Конспект открытого заседания родительского клуба
план-конспект урока

Конспект открытого заседания родительского клуба

 

Тренинг для родителей по теме: «Культура поведения детей в обществе»

Цели:

  1. Сплочение коллектива родителей.
  2. Познакомить   родителей   с   элементами   трансактного   анализа   (по Э.Берну).
  3. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из 3-х позиций: «взрослый», «родитель», «подросток».
  4. Отработка навыков на примере упражнений.

Используемый материал: клубок ниток, доска со схемой Р-В-Д, распечатка ситуаций, анкеты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zasedaniya_roditelskogo_kluba.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого заседания родительского клуба

 

Тренинг для родителей по теме: «Культура поведения детей в обществе»

Проводит социальный педагог

ГБПОУ СО «ВСЛ»

Маслова Ирина Сергеевна

Цели:

  1. Сплочение коллектива родителей.
  2. Познакомить   родителей   с   элементами   трансактного   анализа   (по Э.Берну).
  3. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из 3-х позиций: «взрослый», «родитель», «подросток».
  4. Отработка навыков на примере упражнений.

Используемый материал: клубок ниток, доска со схемой Р-В-Д, распечатка ситуаций, анкеты.

Ход тренинга:

-        Добрый вечер.

Большое спасибо, что откликнулись на наше приглашение. Сегодня мы собрались для проведения тренинга по теме: «Воспитание культуры поведения у подростков в обществе». Мы поговорим о том, почему возникают проблемы у подростков с поведением в общественных местах во взаимоотношениях с родителями, друзьями, родственниками. И попытаемся разобраться, как правильно и в какой роли надо находиться при общении с подростком.

-        Ну а чтобы нам было легче общаться друг с другом, пройдите,
пожалуйста, к столу и напишите, как бы вы хотели, чтобы к вам
обращались и прикрепите на одежду.

А сейчас мы познакомимся друг с другом поближе.

Упражнение «Представление».

-        Я хочу вам предложить упражнение «Представление».

Прошу всех выйти, встать в круг. А теперь возьмемся за руки, посмотрим с улыбкой друг на друга.

-        Сейчас немного подумайте, и представьте себя одним словом,
определяющим ваше качество или характер, по первой букве от своего
имени.

Кто     желает?     (например,     Зоя     -     «заботливая,...,     Наталья -«нежная,...,Татьяна - трудолюбивая,...).

Упражнение «Комплименты».

-        Ну вот мы уже познакомились поближе и сейчас я хочу предложить Вам
поднять настроение и поиграть в «комплименты». А поможет нам в этом вот
этот
клубочек. Надо передать клубочек любому участнику и сказать ему
любой комплимент.

  • Кто желает? (можно себя!).
  • Итак, наши комплименты нас соединили, и у нас получился красивый узор-паутинка.
  • Всем спасибо. Предлагаю присесть на стульчики.

Информационная часть.

  Итак, как я уже сообщала, тема нашего тренинга «Воспитание культуры поведения у подростков в обществе». Эта тема была выбрана по результатам анкетирования, проведенного среди родителей. Эта тема заинтересовала 70% родителей, принявших участие в опросе. Проблема взаимоотношений со сверстниками и взрослыми заинтересовала 40% и 30% родителей.

Из анкет видно, что родители стараются и хотят, чтобы их дети выросли культурными и воспитанными людьми. В своем воспитании вы используете такие методы (приемы), как беседы, убеждение, поощрение, просьбы, советы, пример взрослого, поручение, разъяснение, предостережение, сочувствие, намек.

Во взаимоотношениях между взрослыми членами семьи в основном присутствуют гармоничные отношения. А приоритетами семьи в воспитании детей являются здоровье и физическое развитие, а также развитие нравственных качеств у ребенка. (Многие уделяют этому особое внимание).

Приятно, что многие родители интересуются ' поведением ребенка в группе, его общением со сверстниками, рассказывают о его взаимоотношениях вне детского сада, делятся своими переживаниями. Но, к сожалению это одни и те же родители. Некоторые зачастую пробегают мимо, и даже, чтобы сообщить им необходимую информацию, приходится их буквально «ловить».

Но, тем не менее, наблюдения показывают, что подростки ведут себя не особенно хорошо по отношению и к сверстникам, и к родителям. Бывает такое, что, на отказ родителя подросток реагирует истерикой, грубостью, нежеланием прислушаться и другим негативным поведением. Да и родитель в такой ситуации не всегда правильно реагирует.

Были случаи, когда такое поведение сопровождалось криками и руганью с обеих сторон в течение 30-45 минут.

В чем же причина такого поведения?

Сегодня мы попробуем вместе в этом разобраться.

Иногда родителям кажется, что ребенок подросток себя ведет из-за упрямств, желания сделать назло родителю, из-за капризов. Но так бывает не всегда.

В основе негативного поведения подростка могут лежать такие причины как: требование к себе внимания, демонстрация неповиновения, желание за что-то отомстить и другое.

Взрослые часто считают, что подростки должны понимать окружающий мир так же как и мы, но в этом и есть наше заблуждение. Подросток видит и

понимает его по своему. Он учитывает не только то, что говорят взрослые, но и то, что мы при этом делаем, как мы, взрослые, ведем себя с другими людьми. Иногда наш личный пример воспитывает больше, чем внушение.

Некоторые родители жалуются на то, что дома ребенок послушный и помогает, и ведет себя хорошо. Но стоит пойти с ним в гости, в магазин или по другим делам, то он начинает вести себя «не так», проявляет упрямство, грубость, не дает общаться с другими людьми, начинает предъявлять свои требования.

Вопрос.

  • В чем же причина? Как вы думаете? (требует к себе внимания, хочет показать свою взрослость).
  • Да, все правильно, но это происходит и потому, что кроме подростка и родителя находятся в общении 3 субъекта (действующие лица): подросток, родитель, взрослый.

Американский психолог Эрик Берн считает, что в каждом человеке присутствуют 3 роли в зависимости от ситуации, в которой мы находимся, это: Родитель, Взрослый, Ребенок, т.к. вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Это основано на представлении о том, что в каждом человеке «живет» тот ребенок, каким он был, взрослый, кем он является и его родительские образы. Соответственно, при взаимодействии с другими людьми человек ведет себя то, как Ребенок, то, как Родитель, то, как Взрослый.

Состояние Родитель обнаруживается в таких проявлениях как контроль, запреты, идеальные требования, забота, излишняя опека. Содержит нормы и предписания, не критически усвоенные в детстве и на протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Различают 2 основные формы проявления Родителя:

  1. «заботящийся» («опекающий») - дает советы, оказывает поддержку, опеку.
  2. «контролирующий» - дает наставления, запреты, санкции.

Состояние Взрослый обладает способностью к реалистическим оценкам, разумный, зрелый, включает в себя вероятную оценку ситуации. Обладает рациональностью, компетентностью, независимостью, принятием оптимальных решений, эффективным общением с другими людьми, а также способностью регулировать взаимодействие Родителя и Ребенка, занимая промежуточной положение между ними.

Состояние Ребенок или Дитя характеризуется творчеством, непосредственностью побуждений и весельем, раскованностью, фантазией, импульсивностью, рвением к живому движению. А так же Дитя может быть

капризен или зависим, проявляясь как «бунтующий» (против Родителя, давления «сверху») или соглашающийся с требованиями окружающих.

Существенно важной характеристикой личности является возможность в переключении или переходе активности от одного состояния к другому. В одной ситуации человек может проявлять себя как Родитель, в другой как Ребенок, в третьей как взрослый. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться более одного состояния.

В качестве примера рассмотрим одну ситуацию.

(Ребенок был в роли Родителя, незаметно перешел на роль Дитя, мама - роль Взрослый).

А сейчас мы попробуем представить ситуацию и определим, как бы ответила мама ребенку:

-        Мама убирает в квартире. Ребенок хочет ей помочь. И спрашивает:
«Мама, можно я вытру пыль?».

-        Ответ мамы? (вариант родителей).
Варианты ответа:

Взрослый:

-        Спасибо сынок, я бы очень хотела, что бы ты мне помог.
Родитель:

-        Я знаю, что ты помощник, но у тебя аллергия на пыль. Я лучше сама.

Дитя:

-        Еще чего не хватало, развезешь грязь, а мне потом убирать!

 В данной ситуации у кого-то преобладала роль взрослого, кто-то был родителем, а кто-то выступил в роли ребенка.

Вопрос.

В какой роли ответ мамы был наиболее правильным?

Да, умение общаться на уровне Взрослого иногда бывает нелегко. Но каждый раз при общении с ребенком мы должны к этому стремиться. То есть не опускаться самому до позиции Родителя, а поднимать его на позицию взрослого.

Ну а сейчас для того, чтобы полностью разобраться в том, о чем говорили, вам необходимо разделиться на 2 группы по 2 человека. Каждой группе будет дана своя ситуация. Вам надо обдумать, в какой бы роли вы выступили в данной ситуации. Даю на это задание 5 минут. Потом мы послушаем Ваши ответы. (Раздать ситуации для каждой группы).

Группа 1 по ситуации «Магазин».

(зачитать).

- Ну, пойдем! – подросток подводит родителя к торговому центру,- Купи планшетник!

- Катенька, будь умницей, ты же знаешь, что сейчас нет денег на такую дорогую вещь.

  • А я хочу, хочу!
  • Ну, давай немного подождем, когда будут деньги.

Подросток кричит, обижается и смотрит на реакцию мамы.

  • Тише, тише, ну, Катя, на нас все смотрят и все слышат!
  • Ну и пусть все слышат, ну и пусть! Если ты не купишь, то бабушка купит.

Мама уступает подростку и идет покупать планшетник.

Вопросы.

1 .В какой роли общалась мама?

2.Как бы вы поступили на месте мамы?

Решим вместе, какой вариант будет правильным.

Вывод.

Научиться самим общаться с ребенком на уровне Взрослого, а не Родителя процесс длительный и, в первую очередь, придется работать и над собой тоже. Чем больше мы дадим примеров взрослого поведения, тем в дальнейшем подростку придется легче.

Итог.

Сегодня мы говорили о том, почему возникают проблемы поведения у подростков в общественных местах и при взаимоотношении со взрослыми.

Мы разобрались, что в каждом человеке и взрослом, и маленьком уживаются 3 субъекта Родитель, Взрослый, Ребенок. И в зависимости от ситуации и жизненного опыта в разное время в нас проявляются эти роли. И что мы, взрослые, должны стремиться к открытому общению, т.к. это будет являться самым эффективным вариантом.

Я надеюсь, что вам было сегодня интересно, чему-то вы научились. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем тренинге.

-Узнали для себя что-то новое, полезное?

-Поможет ли вам наша информация в дальнейшем при общении с ребенком?

     Самоанализ заседания клуба

Тема: «Культура поведения подростка в обществе».

Вид заседания:  тренинг

Встреча проходила в  чистом, уютном, красиво оформленном зале. С целью создания хорошего настроя родителей подготовлен наглядный материал: оформлена выставка в соответствии темой встречи, организована выставка работ учащихся, а так же подобрана литература.

На мольберте помещена тема и эпиграф встречи. Полукругом расставлены стулья и столы, на которых лежат бумага для заметок, карандаши, ручки, фломастеры. Тихая спокойная музыка помогает снять ощущение усталости и настраивает на совместную работу.

Общий тон встречи спокойный, доброжелательный. Начало встречи- приветствие. Оно дало возможность родителям раскрепоститься и включиться в обсуждения проблем. Выступление по теме было ярким, лаконичным, доступным. Главная задача была - увлечь родителей. Родители были заинтересованы. Активно решали переложенные ситуации. Интересно высказывали свое мнение.Завершая встречу, был подведен итог, в котором была дана оценка встречи. Родители высказали, что их ожидания от встречи оправдались, каждый для себя сделал вывод: что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание кулинарного клуба "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" по теме "Новогодний карнавал"

Данный материал описывает сценарий проведения кулинарного клуба...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» для младшей группы.

Тема: «Доброе слово-половина счастья или как мы хвалим»      Цель: повышение педагогической культуры родителей; создать условия для тактильного контакта ...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» для средней группы

Тема: «Вместе весело играем». Цель занятия: развитие у средних дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.Задачи:1. Создат...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» для младшей группы на день матери

Тема: «Милая мамочка»      Цель: повышение педагогической культуры родителей; подчеркнуть значимость роли мамы для ребенка, создать условия для тактильно...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» для старшей группы

Тема: «Моя семья». Цель: гармонизация детско- родительских взаимоотношений. Задачи:1. Создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта между взрослыми и детьми2. Побуждат...

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» ДО. Тема : Права детей.

Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей; повышать уровень правовой культуры родителей. Задачи:1. Вести правовое просвещение родителей, содейство...

План проведения занятий клуба «Контакт» по теме «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба « Контакт» на 2022-2023 учебный год.

Тема проекта клуба «Контакт». «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба «Контакт»...