ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
материал на тему

         Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_25_avgusta.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание отличается от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре.

       Дополнительное образование детей представляется организованным устойчивым длительным процессом коммуникации, порождающим формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующим проявление активности в достижении избранного уровня образования.

     При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Методисты совместно с педагогами нашего Центра разработали ряд программ по различным направлениям.

При составлении программ учитывалось то, что ребенок стоит в центре образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.

  При этом личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:

 в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;

 в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;

 в плоскости коммуникативных действий.

Работа по программам ФГОС в нашем Центре ведется на протяжении 3-х лет и  сначала она охватывала только начальную ступень обучения и охватывала лишь одну образовательную область.  Проработав по таким программам, мы поняли, что современному ребенку нужно нечто иное. Ему нужно «все и сразу», чтобы на занятиях было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие личности.

     Ни для кого не секрет, что педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно- воспитательного процесса. Мы разрабатываем программы, в которые включена проектная и исследовательская деятельность обучающегося и педагога, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно проектная и исследовательская деятельность ускорит реализацию концепции профильного обучения. На сегодня проектная деятельность школьника и метод проектов стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.

         Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

      В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

     Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

      Поэтому в этом году методистами нашего Центра будет впервые опробирован  мониторинг динамики  результатов освоения образовательных программ, его планируется провести в начале и в конце учебного года. В начале учебного года будет выявляться насколько ребенок готов к изучению той или иной программы, а в конце учебного года будет выявляться результативность обучения той или иной программе. Мониторинг носит внутриучрежденческий характер.

     Планируется что, данные, полученные в результате проведения мониторинга, явятся важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов и будут доступны только родителям и классному руководителю.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.

Дополнительное образование детей переживает период самоопределения, основным результатом которого должна стать оформленная соответствующим образом теоретическая модель образовательной деятельности как социальной технологии использования ресурса детства в целях сохранения человеческого капитала Российской Федерации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования

Критерии оценки работы педагога дополнительного образования - таблицы...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

Деятельность учителя по управлению качеством образования в контексте ФГОС

Программа по  физической культуре основной школы (базовый уровень)  для 5 классов разработана на основе:-требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, мет...

Методическая разработка.Примеры заданий по оценке качества освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль.

Материал из сборника Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ". Методическое пособие....