Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся
учебно-методическое пособие
Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metod._posobie.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие
Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся
Введение
Тенденции мирового общественного развития предъявляют новые требования к содержанию образования и организации учебного процесса. История является одной из тех наук, которые составляют основу гуманитарного знания. Сегодня, с одной стороны , изменяется содержание исторического образования, с другой, возникает необходимость в качественно новых методиках преподавания истории, которые позволили бы не только увязать разнообразие предлагаемых исторических концепций в единую систему знаний, но и сформировать у обучающихся системы среднего профессионального образования (СПО) общие компетенции (ОК), прописанные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте СПО (ФГОС СПО), необходимые им для жизни в современном обществе.
Переход на ФГОС СПО предполагает внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс и является основой изменения результата подготовки специалиста.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, где в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а компетенции.
Под компетенциями понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Федеральном законе № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » компетенции рассматриваются как « готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне и успешную социализацию выпускника.
Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальностям и профессиям.
В настоящее время в системе СПО реализуются два уровня подготовки студентов: программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Общие компетенции, обозначенные в ФГОС СПО :
ППКРС | ППССЗ |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию соб. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию соб. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач | ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач |
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством | ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей). | ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации. | |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | |
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей). |
Сравнительный анализ свидетельствует, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их универсальный характер, в то же время определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.
Кроме того, ОК, обозначенные в стандартах СПО на наш взгляд можно соотнести с универсальными учебными действиями (УУД), прописанными в стандартах средней школы.
Сравнительный анализ ОК и УУД
Основные виды УУД | ОК ППКРС | ОК ППССЗ |
личностные | ОК1, ОК7 | ОК1, ОК8, ОК10 |
регулятивные | ОК2, ОК3 | ОК2, ОК3, ОК7, ОК8, ОК9 |
познавательные | ОК4, ОК5, ОК6 | ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 |
коммуникативные | ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 | ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9 |
Из этого можно сделать вывод, что процесс формирования ОК в системе СПО является продолжением процесса формирования УУД, начатого в средней школе.
Встает вопрос: «Как учить?»
Анализ опыта работы по новому ФГОС СПО свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
- необходимостью организации педагогического процесса ориентированного на формирование общих компетенций у обучающихся и недостаточностью конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия современных учебных пособий, разработанных в соответствии с ФГОС.
В настоящее время, поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что будет знать студент, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применять знания, умения, опыт, проявлять личные качества в конкретной ситуации, в том числе нестандартной.
Необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, методов проектов, где обучающийся выступает субъектом деятельности; обучение происходит через открытие, моделирование, поиск путей решения.
Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентом, принятие положений компетентностного подхода и реализация его в образовательном процессе.
В связи с выше изложенным, на примере собственного опыта, эффективным приемом на учебном занятии по истории является использование видеоматериалов и информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).
Актуальность использования видеоматериалов и ИКТ связана с реалиями современной жизни – переходом от книжной литературы к экранной. Она, более наглядна, повышает мотивацию обучения познавательную активность, развивает воображение и интерес к учебе, мобилизует внимание, формирует навыки самоорганизации, восприятия и анализа информации.
За счет расширения числа задействованных каналов восприятия информации (аудиального, визуального, кинетического) возрастает эффективность обучения.
Мы воспринимаем окружающий мир благодаря нашим органам чувств (зрение, слух, ощущение, обоняние, осязание) или сенсорным системам эти же сенсорные системы мы используем внутренне для обработки информации, конструирования своей картины мира. Каналы восприятия информации у разных людей развиты в разной степени (у одних учеников преобладает зрительная образная сфера, у других – слуховая и т.д.)
Многосенсорные представления информации воздействует на большую часть обучающихся, позволяя им выбрать свой входной канал.
Правильно построенное учебное занятие с использованием видеоматериала или ИКТ позволяет обучающимся запомнить, освоить больший объем материала.
Видеоматериалы способствуют восприятию к усвоению учебного материала, развитию воображения студентов.
Активизация мыслительной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, использования приемов сравнения, выявления аналогий и причинно-следственных связей. Всё это расширяет кругозор и эрудированность; формирует компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на умении получать знания из различных источников.
Используя информационные, мультимедийные продукты преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли преподавателя координатора, организатора познавательной деятельности обучающихся: развивать все виды обозначенных ранее общих компетенций у участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса, уменьшить утомляемость студентов.
Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Специфика кинематографического способа раскрытия учебного материала позволяет использовать учебный фильм там, где другие учебные пособия не могут дать такой же педагогический эффект.
Педагогические возможности видеоматериалов и ИКТ лишь тогда будут использованы полностью, когда при работе с фильмом, презентацией целенаправленно организуется познавательная деятельность обучающихся, т.е. вопросы методики использования имеют большое значение для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Данная работа посвящена актуальной проблеме повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО.
Глава I.Фонд и классификация видеофильмов по истории
Совершенствуя логику учебного материала, широко применяя в учебном процессе технические средства обучения (видеоприставку, компьютер), можно добиться большей эффективности учебного процесса.
Технические возможности в начале XXI века позволяют преподавателю истории собрать видеотеку собственными силами и использовать достижения как отечественного, так и зарубежного кинематографа, телепередачи и даже целые циклы («История одного шедевра. Третьяковская галерея», «История одного шедевра. Русский музей», «Крах СССР», «Кто мы?», «История Российской империи», «Намедни» Л. Парфенова, «Романовы», «Первая Мировая война», «Легенды СССР» и др.). Преподаватель может демонстрировать как документальное кино («Первая Мировая война», «Нюрнбергский процесс», «Обыкновенный фашизм», «Романовы» и др.), так и фрагменты художественных фильмов («Чапаев», «Александр Невский», «Юрий Долгорукий», «Ярослав», «Поднятая целина», «Офицеры», «Горячий снег» и др.).
При отборе фильмов для показа студентам нужно учитывать, что до сих пор в нашем видеофонде есть фильмы, созданные в советское время.
С одной стороны, подобные фильмы, как правило, являются художественными, а не документальными. В советских фильмах отбор и изложение материала подчинены, прежде всего, идеологическим, а не художественно-эстетическим целям, поэтому такие фильмы требуют дополнительного разъяснения преподавателя.
С другой стороны использование старых учебных фильмов будет не в полной мере отвечать реалиям сегодняшнего времени – научности обучения. Созданные в условиях иной общественно-политической системы, советские учебные фильмы по своему содержанию устарели. . Кроме того, необходимо будет большое внимание уделить элементарному поддержанию интереса современных обучающихся к просмотру прослушиванию непривычной для них стилистики.
Однако применение новых фильмов также проблематично. Большинство представляют собой документальные фильмы различного качества. Подобные фильмы обычно отличает высокий технический уровень, но дидактическое назначение картины приходится восполнить учителю.
Все эти особенности фонда фильмов истории должны учитываться преподавателями при определении дидактического назначения фильма, выборе материала фильма для урока, определении времени демонстрации, выборе других учебных пособий к данному уроку .
Фонд учебных кинопособий по истории весьма разнообразен. Классификацию его можно провести по структуре построения, дидактическому назначению, содержанию и методике изложения учебного материала.
По структуре построения кинопособия делятся на целостные кинофильмы, фрагментарные и кинофрагменты.
Фрагментарная структура наиболее распространена. Фрагменты такого фильма объединены одной темой, в каждом из них освещается небольшой круг вопросов программы, на изучение которых обычно отводится один урок. Фрагменты фильма закончены и логически взаимосвязаны. Поэтому такой учебный фильм может демонстрироваться на нескольких уроках темы (по фрагменту) или при повторении учебного материала (полностью).
Целостный фильм не имеет деления на фрагменты, его объем обычно 1-3 части; освещается сравнительно большой круг вопросов темы. Такие фильмы используются, как правило, при повторении учебного материала.
Короткие учебные фильмы (время демонстрации 2-5 минут) называют кинофрагментами. Кинофрагмент раскрывает один, сравнительно несложный вопрос темы.
По дидакчитескому назначению учебные кинофильмы могут быть вводными, обучающими, повторительно-обобщающими.
Вводные учебные кинофильмы (кинофрагменты) предназначены для занятий, предшествующих изучению темы (раздела). В них раскрываются основные проблемы данной темы и их значение.
Обучающие фильмы и кинофрагменты достаточно полно раскрывают содержание учебного материала. Они могут быть использованы для иллюстрации рассказа преподавателя, а также как источник новой информации. Материал таких фильмов логически включается в содержание урока.
Повторительно-обобщающие фильмы содержат достаточно большой объем учебного материала в определенной системе с обобщающими выводами.
Учебные кинофильмы по истории по объему включенного в них материала либо соответствует теме одного урока, либо содержат материал одной темы, изучаемый на нескольких уроках.
Фонд учебных фильмов по истории создавался в разное время, разными авторами. Фильмы выпущены различными студиями страны. Поэтому структура фильмов и методика изложения в них учебного материала также весьма различны (см. Приложение 1).
Глава II.
Методические подходы и приемы использования видеоматериалов на учебных занятиях по истории как способ формирования общих компетенций у студентов в системе СПО
Методика применения видеоматериала предполагает, что эффективность усвоения материала учебного занятия во многом зависит от степени подготовленности преподавателя и его умения организовать познавательную деятельность учащихся при просмотре фильма.
Методически продуманная работа с учебными фильмами в комплексе средств обучения включает в себя следующие элементы:
- Предварительное знакомство преподавателя с фондом учебных фильмов по предмету.
- Планирование демонстраций фильмов по темам программы и учебным занятиям.
- Подготовка преподавателя к уроку с использованием кинофильма:
а) просмотр фильма; б) выделение необходимой информации (фрагментов или отдельных кадров); в) определение времени демонстрации; г) подготовка заданий и контрольных вопросов для организации познавательной деятельности учащихся.
4. Работа на уроке: а) подготовка обучающихся к активному восприятию материала фильма; организация познавательной деятельности обучающихся; в) закрепление полученных знаний.
5. Анализ результатов работы с видеофильмами по теме.
Так как фонд видеофильмов весьма различен и по содержанию экранизированных тем, и по методике изложения материала, то началом методической работы преподавателя является изучение всего фонда экранных пособий и создание картотеки кинопособий.
Изучение фонда экранных пособий может идти путем предварительного просмотра каждого видеофильма (кинофрагмента) или чтения методической литературы с анализом содержания экранных пособий.
Желательно на каждый видеофильм составлять карточку учета, где кратко изложено содержание фильма и указано, в какой теме и на каких уроках он демонстрируется. Так постепенно накапливается материал, раскрывающий содержание фонда кинопособий и облегчающий методическую работу по их использованию.
Планирование демонстраций учебных фильмов целесообразно вести не по отдельным урокам, а по всей теме: создаются предпосылки для методически обоснованного отбора тех или иных пособий к каждому уроку. Включая в поурочные планы видеофильмы, следует определить, какую дидактическую задачу будет решать данный фильм в теме и как его содержание связано с материалом учебника, имеющимися по теме другими пособиями. При этом необходимо учитывать, что имеются различные возможности использования одного и того же кинофильма. От правильного определения места фильма в теме рабочей программы во многом зависит эффективность его влияния на формирование компетенции у обучающихся.
При решении преподавателем задачи правильного, оптимального выбора учебных пособий по теме или учебному занятию отдельные учебные пособия должны не повторять друг друга, а дополнять и всесторонне раскрывать изучаемый вопрос.
Подготовка преподавателя к учебному занятию с использованием видеофильма – помимо изучения содержания фильма и определения взаимосвязи его с другими учебными пособиями – предполагает выделение тех фрагментов или кинокадров фильма, которые несут новую информацию. При этом целесообразно продумать, как их использовать для последующей работы на уроке и самостоятельной работы. В плане учебного занятия записываются также контрольные вопросы и задания для проверки усвоения материала, изложенного при демонстрации фильма.
Эффективное использование видеофильма на учебном занятии предполагает подготовку учащихся к активному восприятию экранного материала. Основной элемент такой подготовки – вводная беседа. Важно ставить такие вопросы, которые ориентируют учащихся на обязательное запоминание определенного материала фильма. Формулировка таких вопросов требует от преподавателя знания содержания фильма. Число вопросов должна быть небольшим (3-4), иначе внимание обучающихся рассеивается. Желательно эти вопросы написать на доске.
В ходе заключительной беседы преподаватель ставит задачу закрепить образы и представления, полученные студентами. При этом повторяются вопросы, данные перед началом демонстрации фильма: возможно также использование и новых вопросов.
Можно давать письменные задания по учебному фильму (преимущественно для самостоятельной работы): нарисовать схему (график), заполнить таблицу; подготовить план фильма; сопоставить содержание фильма с разделом учебника; написать рецензию на фильм и др.
Анализ результатов работы с тем или иным видеофильмом поможет преподавателю выделить наиболее удачные приемы включения каждого конкретного фильма в учебный процесс и учесть их в будущем. Желательно краткие выводы о возможностях использования фильма отражать в методической карточке к фильму.
(см. Приложение 2)
Видеоматериалы являются эффективным средством обучения. Они позволяют наглядно демонстрировать взаимосвязи изучаемого объекта или явления с окружающей действительностью, представлять материал для сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, выделять главное, показывать детали и т.д. Каковы же варианты использования видеоматериалов на различных типах учебных занятий.
При использовании видеоматериала как введения к теме учебного занятия (раздела) можно рекомендовать следующие приемы: а) демонстрация экранного пособия; б) объяснение преподавателя. В этом случае фильм ставит определенную учебную проблему и создает условия для последующего объяснения материала преподавателем.
Небольшую видеозапись можно использовать в качестве эпиграфа учебного занятия, обеспечивающего положительную эмоциональную мотивацию изучения нового материала. Материал для такой записи можно подобрать из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов.
При использовании фильма с целью проиллюстрировать рассказ преподавателя при объяснении и закреплении нового материала последовательность работы на учебном занятии может быть такова: а) объяснение преподавателя (беседа с обучающимися); б) демонстрация видеофильма; в) продолжение объяснения, беседа по фильму. Видеофильм демонстрируется по ходу объяснения нового материала и продолжает объяснение материала урока. Это позволяет образно представить то, что рассказано преподавателем.
Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия обучающимися. Поэтому перед показом необходимо определить цель, т.е. дать «установку на просмотр». Для этого следует предварительно определить форму работы с конкретным видеоматериалом, исходя из его особенностей
и характера изучаемой темы. В процессе показа видеофильма можно задавать уточняющие вопросы, используя функцию «стоп-кадр», давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагменты. Можно рекомендовать разные способы:
- на этапе «установки» предложить в письменной форме вопросы к видеофильму, а после просмотра провести беседу по этим вопросам, акцентируя внимание обучающихся на основных моментах содержания;
- предложить пересказать содержание видеофрагмента по предложенному перед просмотром плану, ответить на дополнительные уточняющие вопросы;
- перед просмотром показать план рецензии или отзыва о видеофильме, который обучающиеся впоследствии должны сделать (устно или письменно);
- в качестве «установки на просмотр» предложить составить краткий конспект в виде списка вопросов к видеофрагменту или его плана (простого или сложного), заполнить предложенную таблицу или составить (можно и самостоятельно) схему содержания;
- сопоставить содержание видеозаписи с материалом учебника, предложив, например, обучающимся проиллюстрировать абзацы учебника фрагментами видеофильма.
Демонстрация фильма как самостоятельного источника информации определяет такую последовательность методических приемов работы на уроке: а) вводная беседа с постановкой вопросов и заданий; б) демонстрация видеофильма; в) заключительная беседа с возможным использованием других учебных пособий. Преподаватель в этом случае не излагает учебный материал, а организует познавательную деятельность обучающихся так, чтобы она могли получить новые знания, просматривая соответствующий учебный кинофрагмент. При этом необходимо назвать кадры фильма, на которые необходимо обратить особое внимание; сформулировать контрольные вопросы и задания. Желательно план кинофрагмента записать на доске или продиктовать учащимся. Заключительная беседа ставит задачу закрепить и углубить полученные знания.
При повторении и обобщении пройденного материала методика построения учебного занятия может быть такой: а) демонстрация учебного кинофильма; б) беседа с обучающимися. В памяти обучающихся восстанавливается изученный материал, затем он обобщается.
При повторении и обобщении материала можно использовать следующие приемы работы:
- демонстрация специально подобранных эпизодов из ранее показанных видеофильмов с последующим составлением учащимися обобщающей схемы, таблицы и т.п.;
- показ серии эпизодов с нарушением последовательности действий с последующим восстановлением обучающимися (в устной или письменной форме) их логической последовательности;
- демонстрация видеофрагмента без звукового сопровождения, но либо с устным комментарием одного или нескольких обучающихся, либо с групповым составлением субтитров;
- прием «открытый конец», когда видеозапись прерывается, а обучающиеся получают задание продолжить рассказ об увиденном или, домысливая, написать сочинение.
Такие уроки полезны для систематизации обобщения знаний учащихся.
При определении дидактического назначения каждого конкретного учебного кинопособия в общей структуре урока следует учитывать: учебно-воспитательные задачи данного урока; содержание и методику изложения материала в видеофильме; содержание и методику изложения материала в учебнике; возрастные особенности учащихся; наличие и содержание других учебных пособий.
Применение кинофильма оказывает определенное влияние на распределение времени между рассказом преподавателя, изложением материала учебного фильма и самостоятельной работой обучающихся. Использование видеофильма в качестве источника новых знаний и при повторении сокращает время изложения материала урока преподавателем и дает дополнительное время для самостоятельной работы студентов.
Таким образом, эффективное использованием учебного кинофильма на учебном занятии может быть обеспечено, в том случае, когда: 1) учебный фильм применяется с определенной дидактической целью; 2) материал фильма органически включается в содержание изучаемой темы; 3) продумана форма организации познавательной деятельности учащихся по усвоению материала видеофильма.
Видеофильмы и кинофрагменты при правильном их методическом использовании в учебном процессе имеют большое воспитательное значение. В учебном фильме документальные и специально разработанные кинокадры воспроизводят обстановку истории событий, создают проблемные ситуации и тем самым повышают эффективность обучения и воспитания на учебном занятии.
Методические подходы и приемы в работе с видеофильмами позволяют продолжить формирование общих компетенций: работать с источниками, обрабатывать информацию, умение выбирать и критически анализировать информацию, выражать свои мысли, дискутировать, выступать публично, принимать решения, отстаивать свою точку зрения.
Глава III. Использование ИКТ на учебных занятиях как, способ формирования общих компетенций
Современные студенты – это люди нового поколения, нового информационного общества. ИКТ прочно вошли в их жизнь. Поэтому, использование на учебных занятиях по истории ИКТ делает урок приближенным к реалиям современной жизни, наглядным; средством формирования информационных компетенций. Формирование информационной компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. ИКТ эффективно могут применяться на всех типах учебных занятий и на всех его этапах, так как смена разных видов деятельности привлекает внимание обучающихся к предмету изучения, сохраняет устойчивый интерес, создает атмосферу успешности. ИКТ можно использовать в разных вариантах. Это может быть электронная презентация, сделанная преподавателем для более образной подачи нового материала, собранного из различных источников, или для того, чтобы упростить для студентов восприятие сложных тем, содержащих большой объем материала или презентация, сделанная для повторительно-обощающего урока, например в форме игры.
В настоящее время в рамках учебного процесса чаще всего применяются следующие методы обучения с использованием ИКТ:
- Метод проектов.
- Метод информационного ресурса.
Рассмотрим метод проектов.
Он позволяет вовлечь каждого студента в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы, является обучение в сотрудничестве работая парами или группами.
Применение ИКТ при этом методе оказывается намного эффективнее, чем объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Студенты, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Это позволяет им овладеть элементами культуры общения, элементами управления.
Выполнение проектного задания с применение ИКТ позволяет:
- повысить мотивацию к обучению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности студента: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых студент, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
- способствовать приобретению опыта при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности, воспитывая творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
Самостоятельная работа обучающегося будет включать ряд этапов: поисковый, деятельностный, контролирующий. Эти этапы имеют структурные элементы: постановка задачи, поиск, анализ, обработка информации, определение времени, самоконтроль. Для преподавателя это имеет большое значение, так как контроль самостоятельной деятельности можно проводить на каждом из этапов деятельности обучающегося.
При использовании в образовательном процессе ИКТ возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы обучающихся. Все это поможет формированию общей информационной культуры студентов, придаст их самостоятельной работе новый импульс, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для дальнейшего самообразования и профессионального роста.
Следующим методом обучения является метод информационного ресурса.
Работа студента с книгой, справочной, научно – популярной, учебной литературой считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно добавить и электронные издания и ресурсы.
Одно из достоинств этого метода – возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное для него время. Учебная литература и мультимедиа – средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно- коррекционную. Наибольшее распостранение получили : на занятии, под руководством преподавателя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
Основная цель использования метода информационного ресурса – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации студента в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на учебных занятиях:
- Компьютер обладает широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы преподавателя и обучающихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения
- Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии
- Использование ИКТ на учебных занятиях дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности студентов, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности
- Использование ИКТ способствует формированию у студентов общих компетенции прописанных в ФГОС СПО, что является на сегодня основной задачей преподавателя.
Заключение
Как показывает практика, видеотехника позволяет преподавателю более точно и гибко использовать заложенную в фильмах и передачах информацию.
Видеоматериалы позволяют по-новому строить и решать такие сложные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий.
Видеозапись можно использовать и для самостоятельной работы студентов. Использование видеоматериала в процессе обучения не вызывает особых трудностей, т.к. запись можно задержать с помощью «стоп-кадра», повторить просмотр отдельного фрагмента или всей записи, сделать паузу для выполнения задания или записи в тетради и т.п. Видеотека создает возможность для проведения вариативных и индивидуальных заданий, выполняя которые необходимо использовать учебную литературу и запись.
Видеоматериал часто выступает в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению тему, отдельного раздела, курса.
Назначение соответствующего видеосюжета или фильма – поставить цель перед учащимися, заставить задуматься, иногда и удивить. Это способствует формированию установки и правильной позиции учащихся, приступающих к изучению новой темы.
Подход к учебному видеоматериалу только как к иллюстрированному пособию неверный. Особенность видеоматериала: позволяет использовать их на уроке в различных ситуациях:
- в качестве эпиграфа;
- как источник учебной информации;
- при проблемном изучении материала;
- для аналитической работы;
- для контрольных заданий.
В основе отбора видеоматериала, предназначенного для показа учащимся, лежат следующие критерии:
- высокий эстетический, эмоциональный уровень видеоматериала;
- его познавательная значимость;
- достоверность фактической основы;
- связь художественного, документального, телевизионного кино или телепередачи с реальной жизнью данной исторической эпохи;
- тщательный отбор тем, уроков, занятий, на которых возможно привлечь наиболее яркие и убедительные для учащихся факты и эпизоды видеоматериала, способствующие успешному решению задач обучающего. развивающего, творческого, воспитательного характера;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- учет интереса обучающегося к конкретной проблеме и исторической науке в целом.
С целью исследования эффективности использования видеоматериала на уроке истории нами производились экспериментальные уроки в группах I и II курса.
Результаты показали, что применение видеоматериалов способствует повышению и стабильности внимания учащихся, им нравятся такие уроки. Видеоматериал снижает утомляемость учащихся и позволяет поддерживать устойчивое внимание практически в течении всего урока. Т.е. применяя видеоматериал на уроке истории преподаватель может ожидать повышения эффективности усвоения программных тем, основных сложных понятий, побуждения и развития интереса к конкретной исторической эпохе, проблеме, к исторической науке в целом, формирования у учащихся ярких, зримых представлений о событиях определенной исторической эпохи, её героях; обеспечения на занятиях определенного эмоционального настроя, пробуждения интереса к мотивам и целям, определяющим поступки людей, к поискам примеров для подражания.
Сейчас, когда очень актуальна проблема патриотического воспитания, помочь этому может широкое привлечение материалов художественных кинофильмов, посвященных истории интервенции 20-х г.г., истории других войн российского государства и прежде всего, Первой Мировой войны (1914-1918 гг.), Великой Отечественной войне Советского союза (1941-1945 гг.).
Нужно отметить, что достижению положительных результатов в проводимых экспериментальных уроках способствуют следующие факторы:
- наличие необходимых условий (видеоцентр, видеотехника);
- заинтересованность и поддержка администрации и коллег;
- наличие условий для создания видеотеки и съемок учебных видеофильмов.
Использование видеоматериалов может привести к повышению качества образования развитию познавательных способностей обучающихся, если имеются следующие условия:
- глубокое знание преподавателем предмета и используемого видеоматериала;
- тщательная подготовка педагога к уроку с учетом поведения учащихся при использовании на уроке видеоматериала;
- научная организация учебного процесса;
- материально-техническое оснащение кабинета;
- наличие необходимых видеоматериалов.
Использование видеоматериалов позволяет рационально организовать учебный процесс, делает занятия интересными и эффективными.
Литература:
- Архипов Б.В. «Сайт история в помощь учителя».
- Гудков А.Н., Гудкова О.Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории // преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 8.
- Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ? www.msk.ru(edu)stat.htm.
- Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. «Технические средства обучения в современной школе». М., 2004 г.
- Коджаспирова Г.М., Петров К.В. «Технические средства обучения и методика их использования».М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Назарова Т.С., Полат Е.С. «Средства обучения: технология создания и использования». М.: УРО, 1998.
- Прессман Л.П. «Методика применения технических средств обучения».М.: Просвещение, 1988.
- Сафаров М.А. Почувствовать атмосферу эпохи… Учебные фильмы на уроке истории в 7 классе // История. 2003. № 43.
- Сафаров М.А. Использование видеоматериалов при изучении отечественной истории // История. 2003. № 43.
- Стандарт среднего (полного общего образования по истории) // Преподавание истории в школе. 2004. № 8. С. 24-29.
- Шабуневич Н.А. Использование видеоматериалов при изучении истории // преподавание истории и обществознания в школе. 2001 № 5.
Приложение № 1
Фонд учебных видеофильмов для рабочей программы «История»
(общественные дисциплины)
№ | Название видеофильма | Тип | Продолжи- тельность | Истор. Эпоха (век) |
1. | Романовы. Начало династии | Док. фильм учебный | 30 мин. | XVII |
2. | Царь Иван Грозный | Док. фильм учебный | 29 мин. | XVI |
3. | Государь Алексей Михайлович | Док. фильм учебный | 27 мин. | XVII |
4. | Первый император России | Док. фильм учебный | 38 мин. | XVII- XVIII |
5. | От Екатерины I до Екатерины II | Док. фильм учебный | 34 мин. | XVIII |
6. | Императрица Екатерина Великая | Док. фильм учебный | 39 мин. | XVIII |
7. | Император Александр I | Док. фильм учебный | 32 мин. | XIX |
8. | Император Николай I | Док. фильм учебный | 32 мин. | XIX |
9. | Российская империя Екатерина II, Павел I, Александр I | Док. фильм | XVIII- XIX | |
10. | Николай II (гибель Романовых) | Док. фильм | 40 мин. | XX |
11. | Первая мировая война 1 серия – «Август 1914 г.» 2 серия – «Европа в огне» 3 серия – «Гибель империи» | Док. фильм | н. XX в. | |
12. | Уроки истории (4 фильма) 1. История Новгород. Респ. 2. Кутузов и Барклай 3. Февраль 1917 г. 4. НЭП | Док. фильм | XIX XX | |
13. | Первые годы Советской власти | Док. фильм | XX | |
14. | Россия XX века 20-30-е гг. | Док. фильм | 45 мин. | XX |
15. | История второй Мировой войны | Док. фильм | 145 мин. | XX (1919- 1945) |
16. | Великая Отечественная война | Док. фильм | XX (1941- 1945) | |
17. | История Гражданской войны | Док. фильм | XX (1918- 1922) | |
18. | Маршал Жуков. Страницы биографии | Док. фильм | 80 мин. | XX |
19. | Архангельское. Завещание | Док. фильм | Рубеж XIX-XX | |
20. | Загадки истории 1. Тамерлан 2. Чингисхан | Док. фильм | 60 мин. 60 мин. | Связь врем. Сов. XX век С среднев. XVIII в. |
21. | 1. «Горячий снег» 2. «Непобежденные» 2 серия | Худ. фильм Док. фильм | 120 мин. 80 мин. | XX в. ВОВ |
22. | 1. «Непобежденные» 1 серия 2. К. Рокосовский 3. «Бастион на Волге» 4. «Операция Уран» | Док. фильм Док. фильм Худ. фильм Худ. фильм | 60 мин. 60 мин. 60 мин. 60 мин. | XX в. ВОВ |
23. | Год 1991 г. | Док. фильм | 60 мин. | XX в. |
24. | Великая Отечественная война | Док. фильм | 180 мин. | XX в. |
25. | 1. Первые цивилизация 2. Ренессанс | Док. фильм Док. фильм | 60 мин. 20 мин. | до н.э. 14 в. |
26. | 1905 год. Начало революции | 40 мин. | XX в. | |
27. | «Освенцим» «Штрафные батальоны» | Док. фильм Док. фильм | 60 мин. 60 мин. | XX в. XX в. |
28. | Русский бунт | Худ. фильм | 1 ч. 20 мин. | |
29. | Сказ про Федота Стрельца | Худ. фильм | 80 мин. | |
30. | Женя, Женечка и Катюша | Худ. фильм | 81 мин. | |
31. | Тайны дворцовых переворотов «Падение Голиафа» (ч. 3 и 4) | Худ. фильм | 80 мин.+ 80 мин. | |
32. | Неуловимые мстители | Худ. фильм | 180 мин. |
Приложение № 2
Методические рекомендации по использованию учебных видеофильмов
Видеофильм «Романовы. Начало династии» может быть использован на учебных занятиях по теме «Политическое и социально-экономическое развитие России в XVII в.». При этом можно применить один из 2-х вариантов работы:
В группе, где преобладают слабоуспевающие обучающиеся, целесообразно совместить просмотр фрагментов фильма с работой над текстом учебника. Урок можно отнести к комбинированному типу, так как в нем будут представлены все необходимые звенья: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, разъяснение домашнего задания для следующего урока.
На предыдущих уроках ученики подробно изучали события Смутного времени. В фильме «Романовы. Начало династии» кратко рассказывается об эпохе Смутного времени, о негативных последствиях этого исторического периода для социально-экономической жизни России. Для активизации внимания, помогая вспомнить изученное, преподаватель ставит в начале занятия перед учащимися вопросы, на которые они должны устно ответить после просмотра небольшого фрагмента фильма:
- Перечислите причины Смутного времени.
- Какие страны участвовали в захвате разграблении России в период Смутного времени?
- Кто возглавлял Второе ополчение?
- Кто такая Марина Мнишек?
- Кто такой Василий Шуйский?
После того как учащиеся просмотрели фрагмент фильма и ответили на репродуктивные вопросы домашнего задания, учитель переходит к объяснению новой темы. Кратко разъясняются причины, по которым Земский собор 1613 года выбрал из числа нескольких претендентов на царский трон шестнадцатилетнего Михаила Романова, рассказывается о роли патриарха Филарета в управлении государством, об ослаблении функций Земского собора и Боярской думы. Таким образом, учитель раскрывает внутреннюю политику первого царя из династии Романовых.
Имея первичные представления о Михаиле Романове и его политике, учащиеся углубляют свои знания при просмотре оставшейся части фильма. Учащиеся видят портреты царя Михаила, его родителей – инокини Марфы и патриарха Филарета, наблюдают Москву начала XVII века. Перед просмотром этих фрагментов ученикам предлагаются следующие устные вопросы:
- Кто был основателем династии Романовых?
- Каковы родственные связи Романовых и Рюриковичей?
- Кто такая инокиня Марфа? Какую роль она играла в управлении Россией?
- При каких обстоятельствах будущий патриарх Филарет был пострижен в монархи?
- Что можно сказать о личности царя Михаила? Почему именно его избрали правителем России на Земском соборе 1613 года?
- Что можно сказать о внутренней политике царя Михаила Федоровича?
Заключительным этапом урока будет закрепление изученного материала – ответы учащихся на поставленные вопросы и разъяснения домашнего задания.
В классе с преобладанием сильных учеников роль учителя – координирующая.
В начале урока учитель, не проверяя домашнего задания, диктует заранее подготовленные задания и предупреждает, что ответы на них должны быть развернутыми:
- Сравните последствия опричнины и Смутного времени для экономики и хозяйства России.
- Каким образом к власти пришла династия Романовых?
- В чем заключалась внутренняя и внешняя политика царя Михаила Романова?
После просмотра учитель дает ученикам 5 минут для мысленной систематизации изученного материала.
Стоит отметить, что при разработке вопросов, требующих развернутого ответа, учитель должен четко определить их количество. В целях максимальной концентрации внимания на фильме подобных вопросов не должно быть много. В таком случае учащиеся способны проанализировать процессы и явления, отраженные в фильме. Для проверки знания фактологии, напротив, возможно большее количество вопрос
Видеофильм «Царь Иван Грозный»
Может быть использован по теме «Укрепление самодержавия во второй половине XVI в.».
Возможно несколько вариантов использования этого видеофильма:
- В качестве изучения новой темы: можно записать вопросы на доске, на которые учащиеся отвечают в ходе просмотра видеофильма:
- Что повлияло на становление характера Ивана IV?
- Назовите цели принятия царского титула.
- Перечислите основные направления внешней политики Ивана IV.
- Каковы итоги первого этапа правления Ивана IV?
- Каковы итоги второго этапа правления Ивана IV?
- В качестве изучения внешней политики И. Грозного , возможно, использование эпизодов о его военных походах и предложить задание в виде таблицы:
Восточное направление | Годы | Итог | Западное направление | Годы | Итог |
- Использование как иллюстрации к рассказу преподавателя в качестве закрепления пройденного материала.
Рекомендуется обратить внимание на архитектуру, одежду, быт, изобретения людей того времени.
Домашнее задание:
- Составить психологический портрет И. Грозного.
- Ответить на вопрос: Почему Иван IV получил прозвище «Грозный»?
Видеофильм «Государь Алексей Михайлович»
Может быть использован для урока по теме «Политическое и социально-экономическое развитие в России XVII в.».
Материал учебника Сахарова, Буганова содержит мало информации о правлении царя Алексея Михайловича, хотя его правления, на наш взгляд, оказало большое влияние на дальнейшее развитие России и в том числе последующие реформы Петра I (его сына). Поэтому мы предлагаем при просмотре этого видеофильма:
- Учащимся составить краткий тезисный план или вопросы к видеофильму. Перед просмотром учащимся предлагается обратить также внимание на архитектуру и быт того времени.
- Использовать этот видеофильм в качестве основы для заполнения таблицы: Восстания XVII в.:
Годы / Название | Причины | Участники | Итоги |
Таблица может быть продолжена на следующих уроках:
- «Церковная реформа патриарха Никона»;
- «Городские восстания»;
- «Народное движение под предводительством С. Разина».
В качестве домашнего задания предлагается дополнить таблицу используя текст учебника.
Видеофильм «Первый император России»
- Может быть использован на уроках по теме «Россия на рубеже XVII- XVIII в.» с целью – проиллюстрировать рассказ преподавателя.
Последовательность может быть такова:
- Беседа с учащимися о детстве Петра I и его пути к престолу.
- Демонстрация первого сюжета видеофильма.
- после просмотра первой части видеофильма (до Северной войны) можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы (которые предварительно записаны на доске):
- Что такое немецкая свобода? Какую роль она сыграла в жизни Петра I?
- С кем соперничал Петр I за Российский престол?
- Что Петр I называл «дедушкой русского флота»?
- Куда были направлены первые военные походы Петра I? Их итоги.
- Первая верфь. Где была построена?
- Что такое великое посольство? Его цели?
- Почему Петр I был вынужден вернуться из Европы раньше намеченного срока?
- Первые новшества после поездки в Европу?
- Этот же видеофильм можно использовать на уроке по теме «Реформы Петра I» в качестве материала для заполнения таблицы по реформам Петра I:
Реформа / Год | Содержание | Итог |
- Фрагменты видеофильма могут быть использованы на уроке по теме «Северная война» в качестве иллюстрации к теме.
На основе просмотра, используя текст учебника учащимся предлагается:
А) в качестве домашнего задания описать:
1. причины и цели Северной войны;
2. ход Северной войны;
3. итог Северной войны.
Б) или составить таблицу:
Основные сражения Северной войны
Год и место сражения | Результат |
Перед просмотром фрагментов видеофильма о Северной войне на доске записываются вопросы:
- Какие страны вступили в Северный союз?
- Как Петр I готовил Россию к войне?
- Почему было проиграно сражение под Нарвой
Видеофильм «От Екатерины I до Екатерины II»
Может быть использован на уроках по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Мы рекомендуем использовать видеофильм в качестве изучения нового материала, по ходу фильма учащиеся должны заполнить таблицу:
Годы | Правители | Фавориты | Что сделано |
По ходу демонстрации фильма преподаватель дополняет видеофильм своими комментариями. В конце урока дается домашнее задание закончить таблицу.
Видеофильм «Павел I»
Тема: «Правление Павла I»
В предполагаемой видеоленте раскрываются психологические мотивы трагедии «русского Гамлета», подробно освещается внутренняя политика императора (ограничение дворянских прав и привилегий, отстранение от власти сподвижников Екатерины II, изменение порядка престолонаследия, некоторое улучшение положения крепостных крестьян); также рассмотрены причины заговора 11 марта 1801 года.
Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они отвечают после просмотра фильма:
- Расскажите о характере Павла I.
- Какие изменения в социально-экономической жизни России произошли при Павле I?
- Почему Павел I настроил против себя дворян?
Общеизвестным является тот факт, что существуют особенности в восприятии и запоминании школьниками разных возрастов видеоряда и дикторского текста. Методист А.С. Завадье отмечал, что школьники четвертых и пятых классов «концентрируют свое внимание на действии, а качественные признаки замечают слабее». При этом младшие школьники выхватывают отдельные поразившие их детали и передают их предельно конкретно, но часто затрудняются передать смысл целого.
Для подростков более характерна склонность к конспективности при пересказе содержания фильма. Несмотря на возросший объем зрительной памяти и критичность восприятия, в ответах подростков редко сообщается о наглядно-образном содержании фильма, поэтому задачей учителя является ориентация учеников не на прослушивание дикторского текста, а на анализ видеоряда фильма. Особое значение эта работы приобретает в старших классах.
XX век
Практика показывает, что эффективное усвоение учащимися событий I Мировой войны материала влияет на целостное восприятие истории России начала XX века, способствует более четкому пониманию причин складывания революционной ситуации 1917 года. В этой связи весьма результативно применение на соответствующем уроке видеофильма «Россия в первой мировой войне».
Предварительно просмотрев фильм «Россия в первой мировой войне», учитель обращает внимание на то, что в целом его содержание сводится к анализу внутренней политики Российской империи в 1914-1917 годах. События, непосредственно связанные с первой мировой войной (рассказ о ходе сражений, характеристика военных операций), представлены в фильмы в меньшей степени.
Стоит иметь в виду и то, что причины первой мировой войны в данной картине практически не выявлены. Исходя из этого, важно определить место данного фильма на соответствующем уроке. Вероятно, надо использовать фильм лишь в сочетании с другими средствами обучения, прежде всего с учебником. Поэтому целесообразнее осуществить показ некоторых фрагментов. Общая продолжительность фильма составляет 30 минут, показ наиболее важных фрагментов займет не более 15 минут.
Просмотрев фильм, преподаватель может выделить в нем содержание как дикторского текста, так и видеоряда.
Содержание дикторского текста | Содержание видеоряда |
Общие данные о количестве участников первой мировой войны: мобилизировано около 74 млн. человек, общие потери – 10 млн. убитых, 20 млн. раненых | Кадры, изображающие начало войны: патриотические митинги, мобилизация |
В начале войны в России наблюдался всплеск патриотизма, объединение нации вокруг царя, снижение забастовочного движения, антинемецкие выступления в крупных городах | Кадры, изображающие Николая II и императорскую семью, показ крупных российских городов |
Военные действия в 1914 году | Показ войск иностранных государств, их вооружения |
Поражение русской армии вызвало всплеск антиправительственных выступлений | Заседание Государственной думы, антивоенные демонстрации |
Брусиловский прорыв | Показ русских войск |
Правительственный кризис, возвышение Григория Распутина | Кадры, изображающие Г. Распутина |
Продолжение военных неудач России, складывание революционной ситуации, заключение Брестского мира | Показ лидеров большевистской партии |
На активность познавательной деятельности учащихся существенно влияет их предварительная подготовка: перед просмотром данного фильма учителю уместно провести небольшую вводную беседу. В этой беседе не пересказывается содержание фильма, а проводится опрос учащихся по предыдущей теме. В итоге осуществляется анализ причин первой мировой войны, знакомых учащимся. Все это занимает 7-10 минут.
Разобрав домашнее задание, учитель ставит перед группой вопросы, ответы на которые нужно найти в содержании фильма. Педагог в зависимости от подготовки класса может выбрать несколько из представленных ниже вопросов.
Вопросы репродуктивного характера:
- Почему произошло снижение забастовочного движения в 1914 году?
- Почему в годы первой мировой войны стала возвышаться промышленная буржуазия?
- Какие государства были союзниками России в первой мировой войне?
- Каково значение Брусиловского прорыва?
- В чем проявились чёрты правительственного кризиса начала 1917 года?
Вопросы проблемного характера:
- Могла ли Россия избежать участия в первой мировой войне?
- Каково влияние Николая II на событие первой мировой войны и нарастание правительственного кризиса в России?
- Почему патриотические настроения в русской армии в начале войны сменились массовым дезертирством?
Вопросы, обращенные к видеоряду фильма:
- Выражает ли облик Николая II, запечатленный в документальных кадрах, черты его характера? Чем вы это можете подтвердить?
- Расскажите, как выглядели российские города (Санкт-Петербург, Москва) в ходе нарастания экономического кризиса.
- Проанализируйте, как выглядели русские солдаты – участники первой мировой войны. Какое вооружение они использовали?
- Какие черты внешности Г. Распутина подтверждают общеизвестное мнение о его влиянии на власть?
- Постарайтесь, обратив внимание на возраст, одежду и т.д., определить социальный состав участников революционных митингов.
- По схожему принципу можно использовать видеоматериалы при изучении событий Великой Отечественной войны.
Большинство событий Великой Отечественной войны нашло широкое отражение в кинодокументалистике. Многие документальные фильмы, посвященные военной теме, стали подлинными шедеврами киноискусства (киноэпопея «Великая Отечественная» Р.Л. Кармена, фильм «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма и др.), однако до сих пор образовательно-воспитательный потенциал подобных картин слабо используется в школьном преподавании истории. Это связано с различными проблемами, которые мы постараемся проанализировать на примере двух небольших фильмов «Битва за Днепр», «Тегеранская конференция» и кинофрагмента «Освобождение Белоруссии».
Первый из представленных фильмов посвящен событиям 1943 года – форсированию Днепра. К достоинствам фильма следует отнести точное соответствие дикторского текста и видеоряда. Так, в эпизоде, посвященном освобождению Киева 6 ноября 1943 года, эмоциональный дикторский текст сопровождает показ этого древнего города в руинах. Рассказ о полководцах, руководившим боями на Украине, иллюстрируется портретами. Максимально тщательно показаны и эпизоды формирования Днепра: наступление, переправа, удержание плацдарма. Все это достигается умелым монтажом документальных кадров.
Особо стоит отметить звуковой ряд фильма: весь показ сопровождается звуками гудящих самолетов, плеском днепровской воды при форсировании, что оказывает еще большее эмоциональное воздействие.
Продолжительность фильма составляет около 10 минут, и его можно весьма эффективно использовать на уроке, посвященном событиям войны 1943-1944 годов. Учитель, рассказав об этапах контрнаступления советских войск в 1943 году, может сопроводить свой рассказ показом данного фильма, предварительно поставив перед группой вопросы.
Второй фильм посвящен анализу событий Тегеранской конференции. По существу, фильм представляет собой интервью свидетеля Тегеранской конференции, переводчика И. Сталина – Валентина Бережкова. Продолжительность фильма составляет 15 минут, и его содержание вполне соответствует учебной программе по новейшей истории России. Однако данный фильм не адаптирован для просмотра в классе. Большое место в нем занимает монологичное изложение Бережковым событием конференции, вполне уместное в документальном фильме, но не эффективное при коллективном просмотре учащимися. Опыт показывает, что концентрация внимания учащихся при просмотре подобных лент бывает низкой, поэтому особое значение приобретает не прослушивание текста, а анализ видеоряда. В этом фильме он в основном сводится к многократному показу главных действующих лиц конференции: И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля.
Фильм «Битва за Днепр»
Содержание дикторского текста | Содержание видеоряда |
Начало контрнаступления советских войск на Украине. Анализ движения советских войск к Днепру | Показ схемы контрнаступления, кадры, изображающие различные роды войск, участвующих в операции: пехоту, артиллерию, авиацию. Показ боев за продвижение советских войск к берегам Днепра |
Рассказ о полководческом мастерстве советских военачальников: Г.К. Жукова, И.С. Конева и Н.Ф. Ватутина | Кадры, изображающие советских полководцев |
Начало форсирования Днепра на разных рубежах | Кадры, показывающие развертывание понтонов, переправу на лодках, обстрел вражеской авиацией |
Значение форсирования Днепра. Освобождение Киева 6 ноября 1943 года | Показ движения войск различных фронтов на западном берегу Днепра. Сцены боев за Киев. Кадры, изображающие разрушенные киевские районы, снятые сразу после освобождения города |
Последний кинофрагмент, посвящен освобождению советскими войсками Белоруссии. Данный пятиминутный фрагмент, единственный из анализируемых, создан в качестве учебного. В нем подробно показаны этапы военных действий в Белоруссии, портреты полководцев, карты наступления советских войск, улицы освобожденного Минска. Однако фильму, созданному в советское время, свойственны многие черты пропагандистского кино: излишняя «плакатность» дикторского текста, официозность изложения.
Фильм «Тегеранская конференция»
Содержание дикторского текста | Содержание видеоряда |
Общая характеристика И. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля. Взаимоотношения союзников в годы войны | Показ переводчика И. Сталина – В. Бережкова. Кадры изображающие Сталина, Рузвельта, Черчилля |
Анализ наиболее важных эпизодов конференции: обсуждение будущих границ СССР, вопрос о Восточной Пруссии, статус Прибалтики, проблем будущей войны с Японией | Показ главных участников конференции чередуется с кадрами, изображающими фронтовые сражения |
Обсуждение вопроса о военном участии США и Англии во второй мировой войне | Показ английских и американских войск чередуется с кадрами, изображающими этапы конференции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"
Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
«Самоуправление как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся
Дети стремятся к самостоятельности,но не осознают ответственности и не имеют опыта.Цель проекта:привить учащимся навыки самоуправления. Дети учатся самостоятельно принимать решения и ответственно подх...
Образовательная технология "Метод проектов" как один из способов формирования общих компетенций
В данной работе, прежде всего, выполнено сопоставление и анализ трех направлений деятельности: 1) выполнееия проектов в области образовательной технологии "Метод проектов", 2) процесса проек...
Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.
Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения....
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....