Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО
методическая разработка на тему

Капитонова Марина Николаевна

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. При решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность основных направлений деятельности учителей

начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО.

Капитонова М.Н.,учитель математики

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования в значительной степени способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Преемственность – это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. При решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы.

Много вопросов встает перед учителем, планирующим в следующем учебном году взять пятые классы, обучение которых сейчас проходит по новым стандартам. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся всегда преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости.

При изучении математики у учащихся формируются характерные для этого предмета приемы мыслительной деятельности, алгоритмические умения и навыки, фиксированные в стандартных правилах, формулах и способах действий.

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Преемственность в обучении математике в начальной и основной школе – это педагогический процесс, который раскрывает связь между данными ступенями образования, сохранение тех или иных элементов целого как системы; способствует получению образовательного результата в виде интеграции личностной мотивации, качества математической подготовки, универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ученика к успешному овладению математикой на следующей ступени обучения.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

• образовательные программы;

• организация учебного процесса;

• единые требования к учащимся;

• структура уроков в свете новых ФГОС;

• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;

• работа с учащимися и родителями.

При выборе УМК следует обратить внимание на преемственность в преподавании математики в курсах начальной и основной школы. Остроту проблемы выбора учителем математики УМК для работы в 5-6 классах определяет многообразие учебных программ в начальной школе.

Содержательные линии, дидактические и методические особенности системы обучения, избранные начальной школой, должны получить методическое продолжение в основной школе.

Система, обеспечивающая преемственность между ступенями школы в содержании, технологиях и общих подходах к преподаванию, несомненно, снимает многие проблемы, связанные с адаптацией школьников при переходе в 5-ый класс.

Основные мероприятия по преемственности

  • Устанавливаются систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.
  • Практикуются совещания по обмену опытом работы. Проводятся педагогические совещания, заседания; совместные мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников
  • Учители-предметники проводят конкурсы у учащихся начальных классов.

В свою очередь учителя начальных классов учитывают стиль работы учителей 2-й ступени, изучают характер их требований, методы и приемы работы.

Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Сохраняется преемственность учебно-методических  комплектов.

Проводятся  родительские собрания с приглашением  учителей- предметников.

      Преемственность на “практическом” уровне:

1 этап -  предварительный:

1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД , соответствие уровня обученности  каждого ученика потоку обучения;

2. Преемственность  в  работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;

3. Ознакомление родителей с перспективами  обучения  учащихся в 5 классе;

2 этап -  основной:

  1.  Входная диагностика ЗУН, УУД;

Типичныеошибки:

  • Арифметические ошибки
  • Ошибки в правилах деления и умножения натуральных чисел
  • Перевод из одних единиц вычисления в другие
  • Отсутствие навыка выстраивать числа в порядке возрастания или убывания
  • Пробелы в знаниях формул вычисления площади и периметра фигур
  • НЕ ВНИМАТЕЛЬНО прочитано задание
  1.  Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой  требований к учащимся 5 классов,  с целями и задачами работы  по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;

3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных  условий для адаптации учащихся  5 классов в среднем звене обучения  познавательной учебной мотивации;

4. Родительские собрания с участием учителей.

Проблема преемственности стоит практически перед  каждым учителем математики, начинающим работу в 5 классе. Хорошо, если эта проблема только чисто психологическая. Хуже, когда обнаруживается недостаточная подготовленность учащихся к обучению математике в основном звене.

С чего начать? Как бы банально это ни звучало, но начинать нужно с доведения до автоматизма вычислительных навыков. Без этого дальнейшее обучение математике становиться бессмысленным. Укажем несколько приемов развития вычислительных умений.

  • Работа по карточкам. Применение карточек не ограничивается только таблицей умножения и только математикой. Они могут быть использованы, например, для запоминания формул сокращённого умножения, тригонометрических формул, производных функции и т.д., а также в любой другой школьной дисциплине.
  • Устный  счет. Наиболее распространена ситуация , когда учащиеся выполняют математические действия хоть и правильно, но очень медленно. Даже простейшие примеры ребята стремятся решать «в столбик». А в это время падает темп, урок утрачивает свою целостность, распадаясь на сугубо вычислительные фрагменты. Такая ситуация особенно недопустима в старших классах, так как она снижает роль математики как одной из основных дисциплин, формирующих целостное научное мировоззрение. Следовательно, вычислительные навыки нужно тренировать.
  • Развитие речи учащихся.Если ученик, решая задачу у доски, не может прокомментировать своё решение, то математическую подготовку этого школьника нельзя признать удовлетворительной.Настоящее знание всегда может быть выражено  словом.Если школьник пытается объяснить решаемую задачу, то речь его часто неграмотна, путана, сбивчива. Учителю приходиться направлять ученика большим числом вспомогательных вопросов. Как оказать в таких случаях эффектную, действенную помощь?

Это не так трудно, как кажется, но и  наскоком проблему не решить. Требуется кропотливая работа, которая в конечном счете приведет к нужному результату.

И начинать её следует как можно раньше, уже в начальных классах. А если ученики перешли с существенным речевыми недостатками  в 5 класс, то учителю необходимо обратить серьёзное внимание на исправление этих недостатков.

           Прежде всего нужно наполнить словарный запас учащихся. Ученики должны твёрдо знать название и свойства того математического объекта, с которым оперируют. Аудитория только тогда подготовлена к восприятию материала, когда она понимает термины, чертежи, схемы, знает предшествующий материал. Иначе полноценное восприятие невозможно.

         Следовательно, на каждом уроке учитель должен добиваться точного и безусловного воспроизведения всеми учащимися новых терминов, формулировок определений, теорем, изученных на предыдущих уроках.

           Словесная формулировка, произносимая по ходу решения задачи,- это стимулирование мыслительной деятельности учащихся, формирование у них прочных навыков математически грамотной речи.

         К сказанному следует добавить, что полноценное сотрудничество учителя и учеников без активного говорения невозможно. Если ученик всё время только молчит и слушает, то не срабатывает  принцип обратной связи. И учителю приходится прилагать немалые усилия, чтобы разобраться в проблемах ученика.

  • Индивидуальный подход

          Ни одному ученику не должен быть скучно на уроке! А скука возникает либо из-за непонимания материала, либо из-за его чрезмерной легкости. Понятие «легко» и  «сложно» относительны  и зависят от уровня общего развития учащихся. Значит, каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными особенностями.

            При изучении новой темы опытный учитель излагает материал предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся, разбирает простейшие примеры и задачи. Но, как показывает опыт, в классе всегда найдутся учащиеся, не до конца разобравшиеся в материале. Для них учитель повторяет объяснение. А сильные учащиеся решают более сложные, нестандартные задачи по данной теме. Для таких заданий в кабинете математики целесообразно иметь систематизированную картотеку.  

  • Учет пробелов в занятиях

             Одним из важнейших звеньев в деятельности учителя математики является учет пробелов в знаниях учащихся. Контрольные и самостоятельные работы позволяют определить и оценить степень усвоения учащимися пройденной темы, выявить уровень математической подготовки школьников в целом. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только констатацией факта. Учитель – не контролер. Поэтому рекомендуется по горячим следам провести в классе анализ контрольных работ ( так называемую работу над ошибками).  Но и этого недостаточно, ибо опыт показывает, что такой анализ эффективен лишь для более или менее подготовленных учащихся, ошибки которых вызваны поверхностными факторами, например, невнимательностью. Но у слабых учеников  происхождение ошибок в большинстве случаев уходит корнями в их прошлое обучение, образуя своеобразный хвост из пробелов в знаниях.

      Это действительно серьезная и тяжелая проблема. Но решать ее надо начинать незамедлительно и продолжать на протяжении всего курса обучения.

  • Преодоление утомления.

           Изучение математики требует активных умственных усилий. Очень трудно поддерживать произвольное внимание учащихся на протяжении всего урока. Напряженная мыслительная деятельность, большое количество однотипных и в общем-то рутинных вычислений или алгебраических преобразований быстро утомляют школьников. Существует универсальный способ поддержания рабочего тонуса учащихся: переключение с одного вида учебной деятельности на другой. Но можно воспользоваться и советом Блеза Паскаля: « Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным ». Впрочем, это тоже одна из разновидностей переключения.

           Не стоит путать занимательность с развлечением. Занимательная задача – это настоящая математическая задача. Только с неожиданным или, как сейчас принято говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстает перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт.

  • Дисциплина на уроке.

        Проблема дисциплины не является самостоятельной проблемой. Если учитель жалуется на плохую дисциплину в классе, то причины, скорее всего, в нем самом. Здесь важно выделить два аспекта: личные качества учителя и методику преподавания. Оба аспекта взаимосвязаны.

       Среди качеств, которыми должен обладать преподаватель, чтобы и себе и детям обеспечить психологический комфорт на уроке, следует, прежде всего, назвать глубокое знание самого предмета. Оно стимулирует уважение и требовательность не только к ученикам, но и к самому себе. Кроме того, учитель должен быть справедлив. Если учащиеся чувствуют его произвол в выставлении оценок, то ожидать от них послушания не приходится. Однако не следует слишком бурно реагировать на детские шалости. Они проходят тем быстрей, чем меньше внимания на них обращают. Учитель должен быть прежде всего оптимистом, чтобы видеть в маленьком человеке хорошее.  Нужно обладать чувством юмора,  которое помогает нейтрализовать конфликтные моменты, которые часто возникают на уроках.

         Что же касается второго аспекта-методики преподавания, то главное – загрузить детей работой на уроке в соответствии  со способностями каждого, то есть обеспечить то, что в педагогической  науке называется активизацией учебной деятельности учащихся.

         Применение же наказаний (окрик, запись в дневник, « дисциплинарная двойка»...) недопустимо. В отдельных случаях они могут дать сиюминутный эффект, но тогда о педагогике сотрудничества придётся забыть.

          Грамотное использование методических приёмов, рассмотренных выше, снимает проблему дисциплины, поднимает авторитет учителя и обеспечивает бесконфликтную организацию учебного процесса.

Чтобы процесс обучения был успешным, важным условием является создание благоприятного психологического климата.  Использование педагогической технологии – создание ситуации успеха, способствует созданию  комфортной атмосферы на уроке. Учитель должен дать возможность каждому ребенку проявить свои способности. К.Д.Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес к учению, а интерес проявляется только тогда, когда есть вдохновение, которое рождается от успеха в овладении знаниями.  

Ученый, психотерапевт и педагог У.Глассер считал, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Но здесь возникает вопрос: «Как создать ситуацию успеха»?

1.Учителю необходимо, как можно быстрее запомнить имена детей.   Американский психотерапевт Э.Берн считает, что «Ничто не ласкает человеческий слух, как называние его по имени».

2.Выражение подбадривания, похвалы: «Молодец», «У тебя сегодня все получилось…», «Твой ответ сегодня такой же яркий, как солнышко» и т.д.

3.Использование игровых технологий с применением ИКТ способствует созданию ситуации успеха. В.А. Сухомлинский считал:  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

На своих уроках я использую следующие виды совместной деятельности:

  • Взаимоконтроль и взаимоопрос (задают друг другу вопросы по изученной теме, сравнивают свой вариант ответа с ответами других учеников).
  • Взаимная оценка (анализ работы товарища, по критериям, которые записаны учителем на доске)
  • Выполнение творческих заданий и обсуждение проблем.

Процесс оценивания знаний.

При выставлении отметки, детям необходимо разъяснять критерии оценивания, если у ребенка имеются пробелы в знаниях, то ему необходимо разъяснить над чем ему следует поработать. На мой взгляд, оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основными целями изучения школьного курса математики являются развитие логического и критического мышления, культуры речи, формирование умения искать и находить необходимую информацию, умение анализировать, классифицировать и применять  ее в реальных ситуациях.

Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.  

Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении математике -  залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация темы "Основные направления деятельности структурных подразделений суда"

Презентация содержит тезисы по теме "Основные направления деятельности структурных подразделений суда"...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...

Деятельность учителя по управлению качеством образования в контексте ФГОС

Программа по  физической культуре основной школы (базовый уровень)  для 5 классов разработана на основе:-требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, мет...

Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"

Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

     Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), зн...

Лекции 1-5 по Психодиагностике в деятельности учителя начальных классов

Представлены первые 5 лекций по Психодиагностике...