ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
материал на тему
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_25_avgusta.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ФГОС
В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание отличается от содержания, например, основного общего или профессионального образования.
Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре.
Дополнительное образование детей представляется организованным устойчивым длительным процессом коммуникации, порождающим формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующим проявление активности в достижении избранного уровня образования.
При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.
Методисты совместно с педагогами нашего Центра разработали ряд программ по различным направлениям.
При составлении программ учитывалось то, что ребенок стоит в центре образовательного процесса. Это означает, что возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации. Каждому возрасту будет соответствовать определенная программа обучения, к каждому ребенку постараются найти индивидуальный подход. Попытка ориентации на ребенка и есть ключ всего, что мы делаем.
При этом личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
в плоскости коммуникативных действий.
Работа по программам ФГОС в нашем Центре ведется на протяжении 3-х лет и сначала она охватывала только начальную ступень обучения и охватывала лишь одну образовательную область. Проработав по таким программам, мы поняли, что современному ребенку нужно нечто иное. Ему нужно «все и сразу», чтобы на занятиях было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие личности.
Ни для кого не секрет, что педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно- воспитательного процесса. Мы разрабатываем программы, в которые включена проектная и исследовательская деятельность обучающегося и педагога, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно проектная и исследовательская деятельность ускорит реализацию концепции профильного обучения. На сегодня проектная деятельность школьника и метод проектов стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Поэтому в этом году методистами нашего Центра будет впервые опробирован мониторинг динамики результатов освоения образовательных программ, его планируется провести в начале и в конце учебного года. В начале учебного года будет выявляться насколько ребенок готов к изучению той или иной программы, а в конце учебного года будет выявляться результативность обучения той или иной программе. Мониторинг носит внутриучрежденческий характер.
Планируется что, данные, полученные в результате проведения мониторинга, явятся важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов и будут доступны только родителям и классному руководителю.
Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.
Дополнительное образование детей переживает период самоопределения, основным результатом которого должна стать оформленная соответствующим образом теоретическая модель образовательной деятельности как социальной технологии использования ресурса детства в целях сохранения человеческого капитала Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки работы педагога дополнительного образования
Критерии оценки работы педагога дополнительного образования - таблицы...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Уровень результативности Характеристика уровня...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
Деятельность учителя по управлению качеством образования в контексте ФГОС
Программа по физической культуре основной школы (базовый уровень) для 5 классов разработана на основе:-требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, мет...
Методическая разработка.Примеры заданий по оценке качества освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль.
Материал из сборника Комитета по образованию Санкт-Петербурга "Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ". Методическое пособие....