ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Лепехова С.В. , преподаватель Липецкого колледжа строительства, архитектуры и отраслевых технологий
Современные требования рыночной экономики к выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений вносят существенные коррективы в учебный процесс. Знания по специальности не являются единственной компетенцией, востребованной на рынке труда.
Важны и другие компетенции, формирование которых является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин (модулей). При этом общая компетенция (ОК) понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.
Перечень общих компетенций в образовательных стандартах нового поколения выглядит следующим образом:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Формирование компетенций требует создания новой системы универсальных знаний, умений, навыков, преобразования процесса обучения, использования современных технических средств .
Анализ общих компетенций способствовал использованию на занятиях развивающих образовательных инноваций с ориентацией на формирование исследовательских умений, например:
- исследовательский метод (активное обучение)
- проблемное обучение
- работа в малых группах
Использование на уроках почвоведения активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.
Рассмотрим примеры применения активных методов и форм обучения при формировании общих компетенций студентов на уроках почвоведения.
Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь дисциплины с их будущей профессией. Поэтому на занятиях по почвоведению возможно применение следующих методов: тематические дискуссии, групповые дискуссии, беседа, исследовательские методы.
Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, работа по индивидуальному заданию, исследовательские и экспериментальные виды деятельности.
Исследовательская деятельность студентов выступает как важный элемент технологий активного обучения. Обучение исследовательским навыкам проходит на лекционных занятиях с использованием следующих заданий:
- информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации, ее систематизация;
- проблемные: классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
- экспериментальные: решение экспериментальных задач, проведение эксперимента и его иллюстрация на практике.
В курсе почвоведения большая часть учебной программы уделяется экспериментальной, практической работе – проведению экспериментов с натуральными объектами, решению различных задач и упражнений, где студенты учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3)
Эта компетенция формируется также в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке, взаимоконтроля, проблемных лекций.
На занятиях студентам предлагаются различные формы контроля, обеспечивающие индивидуальный подход; требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к преодолению трудностей.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. С этой целью студентам предлагаются и фрагментарные учебно-исследовательские занятия:
- Поиск и подбор материала в сети Интернет по теме занятия ;
- чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста
- дискуссии по проблемным вопросам;
- планирование и составление выступлений по определенной теме;
- подготовка презентаций
- конспектирование учебного материала с использованием схем и таблиц;
Информационные технологии, применяемые на аудиторной и внеаудиторной работах значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, делает образовательный процесс более легким и привлекательным для студентов. В дальнейшем, на старших курсах, у выпускников, показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий).
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками (ОК 6, 7), студенты могут при решении исследовательских задач в малых группах на лабораторных и практических занятиях.
В результате применения активных методов обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, определяющие (ОК8,9) : • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем; • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; • могут самостоятельно трудиться над саморазвитием и самовыражением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов
В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...
Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.
В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...
Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...
Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения
Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....
Активные формы и методы обучения в начальных классах
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здор...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В докладе «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» раскрываются общие методы и форма обучения, и в частности в производственном обучении цель и методы....
Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...