Деятельность учителя по управлению качеством образования в контексте ФГОС
статья
Программа по физической культуре основной школы (базовый уровень) для 5 классов разработана на основе:
-требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, в соответствии с целями и задачами образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеева Ксения Михайловна
Учитель физической культуры
Лицей № 244
Санкт-Петербург
Деятельность учителя по управлению
качеством образования в контексте ФГОС
Программа по физической культуре основной школы (базовый уровень) для 5 классов разработана на основе:
- закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
- авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010):
-требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ГБОУ Лицея № 244 Кировского района Санкт-Петербурга.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
- О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Планируемые результаты изучения курса.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
ТЕМА: Гимнастика(упражнения в упоре на руках)
ТИП УРОКА: Решение частных задач
ЦЕЛЬ: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий гимнастики.
ЗАДАЧИ:
1. образовательная: закрепить теоретические знания (осанка); формировать у учащихся координационные и кондиционные способности.
2. воспитательная: комплексно развивать координацию, силу, гибкость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать чувства прекрасного, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.
3. оздоровительная: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Личностные результаты: принятие и освоения социальной роли обучающегося ,развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения,развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2.Метапредметные результаты:
Познавательные - оценивают свои достижения,отвечают на вопросы,соотносят изученные понятия с примерами.
Коммуникативные – овладеют диалогической формой речи,умением вступать в речевое общение.
Регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.
3.Предметные результаты: обучающиеся
3.1.Знают: выполнять и объяснять технику выполнения упоров на руках,анализировать и находить ошибки,эффективно их выполнять
3.2.Умеют: взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр,соблюдать требования техники безопасности в спортивном зале,бережно обращаться с инвентарем.
Методы обучения : частично-поисковый
Средства обучения :
- Учебник «Физическая культура 5-7 класс» Виленский М.Я.
- Каинов А.Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола: программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Волгоград: ВГАФК, 2005г.
- Лях.В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1-11 классы. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физкультура в школе.-2004г.-№ 1-8.
- Лях. В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич-М.: Просвещение, 2010г.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ:
1.индивидуальная
2.фронтальная
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1.Технология развивающего обучения,развитие процессов восприятия
2.Технология критического мышления
3.Технология учащевого взаимодействия
ПЛАН [вид учебных занятий]
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | ||||
1.1. | Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку ,озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. | Выполняют построение.Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. | ||
1.2. | Дает команды : «Равняйсь!»,»Смирно!»,»Направо!»,»Налево в обход шагом марш!». Формулирует задание : по условному сигналу (свисток) разбежаться по спортивному залу и выполнить бег врассыпную,при повторном сигнале собираться в колонну и продолжить бег по кругу.Во время выполнения задания не останавливаться. Проводит дыхательные упражнения : вдох – руки вверх, подняться на носки ,выдох- полунаклон вперед,расслабленные руки вниз(повторить 3-4 раза) Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль(разминка на матах(см.приложение №1)) | Выполняют команды. Выполняют задания.После бега переходят на ходьбу. | ||
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
2.1. | Проводит серию упражнений .Создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль(выполнить упражнения в упоре на руках(см.приложение №2)) | Выполняют упражнения | ||
2.2. | Формулирует задание,обеспечивает мотивацию выполнения,контролирует выполнение (подвижная игра(см.приложение №3)) | Учавствуют в игре |
2.3 | Формулирует задание: в колонне пройти один круг с дистанцией 2 шага,по хлопку остановиться и, закрыв глаза, удержать равновесие на одной ноге,другая назад,руки в стороны(стоять не менее 5 с) | Выполняют упражнения (4-5 раз) |
3. РЕФЛЕКСИИВНЫЙ ЭТАП | ||
3.1 | Проводит беседу по вопросам: -Какие подвижные игры можно было включить в сегодняшний урок? -Что не получилось на уроке, что надо тренировать для этого? | Отвечают на вопросы,слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
3.2. | Организация записи домашнего задания -повторение пройденного материала | Запись домашнего задания в тетради |
3.3. | Организация оценочной деятельности в форме -самооценка -взаимооценка | Оценивают себя самостоятельно, оценивают друг друга по 5ти бальной шкале |
Приложение №1
Разминка на матах:
1.Сидя с согнутыми ногами : зацепится ладонями за стопы,медлено выпрямить ноги,не отпуская стопы (6-8 раз)
2.Сидя с прямыми ногами: наклоны вперед,стараясь головой дотянуться до колен(10-12 раз)
3.То же,ноги врозь
4.В упоре лежа сзади: сгибать ноги,стараясь сесть на пятки
5.В упоре лежа сзади ноги врозь: поднять левую руку вверх и удержать упор на одной руке(10 счетов),повторить на другой руке
6.В упоре сидя с согнутыми ногами: подняться на правую ногу и выполнить прыжки(10-12 раз) на левую ногу и обратно,опираясь руками сзади.
7. Встать на маты на колени с оттянутым носками,сесть на пятки,поднимать и опускать колени(можно помогать руками, опираясь на маты ладонями(выполнит 10-12 раз)
Приложение №2
Упражнения в упоре на руках:
1.Встать на маты в упор на колениях с оттянутыми носками,выпрямляя ноги,выполнить упор согнувшись,опрой руками и пальцами ног(удерживать 10 счетов)
2.Стоя на коленях: опереться руками и головой на маты(руки и голова образуют треугольник), опереться коленом согнутой ноги на одноименную руку чуть выше локтя,другой ногой так же опереться на другую руку.Удерживать равновесие в упоре руками и головой макимально долго.(не более 10- счетов)
3.Стоя в упоре присев: опереться коленом согнутой ноги на одноименную согнутую руку чуть выше локтя,другой ногой так же опереться на другую руку.Удерживать равновесие в упоре руками максимально долго.(предварительно удерживать 1-2 счета, при уверенном выполнении время удержания увеличивать)
4.В упоре руками и одной ногой: прыжки на одной ноге опорой руками,другая нога выполняетмахи одновременно с толчком опорной ноги(10-12 раз)
Приложение №3
Подвижная игра »Пустое место»
Описание игры.Участники игры встают в круг, а водящий осается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону,а вызванный – в противоположну.Встретивщись, они здоровоются и продолжают бежать дальше,стараясь наперегонки занять свободное место(оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставщийся без мест становится водящим, и игра продолжаетя.
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Учебное задание | Формируемые УУД | |||
1. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | ||||
1.1. | Проводит построение в шеренгу. Проверяет готовность учащихся к уроку ,озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала | Личностные : понимают значенияе знаний для человека и принимают его,имеют желание учиться, положительно отзываются о школе,правильно индентифицируют себя с позицией школьника | ||
1.2. | Дает команды : «Равняйсь!»,»Смирно!»,»Направо!»,»Налево в обход шагом марш!». Формулирует задание : по условному сигналу (свисток) разбежаться по спортивному залу и выполнить бег врассыпную,при повторном сигнале собираться в колонну и продолжить бег по кругу.Во время выполнения задания не останавливаться. Проводит дыхательные упражнения : вдох – руки вверх, подняться на носки ,выдох- полунаклон вперед,расслабленные руки вниз(повторить 3-4 раза) Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль(разминка на матах(см.приложение №1)) | Личностные : проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми Регулятивные : принимают и сохраняют учебнуюзадачу при выполнении упражнений,осуществляют итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные : используют речь для регуляции своего действия,взаимодействуют со сверстникамив совместной деятельности,контролируют действие партнера | ||
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
2.1. | Проводит серию упражнений .Создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль(выполнить упражнения в упоре на руках(см.приложение №2)) | Регулятивные : осуществляет пошаговый контроль своих действий,ориентируясь на показ движений учителем. | ||
2.2. | Формулирует задание,обеспечивает мотивацию выполнения,контролирует выполнение (подвижная игра(см.приложение №3)) | Коммуникативные : используют речь для регуляции своего действия,взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности,контролируют действие партнера | ||
2.3. | Формулирует задание: в колонне пройти один круг с дистанцией 2 шага,по хлопку остановиться и, закрыв глаза, удержать равновесие на одной ноге,другая назад,руки в стороны(стоять не менее 5 с) | Регулятивные : действуют с учетом выделенных учителем ориентиров,адекватно воспринимают оценку учителя | ||
3. РЕФЛЕКСИИВНЫЙ ЭТАП | ||||
3.1. | Проводит беседу по вопросам: -Какие подвижные игры можно было включить в сегодняшний урок? -Что не получилось на уроке, что нада тренировать для этого? | Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его | ||
3.2. | Организация записи домашнего задания -повторение пройденного материала | Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его | ||
3.3. | Организация оценочной деятельности в форме -самооценка -взаимооценка | Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Книгопечатная продукция:
- Учебник «Физическая культура 5-7 класс» Виленский М.Я.
- Каинов А.Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола: программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Волгоград: ВГАФК, 2005г.
- Лях.В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1-11 классы. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физкультура в школе.-2004г.-№ 1-8.
- Лях. В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич-М.: Просвещение, 2010г.
- Настольная книга учителя физической культуры. Г.И. Погадаев. М.:Физкультура и спорт.1998г.
- Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Физкультура в школе.-2006г. №6
- Книга для учителя «Силовая подготовка детей школьного возраста» В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2002г.
- Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
- Теория и методика физической культуры: учебное пособие/ под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и...

Управление качеством образования через организацию контроля проектирования и проведения учебных занятий
Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, орг...

Научно - практическая конференция «Инновационная деятельность как фактор современного качества образования»
Доклад «ИКТ как средство повышения внутренней мотивации обучающихся» преподавателя ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» Ананьиной И.М....

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС
Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема качества образования в начале 21 века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Под качеством образования понимается совокупность ...