Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.
материал

Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения.
   Общие  компетенции включают в себя:

- Ценностно-смысловые: в сфере мировоззрения, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, что формирует механизм самоопределения и индивидуальную образовательную траекторию.

- Общекультурная: особенности национальной общечеловеческой культуры.

- Учебно-познавательная: логическая, методологическая, общеучебная деятельность (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки; конкретные навыки: добывание знаний из реальности, приемы действий в нестандартных ситуациях)

- Информационная: при помощи реальных объектов (телевизор, интернет, телефон) умение: анализировать, преобразовывать, передавать информацию

- Коммуникативная: знание языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, умение представлять себя, вести дискуссии

- Социально-трудовая: знание и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (гражданин, избиратель, клиент); социально-трудовой сфере в сфере семейных отношений, в вопросах экономики и права; умения: анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Личностного самосовершенствования: способы физического, интеллектуального, духовного саморазвития, эмоциональной саморегуляции.
     Задачами данных компетенции являются:

Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

Формирование навыков самообразования;

Формирование навыков и умения критического мышления.

Формирование навыков работы в команде

Формирование умений формулировать задачи и кооперативно их решать.

Общие компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по определённой профессии.
Общие компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалиста.
 

Методы формирования общих компетенций.

 

К эффективным средствам формирования общих компетенций, на наш взгляд, выступают командные игры, проводимые во время секционных занятий.

Командные игры принято разделять на два основных вида:

-игры с одновременным участием всех играющих (волейбол, баскетбол);

-игры с поочередным участием (настольный теннис).

Командные подвижные игры в основном используются для повышения общей физической подготовленности студентов. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие студентов и формирование важных качеств личности. Мы можем говорить о том, что командные игры являются мощным инструментом для формирования общих компетенций студентов. В частности таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Очевидно, что самое большие возможности у командных игр – это формирование компетенции связанных с умениями работать в команде:

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Умение работать в команде – одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде.

Именно на учебных занятиях по физической культуре и секционные занятия осваивая такие виды спорта как волейбол, настольный теннис, баскетбол формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счёте работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются.

Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры - соревнования между учебными группами, курсами, студентами из других учебных заведений, так как именно здесь находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека - участника группы.

Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Подобные игры показывают свой уровень физического развития и при умелой поддержке преподавателя, тренера может являться хорошим мотивом для самосовершенствования, что дает возможность формировать у студентов такие общие компетенции как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Сейчас в колледже эффективно работают спортивные кружки по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис, тренажерный зал.

Так же, ежегодно в колледже проходит масштабная спартакиада. В рамках которой проходит большое количество мероприятий имеющих спортивный характер: соревнования по футболу, волейболу, настольному теннису и спортивная эстафета «А ну-ка, парни», легкоатлетическому кроссу.

Спортивные мероприятия в рамках этой спартакиады способствуют воспитанию патриотизма, а так же являются важным механизмом формирования одной из важных общих компетенций для юношей «ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний».

Таким образом, физическая культура имеет большие возможности в реализации компетентностного подхода в образовании, огромное значение в жизни человека. Она объединяет в себе решение целого ряда задач, направленных на развитие и формирование личности студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общих компетенций обучающихся

 на занятиях в спортивных секциях.

Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения.
  Общие  компетенции включают в себя:

- Ценностно-смысловые: в сфере мировоззрения, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, что формирует механизм самоопределения и индивидуальную образовательную траекторию.

- Общекультурная: особенности национальной общечеловеческой культуры.

- Учебно-познавательная: логическая, методологическая, общеучебная деятельность (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки; конкретные навыки: добывание знаний из реальности, приемы действий в нестандартных ситуациях)

- Информационная: при помощи реальных объектов (телевизор, интернет, телефон) умение: анализировать, преобразовывать, передавать информацию

- Коммуникативная: знание языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, умение представлять себя, вести дискуссии

- Социально-трудовая: знание и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (гражданин, избиратель, клиент); социально-трудовой сфере в сфере семейных отношений, в вопросах экономики и права; умения: анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Личностного самосовершенствования: способы физического, интеллектуального, духовного саморазвития, эмоциональной саморегуляции.
    Задачами данных компетенции являются:

Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

Формирование навыков самообразования;

Формирование навыков и умения критического мышления.

Формирование навыков работы в команде

Формирование умений формулировать задачи и кооперативно их решать.

Общие компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по определённой профессии.
Общие компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалиста.

Методы формирования общих компетенций.

К эффективным средствам формирования общих компетенций, на наш взгляд, выступают командные игры, проводимые во время секционных занятий.

Командные игры принято разделять на два основных вида:

-игры с одновременным участием всех играющих (волейбол, баскетбол);

-игры с поочередным участием (настольный теннис).

Командные подвижные игры в основном используются для повышения общей физической подготовленности студентов. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие студентов и формирование важных качеств личности. Мы можем говорить о том, что командные игры являются мощным инструментом для формирования общих компетенций студентов. В частности таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Очевидно, что самое большие возможности у командных игр – это формирование компетенции связанных с умениями работать в команде:

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Умение работать в команде – одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде.

Именно на учебных занятиях по физической культуре и секционные занятия осваивая такие виды спорта как волейбол, настольный теннис, баскетбол формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счёте работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются.

Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры - соревнования между учебными группами, курсами, студентами из других учебных заведений, так как именно здесь находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека - участника группы.

Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Подобные игры показывают свой уровень физического развития и при умелой поддержке преподавателя, тренера может являться хорошим мотивом для самосовершенствования, что дает возможность формировать у студентов такие общие компетенции как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Сейчас в колледже эффективно работают спортивные кружки по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис, тренажерный зал.

Так же, ежегодно в колледже проходит масштабная спартакиада. В рамках которой проходит большое количество мероприятий имеющих спортивный характер: соревнования по футболу, волейболу, настольному теннису и спортивная эстафета «А ну-ка, парни», легкоатлетическому кроссу.

Спортивные мероприятия в рамках этой спартакиады способствуют воспитанию патриотизма, а так же являются важным механизмом формирования одной из важных общих компетенций для юношей «ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний».

Таким образом, физическая культура имеет большие возможности в реализации компетентностного подхода в образовании, огромное значение в жизни человека. Она объединяет в себе решение целого ряда задач, направленных на развитие и формирование личности студентов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.

В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...