ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
опыты и эксперименты

Ломага Галина Васильевна

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

стимуляция положительных кинестезии;

улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

увеличение силы мышечных сокращений;

активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zondovyy_massazh_programmka.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

       «Детский сад  №12 Звёздочка» г.Ртищево Саратовской области»

Зондовый массаж

                Учитель – логопед

                МДОУ № 12 «Звездочка»:              Андрианова Л. М.

Ртищево  2012

          Тщательное обследование мышц артикуляционного аппарата показало, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени. Теперь стоит задача устранить выявленные дефекты. Эффективный метод коррекции – зондовый массаж. Предлагаемая методика не исключает  традиционного подхода к постановке звуков.  Основная цель метода -  нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, можно целенаправленно воздействовать на пораженные участки  артикуляционных органов,  активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения.

         Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дислалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия – на 95%; моторная алалия (при умственной полноценности - полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40 – 80%.

          Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

           Сложность массажа зависит от степени нарушения подвижности мышц. В процессе работы совсем не обязательно использовать все его виды и приёмы. Однако при значительных расстройствах  артикуляционной моторики не исключено обращение ко всему массажному комплексу. Рассматривая массаж каждой группы мышц, необходимо помнить об их взаимосвязанном участии в акте звукопроизношения и стремится к развитию четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата.

          Массаж мышц укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного  увеличения нагрузки ( от более простого задания к более сложному).

          Для массажа созданы 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мыщц языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

         Зонд №1 вилочковый.  

          Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого нёба. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц.  Зонд предназначен для обкола мышц (условное обозначение  * ). В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются.

          При обколах  используются короткие, частые, лёгкие движения; обколы должны быть недалеко друг от друга.

           Более интенсивного воздействия можно добиться, применяя приём обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вправо, влево, назад в течение 4-6 секунд. Другой вариант указанного приёма:  погрузив зонд в мышцы, производим вращательное движение по часовой стрелке ( или против часовой стрелки). Время давления -  5 секунд. Зонд не отрываем от места нажатия (условное

обозначение           ).

         Зонд  № 2 восьмерочка. 

         Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ.

 Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы (глубокое погружение зонда), производим движение вверх- вниз 6 раз. Зонд не отрываем от места нажатия. Затем передвигаем  «восьмёрочку»  на небольшое расстояние и массируем следующий участок (условное обозначение    ) .  Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте и заставляя активно работать группу веерных мышц.

         Зонды №3, №4, №5. Саночки большие, средние, малые.

         Эти зонды точечно скользят по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба в разном направлении, заставляя их активизироваться.

      Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной. Если на одной стороне можно выделить  две точки нажима и скольжения, то на другой – три. В массаже участвует и верхняя часть зондов, которая чаще используется при нажатии на мышцы.

      «Саночки» выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная. Кроме того зондом №5 (стороной 2) выполняются  вкручивающие  (условное обозначение    ) и пружинистые возвратные движения (условное обозначение    ).

         Зонд  №6  топорик. 

         Активно используется при массаже языка, участвует в массаже мышц, скул, щёк, губ, мягкого нёба, охватывая большую (по сравнению с вышеописанными зондами) поверхность и интенсивность воздействия на мышечный аппарат.

        Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия (условное обозначение              ) (рубка мышц)  и  скольжения (условное обозначение       ) по мышцам  (имитация процесса бритья) .  Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояний мышц: чем  ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления  5 секунд. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение.

       Зонд № 7  крестовина.  

        Участвует в массаже мышц скул, щёк, губ. Используется при массаже  средней, прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться, включаться в работу мышцы указанных областей языка.

         «Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд. С её помощью выполняются:

  •  надавливающие движения (нажатия).  Время давления – 5 секунд.  Условное обозначение          .
  • пружинистые возвратные движения вперед – назад  (прокачивание).  Сделав  5-6 движений в одной точке, затем передвигаем зонд на небольшое расстояние и массируем следующий участок. Условное обозначение            .
  • надавливающие круговые  движения вправо – влево (вкручивание зонда в мышцы). Время давления – 5секунд. Условное обозначение             .

Зондом удобно осуществлять постановку заднеязычных звуков К, Г, Х, а также звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Р.

       Зонд  № 8  толкачик.

        Участвует в массаже мышц, скул, щек, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность,  что обеспечивает возможность принимать различные артикуляционные позиции.

         На конце зонда имеется петелька.  При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда  снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд. Условное обозначение          .

         Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием нажатие с прокачиванием:  зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд.  Условное обозначение        .  Степень нажима зависит от состояния мышц.

Массаж мышц языка зондами

       Перед тем как приступить к массажу, нужно подготовить ребенка к работе с зондами: дать ему их рассмотреть, потрогать, стерильные зонды -  подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к зондовому массажу, стремятся к занятиям,  так как чувствуют, что им становится легче управлять своими артикуляционными  органами, радуются приобретенным навыкам: « Теперь мне легче шевелить язычком», «У меня получается!».

       Постарайтесь, чтобы  дети поняли необходимость и значимость занятий. Осознанное выполнение заданий поможет ускорить процесс коррекции.

        При тяжелых нарушениях артикуляционной моторики в процессе массажа может возникнуть боль, иногда довольно сильная. Для предупреждения неприятных болевых ощущений заварите стаканом кипятка 1 чайную ложку чая,  2 чайные ложки сухой крапивы и предложите ребёнку перед массажем подержать очень теплый настой во рту. Следите, чтобы малыш не глотал, а сплевывал его. Такая процедура поможет снять напряжение артикуляционного аппарата.

          Каждое упражнение выполняется  30 раз. Через пять раз мышечной системе необходимо давать отдых.

                                         

                                             Массаж  мышц языка зондом  № 1

         Учитывая принцип постепенного усложнения нагрузки, в начале коррекции используется  прямой массаж языка. Ребенку отводится пассивная роль при активной работе логопеда.

         Массажный комплекс начинается с массажа языка  вилочковым зондом (№1). Почему именно им? Давайте вспомним строение мышц языка.

         Под слизистой оболочкой поверхности языка располагается верхняя продольная мышца (парная),  нижней поверхности языка – нижняя продольная мышца (парная).

         Поперечная мышца (парная) начинается от срединной  перегородки языка и  оканчивается в слизистой боковых краев языка.

         Вертикальная мышца (парная)  берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и оканчивается в области спинки языка.

        Глубже  располагаются  веерные мышцы*.  «Веер»  расходится по подъязычной уздечки в разные стороны. Вилочковый зонд активирует  работу этих мышц, нажимая на их окончания.

       Для расслабления мышц нужно удобно уложить ребенка. Предложить ему широко открыть рот и как можно дальше вытянуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводите массаж, используя два приема – обкол и обкол с прокручиванием.

       Осуществляя массаж, определите границу рвотного рефлекса. Дойдя до границы, остановитесь, затем пересеките её, продвигаясь на 1 мм, Быстро уберите зонд  и повторите  упражнение. Когда рвотный рефлекс будет преодолен, появится возможность использовать более  сложные виды массажа, воздействуя на ранее недоступные участки  артикуляционных органов.

         Каждое упражнение выполняется 30 раз (один раз – один проход зонда по зоне массажа), но выполнив обколы 7-10 раз, дайте отдохнуть мышечной системе.

* Авторский термин, применяемый по отношению к скелетным мышцам языка

(в частности, к подборочно-язычной мышце)

1.  Упражнение

     Обкол средней линии языка.   НМД  от кончика языка к корню.

2.  Упражнение

     Обкол с прокачиванием средней линии языка.  НМД  от кончика языка к  корню.

3.  Упражнение

     Обкол средней линии языка.   НМД  от кончика языка к корню и обратно

4.  Упражнение

     Обкол с прокачиванием средней линии языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

5.  Упражнение

        Обкол боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое,  против часовой

         стрелки.

6.  Упражнение

        Обкол боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое,  по часовой

         стрелки.

7.  Упражнение

Обкол  с прокачиванием боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня,              круговое,  против часовой стрелки.

8.  Упражнение

  Обкол с прокачиванием боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое,        по часовой стрелки.

9.  Упражнение

Обкол  передней части языка. НМД  произвольное.

10.  Упражнение

       Обкол  с прокачиванием передней части языка. НМД  произвольное.

11.  Упражнение

    Обкол   средней части языка. НМД  произвольное.

12.  Упражнение

       Обкол  с прокачиванием  средней части языка. НМД  произвольное.

13.  Упражнение

    Обкол    задней части языка. НМД  произвольное.

14.  Упражнение

       Обкол  с прокачиванием   задней части языка. НМД  произвольное.

15.  Упражнение

    Обкол верхней поверхности языка. НМД  от кончика языка к корню, поперечное,    зигзагообразное.

16.  Упражнение

Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  от кончика языка к     корню,   поперечное, зигзагообразное.

 17.  Упражнение

    Обкол верхней поверхности языка. НМД  от корня языка к кончику, поперечное,    зигзагообразное.

18.  Упражнение

  Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  от корня языка к кончику,   поперечное, зигзагообразное

19.  Упражнение

    Обкол  верхней поверхности  языка. НМД  произвольное.

20.  Упражнение

    Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  произвольное.  10 раз.

21.  Упражнение

    Обкол верхней поверхности языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно, поперечное, прямолинейное.

22.  Упражнение

Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  от кончика языка к     корню и обратно,  поперечное,  прямолинейное.

23.  Упражнение

    Обкол  правого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

24.  Упражнение

Обкол  с прокачиванием   правого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

25.  Упражнение

    Обкол  левого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

26.  Упражнение

Обкол  с прокачиванием   левого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

27.  Упражнение

    Обкол верхней поверхности языка. НМД  от левого края языка к правому, продольное,    зигзагообразное.

28.  Упражнение

  Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  от левого края языка к правому, продольное, зигзагообразное.

29.  Упражнение

  Обкол  с прокачиванием  верхней поверхности языка. НМД  произвольное.  15 раз.

30.  Упражнение. ВНИМАНИЕ.

       В работу включается зонд №2., помощью которого выполняются четыре   последующих упражнения. Обернув ручку зонда марлевой салфеткой, плотно прижать «восьмерочку»  к языку. Установив зонд №2  вдоль средней линии языка, выполнить обкол участков верхней поверхности языка, расположенных вокруг зонда.

      НМД от кончика языка к корню.    

31.  Упражнение

    Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол с прокачиванием участков верхней поверхности языка, расположенных вокруг зонда.

   НМД от кончика языка к корню.

32.  Упражнение

    Установив зонд №2  вдоль средней линии языка, выполнить обкол  участков языка, расположенных  внутри зонда.

   НМД от кончика языка к корню

 33.  Упражнение 

    Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол с прокачиванием участков языка, расположенных внутри зонда.

       НМД от кончика языка к корню.

                     Массаж  мышц языка зондами  № 3,  №4,  №5

      С помощью этих зондов   осуществляется прямой  точечно-скользящий массаж отдельных участков и всей поверхности языка.

       Каждое упражнение выполняется  30 раз, нажатие  при скольжении интенсивное. Через 5 упражнений  - отдых.

1.  Упражнение.  Зонд  № 3,  (сторона 2)

   Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

1а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

1б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

   Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

1в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

1г.  Упражнение.  Зонд  № 5,  (сторона 2)

   Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

1д.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

      Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню.

2.  Упражнение.  Зонд  № 3,  (сторона 2)

   Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

2а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

2б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

   Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

2в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

2г.  Упражнение.  Зонд  № 5,  (сторона 1)

   Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

3.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику и обратно

3а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику и обратно

3б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику и обратно

3в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику и обратно

3г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

      Массаж средней линии языка. НМД  от корня языка к кончику и обратно

4.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, против  часовой стрелки.

4а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, против      часовой стрелки.

4б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, против  часовой стрелки.

4в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, против  часовой стрелки.

4г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, против  часовой стрелки.

5.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

6.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж   правого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

6а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

 Массаж  правого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

6б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

       Массаж   правого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

6в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

       Массаж   правого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

6г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

        Массаж   правого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

7.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж   левого бокового края языка.    НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

7а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

 Массаж  левого  бокового края языка.  НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

7б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

       Массаж   левого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно.

7в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

       Массаж   левого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно

7г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

        Массаж   левого бокового края языка. НМД  от корня языка  к кончику и обратно

8.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка  к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка  к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка  к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка  к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

Массаж  боковых краев языка. НМД  от корня языка  к кончику, поочередно по правому и левому краю.

9.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от кончика языка  к корню, поочередно по правому и левому краю.

9а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от кончика языка  к корню, поочередно по правому и левому краю.

9б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  боковых краев языка. НМД  от кончика языка  к корню, поочередно по правому и левому краю.

9в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

 Массаж  боковых краев языка. НМД  от кончика языка  к корню, поочередно по правому и левому краю.

9г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

Массаж  боковых краев языка. НМД  от кончика языка  к корню, поочередно по правому и левому краю.

10.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  передней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

10а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  передней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

10б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

   Массаж  передней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

10в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

   Массаж  передней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

10г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

Массаж  передней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

11.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  средней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

11а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  средней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

11б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

   Массаж  средней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

11в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

   Массаж  средней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

11г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

Массаж  средней части языка. НМД  от правого края языка  к  левому,  продольное, зигзагообразное.

12.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  средней части языка. НМД  от верхней границы средней части языка  к  нижней,  поперечное, зигзагообразное.

12а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  средней части языка. НМД  от верхней границы средней части языка  к  нижней,  поперечное, зигзагообразное.

12б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  средней части языка. НМД  от верхней границы средней части языка  к  нижней,  поперечное, зигзагообразное.

12в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  средней части языка. НМД  от верхней границы средней части языка  к  нижней,  поперечное, зигзагообразное.

12г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

  Массаж  средней части языка. НМД  от верхней границы средней части языка  к  нижней,  поперечное, зигзагообразное.

13.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  задней части языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

13а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  задней части языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

13б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

Массаж  задней части языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное,   зигзагообразное.

13в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

Массаж  задней части языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное,   зигзагообразное.

13г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

Массаж  задней части языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное,   зигзагообразное.

14.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное, зигзагообразное.

14а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное, зигзагообразное.

14б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

   Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное, зигзагообразное.

14в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное, зигзагообразное.

14г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

   Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное, зигзагообразное.

15.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, поперечное, зигзагообразное.

16.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное,    прямолинейное.

16а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное,    прямолинейное.

16б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное,    прямолинейное.

16в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное,    прямолинейное.

16г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, поперечное,    прямолинейное.

17.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

      Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

17а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от правого края языка  к левому,   продольное, зигзагообразное.

17б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

17в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

17г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от правого края языка  к левому,  продольное, зигзагообразное.

18.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)  

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  корня языка  к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

19.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 2)

 Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

19а.  Упражнение. Зонд  № 3,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

19б.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (сторона 2)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

19в.  Упражнение. Зонд  № 4,  (сторона 3)

  Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

19г.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 1)        

        Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

19д.  Упражнение. Зонд  № 5,  (сторона 2)        

        Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню, продольное, прямолинейное.

                                            Массаж  мышц языка зондом  №5

      Массаж осуществляется стороной 2 зонда №5.  Зондом выполняются  5 пружинистых возвратных движений на одном месте, напоминающих движения мячика, с углублением в мышцы языка и продвижением вверх.  Каждое упражнение повторяется 30 раз.

1.  Упражнение.  

   Массаж средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

2.  Упражнение.

     Массаж передней части языка.  НМД  произвольное.

3.  Упражнение.  

  Массаж средней  части языка. НМД  произвольное

4.  Упражнение.

      Массаж задней части языка. НМД   произвольное.

5.  Упражнение.  

   Массаж  правого бокового края языка. НМД  от корня  языка к кончику.

6.  Упражнение.

      Массаж  левого бокового края языка. НМД  от  корня  языка к кончику.

7.  Упражнение.  

     Массаж правого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню.

8.  Упражнение.

     Массаж  левого бокового края языка.  НМД   от кончика языка к корню.

9.  Упражнение.

Массаж  боковых краев языка.  НМД  от корня языка до корня, круговое, против   часовой стрелки.

10.  Упражнение.  

 Массаж  боковых краев языка.  НМД  от корня языка до корня, круговое, по   часовой стрелки.

11.  Упражнение.

      Массаж  верхней поверхности  языка. НМД  от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

12.  Упражнение.  

    Массаж  верхней поверхности  языка. НМД  произвольное.

                                       Массаж  мышц языка зондом  №6

      В первом блоке упражнений используется прием нажатие. Под влиянием этого приема массажа нормализуется тонус мышц, повышается их способность к сокращению, увеличивается подвижность. Степень нажатия зависит от состояния мышц:  при пониженном тонусе  нажатие интенсивное,  при  повышенном -  щадящее. Надавливающие движения частые,  интервалы между нажимами  короткие. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

                                             

1.  Упражнение.

      Массаж  средней линии  языка. НМД  от  кончика  языка к корню.

2.  Упражнение.  

  Массаж средней  линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

3.  Упражнение.

      Массаж  средней линии языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

4.  Упражнение.  

   Массаж  правого бокового края языка. НМД  от корня  языка к кончику.

5.  Упражнение.

      Массаж  левого бокового края языка. НМД  от  корня  языка к кончику.

6.  Упражнение.

      Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.    НМД  от  корня  языка к кончику.

7.  Упражнение.  

   Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

    НМД  от корня языка к кончику.

8.  Упражнение.

      Массаж  правого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню.

9.  Упражнение.  

   Массаж  левого бокового края языка. НМД  от кончика  языка к корню.

10.  Упражнение.

      Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню.

11.  Упражнение.  

      Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню.

12.  Упражнение.

      Массаж  боковых краев языка. НМД  от  корня  языка до корня, круговое,  по часовой стрелке.

13.  Упражнение.

       Массаж  боковых краев языка. НМД  от  корня  языка до корня, круговое,  против часовой стрелке.

14.  Упражнение.

Массаж областей языка, расположенных между боковыми краями и средней линией. НМД  от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелке.

15.  Упражнение.  

Массаж областей языка, расположенных между боковыми краями и средней линией. НМД  от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелке.

16.  Упражнение.

       Массаж  правого бокового края языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

17.  Упражнение.  

   Массаж  левого бокового края языка. НМД  от кончика  языка к корню и обратно.

18.  Упражнение.

      Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню и обратно

19.  Упражнение.  

      Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню и обратно.

        Во втором блоке упражнений  используется прием скольжение (поглаживание), улучшающий эластичность и упругость мышц, снижающий напряжение. Каждое упражнение повторяется 30 раз.

1.  Упражнение.

      Массаж  средней линии  языка. НМД  от  кончика  языка к корню.

2.  Упражнение.  

  Массаж средней  линии языка. НМД  от корня языка к кончику.

3.  Упражнение.

      Массаж  правого бокового края  языка. НМД  от кончика языка к корню.

4.  Упражнение.  

   Массаж  левого бокового края языка. НМД  от  кончика языка к корню.

5.  Упражнение.

      Массаж  правого бокового края языка. НМД  от  корня  языка к кончику.

6.  Упражнение.

      Массаж  левого бокового края языка. НМД  от  корня языка к кончику.

7.  Упражнение.  

   Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.

    НМД  от кончика языка к корню.

8.   Упражнение.

  Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

       НМД  от  кончика языка к корню.

9.  Упражнение.  

   Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.

       НМД от корня языка к кончику.

10.  Упражнение.

      Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

       НМД от корня языка к кончику.

11.  Упражнение.  

      Массаж  правого бокового края  языка.  НМД от кончика языка к корню и обратно.

12.  Упражнение.

      Массаж  левого бокового края  языка.  НМД от кончика языка к корню и обратно.      

13.  Упражнение.

       Массаж области  языка, расположенной между правым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню и обратно.

14.  Упражнение.

       Массаж области  языка, расположенной между левым краем и средней линией.

       НМД от кончика языка к корню и обратно.

                                   

                                       Массаж  мышц языка зондом  №7

   

   «Крестовина» позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка и расширение средней части языка. Массаж улучшает сократительную способность мышц. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

1.  Упражнение.

      Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Удержать в таком положении в течение 20 секунд,  затем убрать зонд, позволяя мышцам  самостоятельно принять исходное положение. Обратите внимание: кончик языка помещается (и фиксируется) в той части «крестовины», где нет перекрещивающихся элементов.

2.  Упражнение.  

       Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Удержать в таком положении в течение 10 секунд,  затем  быстро убрать зонд, позволяя мышцам  самостоятельно принять исходное положение. Обратите внимание: кончик языка помещается (и фиксируется) в той части «крестовины», где нет перекрещивающихся элементов.

3.  Упражнение.

        Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом пружинистые возвратные движения вперед – назад. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки) Обратите внимание: кончик языка помещается (и фиксируется) в той части «крестовины», где нет перекрещивающихся элементов.

4.  Упражнение.  

   Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом круговые  движения  по ходу часовой стрелки. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки).

5.  Упражнение.

     Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом  круговые движения против часовой стрелки. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки).

                                   Массаж  мышц языка зондом  №8

   

   При проведении массажа используется два приема, в начале – нажатие, затем тот же блок упражнений (1 по 13) повторяется, но используется более интенсивный прием – нажатие с прокачиванием на одном месте по часовой стрелке в счете

   до 5.

 1.  Упражнение.

      Массаж  средней линии  языка. НМД  от  кончика  языка к корню.

2.  Упражнение.

      Массаж  правого бокового края  языка. НМД  от кончика языка к корню.

3.  Упражнение.  

   Массаж  левого бокового края языка. НМД  от  кончика языка к корню.

4.  Упражнение.

 Массаж  боковых  краев языка. НМД  от  корня  языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

5.  Упражнение.

 Массаж  боковых  краев языка. НМД  от  корня  языка до корня, круговое, по  часовой стрелки.

6.  Упражнение.  

   Массаж  верхней поверхности  языка. НМД  от  правого края языка к левому, продольное,  зигзагообразное.

7.   Упражнение.

  Массаж  передней части  языка.  НМД  от верхней границы передней части языка к кончику.

8.  Упражнение.  

 Массаж  средней части  языка.  НМД  от верхней границы средней части языка к  нижней.

9.  Упражнение.

Массаж   задней части  языка.  НМД  от корня языка к нижней границе задней части.

10.  Упражнение.  

    Массаж  верхней поверхности  языка. НМД  произвольное.

11.  Упражнение.        

        Массаж  верхней поверхности языка. НМД  от  кончика языка  к корню  и обратно, поперечное, прямолинейное.

12.  Упражнение.

      Массаж  правого бокового края  языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

13.  Упражнение.

      Массаж  левого бокового края  языка. НМД  от кончика языка к корню и обратно.

                        Массаж мышц, обеспечивающих верхний подъём языка

        Шило-язычная мышца при сокращении тянет язык вверх и назад. При нарушении работы этой мышцы (и некоторых других)  страдает произношение большинства звуков. Логопедическое воздействие методом зондового массажа способствует активизации мышц, обеспечивающих верхний подъём языка, и формированию необходимых артикуляционных укладов для постановки большой группы  звуков.

          Перед проведением массажа ещё раз внимательно обследуйте состояние подъязычной связки, так как укороченная, приращенная уздечка языка не только ограничивает или делает невозможным движение языка вверх, но и  атрофирует участки мышц, расположенных в середине спинки языка и у его корня.

           При проведении массажа рот ребенка должен быть широко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами.  Каждое упражнение выполняется 30 раз.

1.  Упражнение.  Зонд  № 7

   Установив «крестовину» под кончиком языка (над уздечкой), нажать на зонд, выгибая и отодвигая в глубь рта переднюю часть языка. Удерживать положение в течение 30 секунд. Следите за положением уздечки.

2.  Упражнение. Зонд  № 7

 Установив зонд под кончиком языка (над уздечкой), выполнять пружинистые возвратные движения вперед-назад (прокачивание).  

3.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Скользящие движения (как бы подтягивающие  мышцы) по средней линии языка.

    НМД от уздечки  к  кончику  языка.

4.  Упражнение. Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Скользящие движения (как бы подтягивающие  мышцы) по средней линии языка.

    НМД от  основания языка  к  кончику.

5.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Скользящие движения (как бы подтягивающие  мышцы) по средней линии языка.

    НМД от кончика  языка к основанию.

6.  Упражнение. Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Плотные нажатия («рубка» мышц) на левый край языка. НМД от основания языка  к  кончику.

7.  Упражнение. Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Плотные нажатия («рубка» мышц) на правый край языка. НМД от основания языка  к  кончику.

8.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

   Плотные нажатия («рубка» мышц) на среднюю линию языка. НМД от основания языка  к  кончику.

9.  Упражнение. Зонд  № 5,  (верхняя часть)

 Вкручивающие движения (глубокое введение зонда в мышцы) поочередно справа и слева от уздечки.

10.  Упражнение.  Зонд  № 5,  (верхняя часть)

 Вкручивающие движения  по средней линии языка.  НМД  от уздечки  к кончику языка.

11.  Упражнение. Зонд  № 5,  (верхняя часть)

 Вкручивающие движения  по правому краю  языка.  НМД  от основания языка  к кончику.

12.  Упражнение.  Зонд  № 5,  (верхняя часть)

 Вкручивающие движения  по левому краю  языка.  НМД  от основания языка  к кончику.

13.  Упражнение. Зонд  № 5 (верхняя часть).

   Скользящие движения по  правому краю языка.  НМД от  основания языка  к  кончику.

14.  Упражнение. Зонд  № 5 (верхняя часть).

   Скользящие движения по  левому краю языка.  НМД от  основания языка  к  кончику.

15.  Упражнение.  Зонд  № 5 (верхняя часть).

   Скользящие движения (нажатие интенсивное) по  правому краю языка.  НМД от  кончика языка к основанию.

16.  Упражнение. Зонд  № 5 (верхняя часть).

    Скользящие движения (нажатие интенсивное) по  левому краю языка.  НМД от  кончика языка к основанию.

17.  Упражнение.  Зонд  № 5,  (верхняя часть)

     Вкручивающие движения  на нижней поверхности  языка.  НМД  произвольное.

18.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (верхняя часть)

Скользящие движения  по нижней поверхности  языка.  НМД   от основания языка к      кончику,  поперечное, зигзагообразное.

19.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (верхняя часть)

Скользящие движения  по нижней поверхности  языка (не затрагивающие уздечку).  НМД   от правого края языка к левому,  продольное, зигзагообразное.

20.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (верхняя часть)

Скользящие движения  по краям  языка.  НМД   от нижней части правого края языка к нижней части левого края,  круговое, по часовой стрелке.

21.  Упражнение.  Зонд  № 4,  (верхняя часть)

Скользящие движения  по краям  языка.  НМД   от нижней части левого края языка к нижней части правого края,  круговое, против часовой стрелки.

22.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия на внутреннюю поверхность  языка (не затрагивающие уздечку).  

  НМД  произвольное.

23.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия  с прокачиванием на внутреннюю поверхность  языка (не затрагивающие уздечку).    НМД  произвольное.

24.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия  на правый край  языка. НМД от основания языка к кончику.

25.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия   с прокачиванием на правый край  языка. НМД от основания языка к кончику.

26.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия  на левый край  языка. НМД от основания языка к кончику.

27.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия   с прокачиванием на левый край  языка. НМД от основания языка к кончику.

28.  Упражнение.  Зонд  № 8

 Нажатия на  края  языка.  НМД от нижней части правого края языка к нижней части левого края,  круговое, по часовой стрелке.

29.  Упражнение.  Зонд  № 8

 Нажатия  с прокачиванием на  края  языка.  НМД от нижней части правого края языка к нижней части левого края,  круговое, по часовой стрелке.

30.  Упражнение.  Зонд  № 8

 Нажатия  на  края  языка.  НМД от нижней части левого края языка к нижней части правого края,  круговое, против часовой стрелки.

31.  Упражнение.  Зонд  № 8

 Нажатия  с прокачиванием на края языка.  НМД от нижней части левого края языка к нижней части правого края,  круговое, против часовой стрелки.

32.  Упражнение. Зонд  № 3 (верхняя часть).

   Скользящие движения по средней линии языка.  НМД от  основания языка  к  кончику.

                        Массаж  мышц  боковой поверхности  языка.

          Боковое артикулирование звуков – сложный и трудно поддающийся исправлению дефект. Нарушается произношение  различных звуков: свистящих, шипящих, заднеязычных, мягких (ТЬ, ДЬ),  звуков Р, РЬ.  Выдыхаемая струя воздуха проходит через боковую щель, про такой артикуляции слышится характерный «хлюпающий» призвук. Часто наблюдается гиперсаливация.  ( Мыщцы боковых краев языка  совместно со щечными мышцами посылают слюну к глотке). Предрасполагающими факторами возникновения дефекта является слабость одной стороны языка, односторонние парезы языка.

          Логопедическая коррекция в таких случаях начинается с укрепления мышц боковых краев языка.

           Для проведения массажа предложите ребенку широко открыть рот и высунуть язык, выполните боковой подтяг языка. Язык должен быть   выгнут, а не  выкручен, корень языка виден.

           В работе задействован весь комплекс зондов. Каждое упражнение выполняется

 30 раз.

           Обратите внимание: при выполнении упражнений этого блока необходимо чередовать воздействие на мышцы правой и левой сторон языка, т.е. одно и то же упражнение  выполнять  вначале на пораженной стороне языка, затем на сохранной. Количество упражнений на пораженной стороне следует увеличить в два раза.

         

1.  Упражнение. Зонд  № 3 (сторона 2).

   Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

   НМД от  основания языка к кончику и обратно.

2.  Упражнение. Зонд  № 3 (сторона 3).

   Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

   НМД от  основания языка к кончику и обратно.

3.  Упражнение. Зонд  № 4 (сторона 2).

   Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

   НМД от  основания языка к кончику и обратно.

4.  Упражнение. Зонд  № 3 (сторона 3).

   Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

   НМД от  основания языка к кончику и обратно.

5.  Упражнение. Зонд  № 3 (сторона 2).

   Интенсивные  скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по боковой поверхности языка.  НМД от  основания языка к кончику.

6.  Упражнение. Зонд  № 3 (сторона 3).

   Интенсивные  скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы)  по боковой поверхности языка. НМД от  основания языка к кончику.

7.  Упражнение. Зонд  № 4 (сторона 3).

   Интенсивные  скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по боковой поверхности языка.  НМД от  основания языка к кончику.

8.  Упражнение. Зонд  № 4 (верхняя часть).

   Интенсивные  скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы)  по боковой поверхности языка. НМД от  основания языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

9.  Упражнение. Зонд  № 3 (верхняя часть).

   Интенсивные нажатия на  боковую поверхность языка.  НМД от основания языка к кончику.

10.  Упражнение. Зонд  № 4 (верхняя часть).

   Интенсивные нажатия на  боковую поверхность языка.  НМД от основания языка к кончику.

11.  Упражнение. Зонд  № 5 (верхняя часть).

   Интенсивные нажатия на  боковую поверхность языка.  НМД от основания языка к кончику.

12.  Упражнение. Зонд  № 3 (верхняя часть).

    Пружинистые возвратные движения вперед-назад (глубокое введение зонда в мышцы) на  боковой поверхности языка.  НМД от основания языка к кончику.

13.  Упражнение. Зонд  № 4 (верхняя часть).

     Интенсивные нажатия (глубокое введение зонда в мышцы) на  прикорневую часть боковой поверхности языка.  НМД от основания языка к кончику.

14.  Упражнение. Зонд  № 5 (верхняя часть).

     Интенсивные нажатия (глубокое введение зонда в мышцы) на  прикорневую часть боковой поверхности языка.  НМД от основания языка к кончику.

15.  Упражнение.  Зонд  № 7.

 Нажатия  на боковую поверхность  языка. НМД от основания языка к кончику.

16.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия  на  боковую поверхность  языка. НМД от основания языка к кончику.

17.  Упражнение.  Зонд  № 8.

 Нажатия  с прокачиванием на  боковую поверхность  языка. НМД от основания языка к кончику.

18.  Упражнение.  Зонд  № 1.

  Обкол  боковой поверхности  языка (без воздействия на внутреннюю поверхность).   НМД от основания языка к кончику.

19.  Упражнение.  Зонд  № 1.

 Обкол с прокачиванием  боковой поверхности  языка (без воздействия на внутреннюю поверхность).   НМД от основания языка к кончику.

20.  Упражнение.  Зонд  № 2.

  Перетирающие движения на  боковой поверхности  языка.

 НМД от основания языка к кончику.

21.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

  Скользящие движения (поглаживание) по  боковой поверхности  языка .  

 НМД от основания языка к кончику и обратно.

22.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

  Интенсивное нажатие на мышцы у прикорневой части,  затем – скользящие движения (поглаживание) по  боковой поверхности  языка .  

 НМД от основания языка к кончику и обратно.

23.  Упражнение.  Зонд  № 6 (выступающая часть).

  Плотные нажатия («рубка» мышц)  на  боковую поверхность  языка .  

 НМД от основания языка к кончику.

24.  Упражнение. Зонд  № 6 (верхняя часть).

     Интенсивные нажатия (глубокое введение зонда в мышцы) на боковую поверхность языка.  НМД от основания языка к кончику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".

Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...