Управление качеством образования через организацию контроля проектирования и проведения учебных занятий
статья на тему
Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smk_uchebnogo_zanyatiya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:
1.Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации
В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:
- функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
- целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
- наличие субъектов образовательной деятельности
В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.
2.Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.
В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.
3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.
Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:
- Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
- Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.
Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.
Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации
- рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
- выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
- определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
- оценка результатов проведения учебного занятия;
- установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
- формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.
Через посещение и анализ уроков можно контролировать:
- обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
- мотивационное обеспечение урока;
- способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
- формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
- организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
- организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.
Показатели и критерии | |
1 | Организация учебного занятия: |
| |
| |
| |
| |
| |
2 | Поддержание дисциплины: |
| |
| |
| |
3 | Мотивация и целеполагание: |
| |
| |
| |
4 | Изложение учебного материала: |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
5 | Формы и методы работы: |
| |
| |
| |
| |
6 | Подведение итогов и организация рефлексии: |
Выдача домашнего задания | |
Подведении итогов занятия | |
Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей) |
Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.
старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы
Чистякова Ольга Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий
Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...
Организация приёмочного контроля качества в аптечной организации. Контроль при отпуске ЛС.
Изучение правил приёма товара в аптеке....
Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"
Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...
План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО обучающихся по специальности 43.02.01 Организаци...
"Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС на примере ГПОУ ЯО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий»
Проект "Дорожная карта"...
Развитие навыков организации группового обучения при проведении учебного занятия
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование общих учебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция студента для решения учебной задачи. В услов...