...
Формирование межкультурной языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе обучения
Методическая разработка представляет собой практические материалы по формированию языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе изучения...
"Большая буква в именах собственных"
Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, создать и найти пути выхода из проблемной ситуации...