Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
статья на тему
В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оценки степени сформированности общих компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
Преподаватель биологии
Попова Е.В.
Формирование общих и профессиональных компетенций лежит в основе реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Компетенцию (лат. competentia – принадлежность по праву) можно понимать как характеристику обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области.
Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Владение общими компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Занятия по биологии в полной мере подходят для полного и качественного формирования всех видов компетенций, так как биологические знания в настоящее время являются социально значимыми, необходимыми. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, возникновение жизни на Земле, происхождение и эволюция человека, глобальные экологические проблемы и охрана окружающей среды, возникновение новых заболеваний и поиск методов их лечения – все эти вопросы, так или иначе, касаются каждого человека.
Для скорейшего решения этих и других проблем современности общество заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных, зачастую нестандартных решений, готового к смене профиля, освоению новых технологий и непрерывному самообразованию.
Для качественного формирования общих компетенций в рамках учебной дисциплины, в первую очередь, необходима эффективная организация учебной деятельности.
Преподаватель должен четко представлять, какими знаниями и умениями должен овладеть студент, чтобы продемонстрировать компетенции. Необходимо проанализировать в каком разделе, на уровне каких тем будет формироваться конкретная компетенция, разработать систему контроля и оценивания достигнутых студентами компетенций, которая позволила бы отслеживать не только уровень качества полученных знаний и умений, но и формирование личных качеств, творческих характеристик студентов, непосредственную демонстрацию компетенций и их применение в конкретной ситуации.
Таблица. Методы формирования общих компетенций и контроля знаний на примере формирования общих компетенций на занятиях по биологии.
Общие компетенции | Раздел/Тема учебной дисциплины, на которых формируются компетенции | Методы формирования общих компетенций | Методы/формы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Раздел: Основы генетики и селекции. Тема: Генетика и медицина. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Раздел: Бионика. Тема: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Использование технических устройств, для восстановления работоспособности инвалидов. | рассказ, беседа, дискуссия; показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов; самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковые задания (информационное сообщение. мультимедийная презентация), - решение проблемных ситуаций, - дискуссии. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | Раздел: Основы генетики и селекции. Тема: Закономерности изменчивости. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | - лабораторная работа. | - расчетное задание, - графическое задание (заполнение таблиц, построение графиков). |
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Раздел: Биосфера и человек». Тема: Анализ и оценка последствий антропогенной деятельности в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | - частично-поисковый, - учебная дискуссия, - мозговой штурм. | - решение проблемных задач, - работа в группах, - аналитическое задание, - тестирование. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Раздел: Основы генетики и селекции. Тема: Закономерности изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | - проблемное изложение, - частично-поисковый, - учебная дискуссия, - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковые задания, - аналитическое задание. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Раздел: Эволюционное учение. Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков родителями на эмбриональное развитие и отклонения в развитии у их детей. | - демонстрация учебных фильмов, - поиск информации с использованием интернет источников. | - поисковые задания (мультимедийная презентация). |
ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Раздел: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | - групповые проектные работы, - экскурсии, - учебные дискуссии. | - работа в группах, - дискуссии, - аналитические задания. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. | Тема: Происхождение и этапы эволюции человека. Тема: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. | - групповые проектные работы, - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - работа малыми группами, - дискуссии. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | Раздел: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема: Индивидуальное развитие организмов. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | - частично-поисковый, - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковое задание, - аналитическое задание. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий. | Раздел: Основы генетики и селекции. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»; Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | - частично-поисковый, - проблемное изложение, - дискуссии. | - поисковое задание, - аналитическое задание. |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Раздел: Основы генетики и селекции. Тема: Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Драматические страницы в истории развития генетики в нашей стране. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | - рассказ, беседа, дискуссия; показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов; - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковое задание. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | Раздел: Биосфера и человек. Тема: Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | - проблемные задания, - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковые задания, - аналитическое задание. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Раздел: Учение о клетке. Тема: Строение и функции частей и органоидов клетки. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | - лабораторная работа. | - графическое задание. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Раздел: Учение о клетке. Тема: Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний (ВИЧ, гепатиты, герпес). | рассказ, беседа, дискуссия; показ плакатов, рисунков, демонстрация фильмов; - самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет-источниками. | - поисковые задания. |
Таким образом, современное развитие образования ориентирует систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности как современного общества, так и самих обучающихся. Процесс формирования компетенций будет успешным только в том случае, если студенты станут активными участниками образовательного процесса, а преподаватель выступит в роли организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).
В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы....
Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...
Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся
Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...
Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования
Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...
Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...
Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Использование активных средств обучения...