Управление качеством образования через организацию контроля проектирования и проведения учебных занятий
статья на тему

Чистякова Ольга Александровна

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smk_uchebnogo_zanyatiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

1.Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

 В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

  • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее  на достижение образовательных целей);
  • наличие субъектов образовательной деятельности

В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

2.Управление рассматривается  как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов. 

Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

  • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
  • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

        Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть  вопрос проектирования, организации  и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации  и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития  компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.

Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации

  • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
  • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
  • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
  • оценка результатов проведения учебного занятия;
  • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
  • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

  • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
  • мотивационное обеспечение урока;
  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
  • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
  • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
  • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.

Показатели и критерии

1

Организация учебного занятия:

  • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
  • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
  • Наличие плана занятия
  • Распределение времени учебного занятия
  • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

2

Поддержание дисциплины:

  • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
  • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
  • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

3

Мотивация и целеполагание:

  • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
  • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
  • Обеспечение мотивации процесса обучения

4

Изложение учебного материала:

  • Преподаватель логичен и последователен
  • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
  • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
  • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
  • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
  • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
  • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
  • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
  • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

5

Формы и методы работы:

  • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
  • Использование на занятии активных форм и методов обучения
  • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
  • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

6

Подведение итогов и организация рефлексии:

Выдача домашнего задания

Подведении итогов занятия

Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации  и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.

старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ Юридический колледж  г. Москвы

Чистякова Ольга Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"

Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...

План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО обучающихся по специальности  43.02.01 Организаци...

Развитие навыков организации группового обучения при проведении учебного занятия

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование общих учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. В услов...