Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории
статья по теме
В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения, важнейшим условием которого является внедрение компетентностного подхода. При этом под компетентностным подходом имеется ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие общих компетенций. В основу содержания общего образования, в качестве его основных целей, положено формирование у учащихся общих компетенций, которые понадобится ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Глоссарий ФГОС дает следующие определения понятия «компетенция»:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Данные умения и навыки должны обладать практической функцией, требующей применение знаний на практике. В. О. Ключевский отмечал, что преподавание… считает себя призванным подготовлять учащихся и к практическому употреблению приобретенных научных познаний. Необходимость развития компетенций в рамках образования связаны с изменениями в общем строе жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Введение компетенций в ФГОС позволяет решать проблему, типичную для многих обучающихся, когда учащийся, обладая хорошими теоретическими знаниями, испытывает значительные трудности в применении полученных знаний на практике. В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
В соответствии с компетентностным подходом, мною была определила цель своей педагогической деятельности: формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории.
Под проблемным обучением понимается обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность студентов в процессе обучения. Проблемный метод обучения требует особого построения образовательного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры урока и форм контроля за деятельностью учащихся.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру: постановка проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации. Активизация учащихся характеризуется поиском путей решения проблем.
Проблемный вопрос содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.
Например, «Почему ближайший советник, друг и доверенное лицо Ивана Грозного Андрей Курбский, ни разу не подвергавшийся репрессиям со стороны царя, тем не менее сбежал в Прибалтику, а позднее и выступил против московского войска?».
Проблемная задача — это элемент учебного процесса. Чтобы создать у обучающихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и выявляются затруднения. У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Такие задания вводят учащихся в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.
Проблемные вопросы, отличаются от проблемной задачи, сжатостью информации, предлагаются сильным учащимся, так как в них сконцентрирован значительный смысловой материал. Слабым учащимся непросто воспринять кратко изложенный проблемный вопрос из-за нехватки конкретных знаний и способности логически мыслить. Более обширная информация позволит им гораздо быстрее включиться в решение проблемы.
Состояние проблемной ситуации наблюдается при решении к примеру, такой задачи:
М. С. Горбачев, с середины 80-х. гг. хотел начать строить социализм «с человеческим лицом», сохраняя при этом руководящую роль коммунистической партии в обществе. Как известно, из этого ничего не вышло. Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в коммунистическом Китае они продолжаются по сей день и довольно успешно?
Проблемную ситуацию можно представить, как создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе (задаче).
Состояние проблемной ситуации наблюдается при решении, к примеру, такой задачи:
В 1820 году произошел бунт гвардейцев Семеновского полка. Было выяснено, что командир полка Шварц собственноручно бил солдат палкой, плевал им в лицо, заставлял маршировать разутыми по жнивью. Суд приговорил зачинщиков бунта к повешению, а командира полка к отсечению - головы.
Возникают вопросы: если виноват Шварц, то почему смертной казни подверглись солдаты; если виноваты солдаты, коль их приговорили к повешению, то почему Шварцу должны были отрубить голову?
Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Также, проблемные ситуаций могут содержится в названии темы уроков: «Иван IV – тиран или реформатор?», «Н.С.Хрущев: черное и белое».
Можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения. На первом уровне технологии проблемного обучения заключаются в том, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Методом такого урока является диалогический. На втором уровне у студентов воспитывается способность самостоятельно формулировать и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. Ведущий метод на таком уровне - эвристический. И на третьем уровне студент должен самостоятельно увидеть проблему, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения, используя поисково-исследовательский метод. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Технология проблемного обучения позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
- Стимулирует мотивацию учения;
- Повышает познавательный интерес;
- Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- Развивает творческие способности;
- Формирует убеждения;
- Формирует навыки исследовательской деятельности;
- Развивает коммуникативные компетенции.
Решение проблемной ситуации может осуществляться, как на протяжении всего занятия, так и на любом его этапе. При планировании проблемного урока выдерживают основные этапы технологии проблемного обучения.
Например: урок истории на втором курсе по теме: ««Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»:
1. Постановка проблемы, например, «В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва. Почему?».
2. Студенты выдвигают гипотезы, подтверждая гипотезы фактами, документами.
3. Студенты вступают в дискуссию, выражая свою точку зрения, свободно владея материалом;
4.Выводы по решению проблемы.
Не последнюю роль играет правильный подбор методических приемов, используемых преподавателем на проблемных уроках.
На лекционных уроках преподаватель ставит перед студентами ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции. Так, излагая на втором курсе в лекционной форме тему «Куликовская битва», ставлю по ходу работы перед студентами следующие проблемные задания:
1. Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
2.Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. Прием нахождения аналогии - формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания студентов на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности, в отечественной истории.
Результатом использования данного приема является осознанное восприятие изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.
Результатом применения проблемного обучения станет формирование общих компетенций через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, переосмысление большого количества информации. Вырабатывается умение слушать, вести диалог и взаимодействовать с другими студентами через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций. Полученные знания, умения и навыки на занятии имеют практическую направленность и могут быть применены в дальнейшей профессиональной деятельности будущих выпускников.
Литература
1. Зимняя И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования.http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/knig_2.doc
2. Иванцев Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании?//Серия «Оценка качества образования»/Отв. Ред. Курнешова Е.М. - М.: Центр качества образования, 2008. С. 3-56.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика./ Г. М. Коджаспирова -М.:Гардарики, 2007. –т528с.
4. Педагогика. Проблемное обучение. http://paidagogos.com/?p=108. – Дата обращения: 11.11.2013.
5. Проблемное обучение-перспективная педагогическая технология http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
6. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, В 2 ч. / А. Т. Степанищев — М.: Владос, 2002. — Ч. 1. — 304 с.
7. ФГОС. Голлосарий http://standart.edu.ru/. – Дата обращения: 11.11.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....
Формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций.
В статье рассмотрены формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций....
Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях...
Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...
Формирование общих компетенций студентов специальности СПО Дизайн (по отраслям) в процессе изучения учебной дисциплины «История изобразительного искусства» (из опыта работы)
Рассмотрены примеры формирования общих компетенций студентов при изучении конкретной учебной дисциплины...
применение интенсивных технологий обучения для формирования общих компетенций на урока спецдисциплин по профессии Повар, кондитер
Для повышения качества учебного процесса в СПО огромное значение иммеет правильный подбор педагогических технологий. Интенсивные технологии обучения воссоздают не только предметное, но исоциальное сод...