ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"
план-конспект урока на тему
Цель:
· дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;
· учить планировать экскурсии согласно указанным темам и поставленным целям соблюдая алгоритм;
· продолжать учить студентов планировать свою работу с учётом возрастных особенностей и программных требований;
· продолжать учить последовательно конспектировать лекцию с использованием сокращений и аббревиатур;
· продолжать учить делать умозаключения;
· продолжать учить фиксировать данные в табличном варианте;
· формировать навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
· развивать логическое мышление;
· воспитывать культуру общения и культуру речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Севастополя | |
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова» | |
ОП.01 Педагогика | |
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА
для проведения занятия со студентами
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Тема: " Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"
Должность | Ф.И.О. | Дата | |
Разработал | Преподаватель специальных дисциплин | Курнаева О.С. |
Дисциплина ОП.01 «Педагогика»
Краткий план- конспект лекции (разработчик Курнаева О.С.)
Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста.
Цель:
- дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;
- учить планировать экскурсии согласно указанным темам и поставленным целям соблюдая алгоритм;
- продолжать учить студентов планировать свою работу с учётом возрастных особенностей и программных требований;
- продолжать учить последовательно конспектировать лекцию с использованием сокращений и аббревиатур;
- продолжать учить делать умозаключения;
- продолжать учить фиксировать данные в табличном варианте;
- формировать навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать культуру общения и культуру речи.
Словарь: «эмоциональный фактор», «актуализация опыта»
Соблюдение ТБ на лекции:
- Напоминать студентам о не загромождении проходов во избежание травм
- Напомнить студентам о последствиях качания на стульях
Соблюдение правил ОЖ и З: напоминать студентам об осанке.
Теоретическая часть:
План теоретической части:
1. Значение и планирование экскурсий в ДОУ.
2. Структурные части экскурсии.
3. Использование методов и приёмов.
Практическая часть:
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные, занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возрастные особенности, опираться на программу;
Домашнее задание: Посмотреть видеоролик «Экскурсия в зоопарк» и проанализировать.
Литература:
Основная:
1. Козлова С.А.
Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. проф. образования/С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с. (стр. 249)
Дополнительная:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А.
Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. (стр. 248)
2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 3-е изд. перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
Интернет ресурсы: http://nashaucheba.ru/
http://parohod.kg/
Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста.
Э – экскурсия
Д.О.У. – дошкольное образовательное учреждение
Д.Д.В. – дети дошкольного возраста.
План теоретической части:
1. Значение и планирование экскурсий в ДОУ.
2. Структурные части экскурсии.
3. Использование методов и приёмов.
Теоретическая часть:
Опрос студентов:
- Какие формы обучения детей дошкольного возраста вам известны?
- Что в вашем понимании означает экскурсия?
1
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательных характер.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно:
- наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.),
- природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.
Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад.
2
Экскурсии бывают: (слайд)
По содержанию:
- обзорные;
- тематические.
Тематические по содержанию делятся:
- к объектам природы (парк, лес, море и т.д.)
- к сель.хоз. объектам (коровник, плодово - ягодные сады и т.д.)
- общественные заведения (магазин, больница, парикмахерская и т.д.)
- культурные заведения (театры, музеи и т.д.)
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.
Содержание экскурсий определено программой, по которой работает дошкольное учреждение.
При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:
- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;
- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
Структурные части | Содержание структурных частей | Педагогические методы, приёмы и средства |
Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.
В подготовительный этап входят
- определить тему, цель, содержание;
- выбрать объект;
- разработать самый безопасный маршрут; (показать пример маршрутов)
- посетить место экскурсии и отследить его на предмет безопасности;
- определить необходимое оборудование;
- сформулировать вопросы для детей;
- определить материалы, которые могут собрать дети;
- организовать беседу с детьми, на которой выяснить представления детей об объектах наблюдения, напомнить о правилах поведения на экскурсии.
- продумать одежды детей – удобная и соответствующая погоде
- извещение о времени проведения похода детей и их родителей
- проведение с детьми беседы о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы
- знание педагогами индивидуальных и физических возможностей детей
- согласование плана и маршрута движения с медработником, заведующим, заместителем заведующего и отметить выход в тетради передвижения детей.
- соблюдение правил дорожного движения.
3
Для этого используются такие педагогические приемы и средства:
- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);
- актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);
- использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.
Ход Экскурсии
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- беседа с представителем общественного и других заведений;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор природоведческого материала или выполнение практических действий;
- игры детей с собранным материалом, п/и, хор/и, пение песен и т.д.
В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение.
Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания.
При этом используются вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);
- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.
На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.)
- Педагог заранее готовит такую беседу.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
Послеэкскурсионная работа.
- Расширение и уточнение знаний;
- Систематизация знаний
- Упрочнение чувств; отношений зародившихся на экскурсии.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
Для этого используются такие приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;
- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
Для подведения итогов теоретической части студентам предлагается выбрать одно из определений, записать и объяснить, почему именно это определение они выбрали.
Теоретическое толкование термина «Экскурсия»
1882 г.: Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль)
1923 г.: Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов)
1931 г.: Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195)
1940 г.: Экскурсия – это коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова)
1978 г.: Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода (Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63)
Практическая часть:
1.Составить фрагмент экскурсии по заданной теме (карточки на столах с иллюстративным материалом и общеобразовательными программами)
1
Экскурсия в старшей группе в зимний лес: «Зимняя сказка»
Цель: формирование ценностного отношения дошкольников и взрослых к здоровому образу жизни средствами детского туризма. Воспитывать чувство ответственности в вопросах сохранения природы, интересы и любовь к ней; расширять знания о правилах поведения в лесу, поощрять желания выполнять их, осознать последствия «плохого» и «хорошего» отношения к природе, прививать способность видеть ее красоту и наслаждаться ею.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
Экскурсия в магазин (старшая группа)
Цель. Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные ,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
«Экскурсия в парк»
(средняя группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
- Закрепить знания детей о весне.
- Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
- Обратить внимание детей на первые признаки весны.
- Развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю.
- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
- Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные ,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
Экскурсия «Я познаю свой город».
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей об историческом прошлом Севастополя, его названии, гербе, народах, проживающих в Севастополе, достопримечательностях родного города.
Сформировать у детей полные и точные знания о памятнике затопленным кораблям.
Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание видеть их всегда красивыми, вызвать патриотические и дружеские чувства, взаимопонимание.
Словарная работа: герб, гимн, летопись, патриотизм, Отечество, Родина, ремесло, промыслы.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные ,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
Экскурсия в парикмахерскую (4 – 5 лет)
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с профессиями; познакомить с содержанием
труда парикмахера, продолжать знакомить детей с инструментами, которыми пользуется парикмахер (зеркало, расчески, бигуди, ножницы, фен,
электрическая машинка для стрижки, заколки и тд) Помочь детям сделать
выводы о пользе работы парикмахера.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные ,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
Экскурсия в библиотеку (старшая группа)
Цель.
Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте.
Задание студентам:
1. Прочитайте название и цель экскурсии.
2. Определите вид экскурсии по содержанию.
3. Опираясь на конспект лекции (данные ,занесённые в таблицу) составьте краткое содержание экскурсии.
Примечание:
- не забывать учитывать возраст, опираться на программу;
Домашнее задание:
Видео «Экскурсия в зоопарк» ГБДОУ «Развитие» [http://go.mail.ru/search_video?]
Проанализировать экскурсию согласно пройденной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сокращения для записи лекции: Э – экскурсия Д.О.У. – дошкольное образовательное учреждение Д.Д.В. – дети дошкольного возраста . План теоретической части: 1. Значение и планирование экскурсий в ДОУ. 2. Структурные части экскурсии. 3. Использование методов и приёмов.
Используемы е литературные источники: Литература: Основная: 1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. проф. образования/С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с. (стр. 249) Дополнительная: 1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед . учеб. заведений. - 2-е изд., перераб . и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. (стр. 248) 2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. — 76 с. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. Заведений. - 3-е изд. перераб . - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с. Интернет ресурсы : http :// nashaucheba . ru / http :// parohod . kg /
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательных характер. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсии бывают: По содержанию : обзорные; тематические. Тематические по содержанию делятся : к объектам природы (парк, лес, море и т.д.) к сель.хоз . объектам (коровник, плодово - ягодные сады и т.д.) общественные заведения (магазин, больница, парикмахерская и т.д.) культурные заведения (театры, музеи и т.д.)
При подготовке экскурсии педагог должен: определить тему, цель, содержание; выбрать объект; разработать самый безопасный маршрут; (показать пример маршрутов) посетить место экскурсии и отследить его на предмет безопасности; определить необходимое оборудование; сформулировать вопросы для детей; определить материалы, которые могут собрать дети; организовать беседу с детьми, на которой выяснить представления детей об объектах наблюдения, напомнить о правилах поведения на экскурсии. продумать одежды детей – удобная и соответствующая погоде извещение о времени проведения похода детей и их родителей проведение с детьми беседы о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы знание педагогами индивидуальных и физических возможностей детей согласование плана и маршрута движения с медработником, заведующим, заместителем заведующего и отметить выход в тетради передвижения детей. соблюдение правил дорожного движения. Подготовительный этап
вводная беседа; коллективное наблюдение; беседа с представителем общественного и других заведений; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор природоведческого материала или выполнение практических действий; игры детей с собранным материалом, п /и, хор/и, пение песен и т.д. Ход экскурсии
Послеэкскурсионная работа . Расширение и уточнение знаний; Систематизация знаний Упрочнение чувств; отношений зародившихся на экскурсии
- оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.; - обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали; - работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев); - организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.); - обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике. Цель заключительного этапа
1882 г.: Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль) 1923 г.: Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов) 1931 г.: Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195) 1940 г.: Экскурсия – это коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова) 1978 г.: Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода ( Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63 ) Теоретическое толкование термина «Экскурсия»
Практическая часть: 1.Составить фрагмент экскурсии по заданной теме (карточки на столах с иллюстративным материалом и общеобразовательными программами)
Схема перспективного плана проведения прогулок-походов Домашнее задание: Проанализировать экскурсию согласно пройденной теме. Видео «Экскурсия в зоопарк» ГБДОУ «Развитие» [http://go.mail.ru/search_video?]
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"
Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.06. Практикум по применению интерактивных технологий в обучении детей дошкольного
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2014 года (далее – СПО) по ...
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...
Открытый урок "Игра - как форма обучения детей дошкольного возраста в классе фортепиано"
открытый урок...
Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...
Методическая разработка рекомендаций к организации и проведению дифференцированного зачёта по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Данный материал был разработан в помощь преподавателям и студентам для организации и проведения дифференцированного зачёта по МДК 02.03 (междисциплинарный курс) Теоретические и методические основы орг...
Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредством художественной литературы"
Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредств...