Пояснительная записка. Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка. С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребенке. Таким семьям необходима помощь. Анализируя банк данных по категориям семей в Вольском районе, можно констатировать тот факт, что категория неполных семей – самая многочисленная. Растет число юных матерей-одиночек, которые, в основном, заняты устройством личной жизни, а не заботой о ребенке. Это является одной из причин попадания семей в социально опасное положение, распространения социального сиротства. Такие семьи требуют пристального внимания, а родители – сопровождения, поддержки и... воспитания, которое предполагает расширение педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Накопление родителями знаний, а на их основе - умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу клубов. Работа родительского клуба в ВСЛ направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений. ЦЕЛЬ КЛУБА – оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (одиноким родителям) путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности. ЗАДАЧИ: - повышение педагогической и психологической компетентности родителей;
- формирование позиции ответственного родителя;
- формирование уверенности в себе, своих силах, возможностях;
- содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка
- развитие навыков продуктивного взаимодействия;
- создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: - Клуб является одной из форм работы по социально-педагогическому сопровождению неблагополучной семьи.
- Руководителем клуба может быть социальный педагог.
- Участники клуба: отцы- или матери-одиночки, родители, заинтересованные в общении, повышении знаний, поддерживающие цели и задачи организации. Основной принцип – добровольность.
- Форма деятельности – открытая. Количественный состав – непостоянный.
- Периодичность встреч – 1-2 раза в месяц; место встреч – ВСЛ.
- Члены клуба имеют право вносить предложения по организации работы клуба, тематике занятий, форме их проведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № | Тема занятия | Форма проведения | Сроки | 1 | «Я и мой ребенок» | Установочное занятие с элементами тренинга | Сентябрь | 2 | «Я – родитель, а это значит…» | Круглый стол с участием специалистов (юрист, сотрудник РОВД, врачи, соц.работник и др. | Октябрь | 3 | «Как быть уверенным в себе» | Занятие с элементами тренинга | Ноябрь | 4 | «Как быть с эмоциями» | Занятие с элементами интерактивной игры | Ноябрь | 5 | «Терпение. Нежность. Внимание.» | Занятие с элементами ролевой игры | Декабрь | 6 | Приглашаем в гости мам | Совместное занятие родителей и детей | Январь | 7 | Вместе весело шагать | Совместное занятие родителей и детей | Февраль | 8 | «Счастлив тот, кто счастлив дома» (конфликты) | Лекция-беседа | Март | 9 | Необычайное путешествие | Совместное занятие родителей и детей | Март | 7 | «Трудная тема» (преодоление конфликтов) | Семинар-практикум | Апрель | 8 | «Как избавить себя от манипулирования» | Занятие с элементами тренинга | Апрель | 9 | «Общаться с ребенком. Как?» | Круглый стол | Май | 10 | «Я тебя понимаю» | Совместное занятие родителей и детей с элементами тренинга | Май | 11 | «Жизнь по собственному выбору» | Дискуссия | Июнь | 12 | «Будь собой и стань еще лучше» | Занятие с элементами тренинга | Июнь | 13 | «Мы – вместе» | Семейный праздник | Июнь |
Возможно проведение заседаний по темам, предложенным родителями. Разработаны занятия по предложенным темам.
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРАВИЛА НАШЕЙ ГРУППЫ 1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и консультанта, независимо от возраста. 2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас. 3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность. 4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом. 5. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово. 6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил». Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то приятнее общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. 7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди. 8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним. Занятие 1 Я И МОЙ РЕБЕНОК Цель: ознакомление участников с целями, задачами клуба, общими положениями; формирование установки на активную работу Задачи: - знакомство участников, установление контакта;
- установление доверительных отношений в группе;
- знакомство с правилами групповой работы;
- формирование позитивного отношения к ребенку
Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал. Ход занятия: Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «Добрый вечер». Вступительное слово ведущего: Мы все выросли в семье и знаем, что это первичная и важнейшая среда жизнедеятельности ребенка. Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным. Мы с вами собрались, чтобы вместе научиться, как этого достичь, научиться общаться со своим ребенком, пополнить свои знания. А сейчас мы познакомимся. Упражнение «Назови свое имя». Каждый участник, начиная с ведущего, называет свое имя и положительное качество (то, что в себе ценит) на первую буквы имени. Обсуждение предполагаемой работы в клубе, цели, задачи, общие положения. Знакомство с тематикой занятий. Предложения по организации работы. Обсуждение правил работы в группе. Предлагается изучить список, дополнить, при желании. Упражнение «Детство». Вспомните, как ласково называли вас ваши родители, близкие. Повторите это имя и погладьте, пожалейте себя. Что вы чувствуете? Нравится ли вам это состояние? А как часто мы сами бываем ласковыми и нежными со своими детьми? Достаточно ли заботы и тепла даем своим малышам? Чувствуют ли они себя защищенными рядом с нами? Мы – родители, и наша задача дать детям все это. Упражнение «Хорошо или плохо».Участники делятся на 2 группы. Каждая группа по очереди заканчивает фразу «Быть родителем хорошо, потому что…», «Быть родителем плохо, потому что…». Обсуждаются результаты. Все мы – родители. Давайте представим каждый своего ребенка. Как вы называете его? Какой он? Какие чувства вы испытываете, когда говорите о нем? (По кругу отвечают на вопросы). Да, действительно целая палитра чувств. Но для каждого ребенка важно знать и чувствовать, что его любят, ценят его успехи, помогут при неудачах, защитят, если это нужно. Огромно влияние отношений родителей и ребенка на дальнейшую жизнь малыша, на то, как сложатся его отношения в собственной семье, с другими людьми. Поэтому давайте задумаемся над тем, какой багаж получают наши дети, общаясь с нами… Тест «Какой вы родитель». Каждый из нас получил определенный результат. Кого-то это, возможно, заставит задуматься, а кто-то останется доволен. И все-таки помните, что мы всегда должны совершенствоваться, стремиться к лучшему. Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца». Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите имя своего ребенка или нарисуйте его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, все, что вы в нем цените, а также те черты, которые вам не совсем по душе. Внимательно посмотрите на этот портрет. Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете. Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, о просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте и их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда они в будущем станут хорошими родителями. Стихотворение «Семь важных правил». Памятка родителям.
Рефлексия. Ритуал прощания. Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «До свидания». СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний, Семь правил обязательно храня, Лишь только семь, но очень – очень важных. Во-первых, это главное, - любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться. А дети – это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струиться! Потом – забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то. Четвертое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды … И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым. А пятое – ответственность и долг В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень. Шестое – уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее. Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным. И, наконец, седьмое – чистота Везде – в дому, в душе твоей и помыслах… Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью. Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины: - Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
- Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
Психологи советуют мамам и папам: - Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.
Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда и они станут в будущем хорошими родителями.
|