Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка начинается с конкретного взрослого. Со специалиста, с воспитателя, который череду дней с утра и до ночи находится рядом, в поле зрения ребенка, вынужденного, по тем или иным причинам, находиться в данной ситуации, в данное время, в данном месте. То, как взрослый себя с ним ведет, как взаимодействует с окружающими взрослыми, проявляет ли готовность услышать ребенка, помочь ему, определяет благополучие воспитанника в стенах детского учреждения, а также является оплотом благополучной социализации в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_e.i._lohmotkina_1_obnovlennaya_versiya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников детских учреждений социальной сферы исследователи относят специфику и трудности социализации детей-сирот.
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для ребенка из учреждения контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли - роли сироты. Таковая социальная роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации, находясь во власти сложившейся социальной роли, у воспитанников детских учреждений социальной сферы не решаются задачи адаптации и активизации личности.
Работая с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом и осознанно, ищу особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне семьи, живущие в специальном учреждении, например центре содействия семейному воспитанию.
Сравнивать и находить отличия приходится как с позиции матери, имеющей опыт воспитания своего ребенка, так и с позиции воспитателя, работающего с детьми-сиротами, проживающими в ЦССВ. Мои наблюдения показали различия и особенности жизни детей в целом, специфику их адаптации, и отчасти обнажили трудности социализации.
Дети, проживающие в семье, перенимают поведение и культуру данной семьи, быстрее развиваются навыки самообслуживания. В семье есть, как минимум два взрослых, которые стабильны в жизни ребенка, и могут ответить на любые его вопросы, а также разрешить любые возникшие у него трудности, поддержать его в любой сложившейся ситуации Т.е. «не воспитывайте своего ребенка, воспитывайте себя, все равно он будет похож на вас». Это про семью. Социализация домашнего ребенка в такой ситуации осуществлдяется естественным образом.
Ребенок же находящийся в государственном учреждении, даже, если оно семейного типа, лишен возможности обратиться с возникшей проблемой или вопросом к тому, кто постоянно рядом, неизменно и неотлучно оказывает помощь и поддержку, а соответственно естественным образом обязан откликнуться. Зачастую взрослые, находящиеся с воспитанниками меняются посменно, или по состоянию здоровья, или по другим причинам, которые, к сожалению, не обеспечивают стабильности в отношениях, а, соответственно, не формируют чувство безопасности у ребенка (детей). Немало времени должно пройти, чтобы ребенок начал доверять взрослому, которому он поручен. Есть случаи, когда этого не происходит совсем. Чаще всего ребенок закрывается на неопределенное время, его развитие приостанавливается, он не всегда адекватно воспринимает окружающий мир и реагирует на его проявления. В таком состоянии, ребенок начинает болеть, начинает вести себя неадекватно по отношению к окружающим, проявлять агрессию или апатию. Не подготовленному к подобному поведению ребенка взрослому, даже специалисту, бывает трудно среагировать на поведенческие реакции воспитанника грамотно, что влечет за собой череду продолжающихся негативных всплесков в поведении ребенка.
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка начинается с конкретного взрослого. Со специалиста, с воспитателя, который череду дней с утра и до ночи находится рядом, в поле зрения ребенка, вынужденного, по тем или иным причинам, находиться в данной ситуации, в данное время, в данном месте. То, как взрослый себя с ним ведет, как взаимодействует с окружающими взрослыми, проявляет ли готовность услышать ребенка, помочь ему, определяет благополучие воспитанника в стенах детского учреждения, а также является оплотом благополучной социализации в будущем.
Итак, знакомство и последующее общение начинается с первого контакта. Если удалось найти подход к ребенку и установить контакт, то можно планировать и дальнейшую воспитательную работу. В зависимости от возраста, применяя те или иные методики, прежде всего, необходимо дать ребенку «отогреться», т.е. сориентироваться в новом для него пространстве, почувствовать себя в безопасности, дать возможность сформировать привязанности, научиться доверять значимым взрослым. Только после этого планируем целенаправленные воспитательные, обучающие, развивающие мероприятия.
В дошкольном возрасте, с кем мне чаще всего приходилось работать, большое значение на первых порах имеет тактильное взаимодействие. Взять на колени, погладить по головке, заботливый поцелуй на ночь или на время расставания, все это огромный плюс в развитии чувства доверия к значимому взрослому. Помимо тактильного контакт обязательным условием благополучной адаптации ребенка (детей)в стенах учреждения является позитивная эмоционально подкрепленная коммуникация:
- всегда приветствовать и говорить добрые слова на прощание гостям, что быстро входит в привычку ребенка;
- если вдруг случилось так, что вскочила шишка или поцарапана коленка, то обязательная реакция взрослого: «У кошки боли, у собачки боли, у Миши заживи!»;
- хвалить, даже за маленькие достижения, давая тем самым ребенку понять, что вы его поддерживаете в стремлении, и рады его самым маленьким успехам; показать искренне, что никак не получится справиться с задачей без маленького помощника. Ребенку, получающему поддержку, будет приятней над собой работать, зная, что его достижения приносят радость, нужны, к нему неравнодушны;
- всячески напоминать о прошлых победах и проговаривать ситуации, связанные с неудачами;
- возможность иметь только свою личную игрушку, любимую книжку, что возможно в условиях ЦССВ, позволяет детям чувствовать свою исключительность, повышает самооценку и мотивацию к взаимодействию;
- возможность для уединения, что также возможно в условиях ЦССВ, позволяет полежать на кроватке когда хочется, поиграть в своей комнате, отдохнуть.
Все это очень важно для развития личностной и эмоциональной сферы ребенка раннего и дошкольного возраста.
С малышам дошкольного возраста, обязательно нужно использовать в вопросах социализации игровую деятельность, не забывая, что она является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. Ролевые игры «Идем в магазин», «На прогулке», «Уложи куклу Катю спать» вовлекают ребенка в процесс жизнедеятельности и расширяют их мировоззрение и восприятие окружающей действительности.
Совсем по-другому дело обстоит в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста имеет большое значение для России, «где насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды», из которых «около 30 тысяч находятся в сиротских домах». Ограниченные возможности здоровья у таких детей выражаются в нарушениях их физического и психического развитии, трудностями в самообслуживании, овладении профессиональными навыками, общении и обучении. Основной проблемой детей с ОВЗ остается в настоящее время трудность их социальной адаптации, взаимодействия с социальной средой в условиях существования определенных норм и правил. Для организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимым условием является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в условиях инклюзивного образования. Ребенок с ОВЗ с самого начала принимает себя таким, какой он есть. Однако, опыт депривации, а также опыт сравнения себя с другими, приводит к тому, что ребенок чувствует очевидные отличия как по физическим признакам, так и по способности к коммуникации, по поведению. Отсюда возникает скованность в общении с окружающими или агрессивный оттенок коммуникации, возникает безграничное чувство обиды и стыда, чквство вины за то, что «Я плохой».
Воспитателю нужно тонко и тактично выстраивать общение и взаимодействие с таким ребенком, учитывая его травматический опыт и опыт депривации. Сразу справедливо и твердо стоит обозначить позицию взаимного уважения в контакте с воспитанником, профессиональные компетенции стабильного и последовательного взаимодействия. Так, практика работы подсказывает, что если «нет» сейчас, то это аргументированное «нет» должно иметь место быть и в других, похожих случаях, тем самым формируется четкое представление ребенка о нормах и правилах поведения. Зная и учитывая интеллектуальные и физические возможности ребенка с ОВЗ, всегда необходимо быть «начеку», мягко и заботливо контролируя все процессы его жизнедеятельности. Задача воспитателя, и всех, кто работает с детьми с ОВЗ, сделать все возможное, чтобы такой ребенок чувствовал себя способным к самостоятельным действиям, как в общении и игре, так и в учебе. Социализация детей с ОВЗ в условиях детского учреждения социальной сферы будет отличаться своими особенностями, что безусловно требует специальной подготовки воспитателей и специалистов, обеспечения их профессиональной психологической поддержкой, а также целенаправленная организация адаптивной развивающей среды для ребенка (детей) с ОВЗ, с учетом их особенностей и возможностей в поведении и деятельности. Благополучная адаптация дошкольников с ОВЗ позволяет в дальнейшем социализироваться в условиях учреждения, подготовиться к школе, к совместной деятельности с окружающими детьми и взрослыми, и, в перспективе – к самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
прграмма подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников , выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ......
комплексное сопровождение процесса подготовки воспитанников и выпускни ков организаций для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ....
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...