Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
методическая разработка
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускникаОбщие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obshchih_kompetentsiy_na_zanyatiyah_estestvenno-nauchnogo_tsikla.docx | 459.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла.
Образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО) направлен не только на формирование определённых знаний и умений, но и на развитие личности обучающихся – воспитание чувства ответственности, умения и желания учиться на протяжении всей жизни и умения работать в команде. Все эти и другие необходимые для успешной профессиональной деятельности качества входят в содержание общих и профессиональных компетенций (ОК), которые представляют требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в учреждениях СПО.
Пассивный метод
Рисунок 1.1 Пассивный метод
Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
В отличие от традиционного пассивного обучения активные методы обучения, значительно активизируют мыслительную, познавательную деятельность обучающихся в овладении профессиональными знаниями и умениями, а также способствуют воспитанию многих необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций личностных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и стремления к взаимопомощи
Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются: - целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых
Активный метод
Рисунок 1.2 Активный метод
Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Рисунок 1.3 Интерактивный метод
Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
НЕИМИТАЦИОННЫЕ | ИМИТАЦИОННЫЕ | |
НЕИГРОВЫЕ | ИГРОВЫЕ | |
Проблемные лекции Проблемные семинары Тематические дискуссии Мозговая атака (штурм, эстафета) МАСТАК-технология Групповая консультация Педагогические игровые упражнения Презентации Олимпиада Научно-практическая конференция | Имитационные упражнения Групповой тренинг Индивидуальный тренаж -учебный тренажер -автоматизированные обучающие системы (АОС) Ситуационные методы - кейс-технологии - анализ конкретных ситуаций | Разыгрывание ролей Деловые игры Игровое проектирование Игровое занятие на машинных моделях |
В качестве основного классификационного признака в представленной системе АМО выступает наличие имитируемой деятельности. Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между преподавателем и обучающимися. Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение 9 учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучающихся.
Применение активных и интерактивных методов на урока химии по теме «Металлы»
Прием «Ассоциации» Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока
Для знакомства с металлами нам необходимо рассмотреть вопросы.
1.История металлов.
2.Положение металлов в ПСХЭ.
3.Физические свойства.
4.Содержание металлов в организме человека.
5.Значение металлов.
.
Студенты делятся на 3: историков, биологов, химиков.
Каждая группа выполняет одну из частей общего задания. На подготовку задания отводится 3 минуты. Дополнительная литература для подготовки с указанием конкретных страниц (с целью экономии времени) у вас на столах. Время для выступления не более 4 минут.
Группа №1 (историки) 1.Какие металлы были известны людям с древних времен? 2.Какие века выделяются в человеческой истории? 3.Каково происхождение первого железа? 4.Основные изделия, изготовленные из металлов.
Группа №2 (химики) 1.Сколько ХЭ металлов насчитывается в ПСХЭ? 2.Каково положение металлов в ПСХЭ? 3.Особенности строения атомов металлов. 4.Физические свойства металлов
Группа №3 (биологи) 1.Химический состав организма. 2.Роль химических элементов в организме человека. 3.Вредное воздействие тяжелых металлов. 4.Круговорот тяжелых металлов. Способы защиты от тяжелых металлов (здание, комната).
При кодировании материала в опорном конспекте рекомендуется чаще использовать ассоциации, несложные схемы, рисунки - это помогает понять и запомнить материал лучше, поскольку идёт работа с памятью студента, её способностью к ассоциациям, с помощью которой определённый рисунок или знак способен пробудить в памяти связанную с этим рисунком или знаком часть учебного материала.
Тема «Металлы».
Метод «Поиск информации» Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Решение ситуационных задач.
Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.
Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.
Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-видимому, будет решена.
Рекомендации
• Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента
• Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.
• Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
• При выборе групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности
•С целью формирования общих и профессиональных компетенций рекомендую учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения
• Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Поощряйте учащихся соответственно их вклад у в учебное занятие.
• Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп
.
“Знание только тогда знание, когда приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью…”.
Л.Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....
Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории
В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...
«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»
Данная статья отражает современный подход в обучении студентов на занятиях естественно-научного цикла с помощью внедрения проектной деятельности. В ней рассматривается не только теория данной технолог...
Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...
«Компетентностный подход в образовании» Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла.
ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»«Компетентностный подход в образовании»Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла...
Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.
23.01.2020 г. Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...
Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Использование активных средств обучения...