Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".
методическая разработка на тему

Рожковская Людмила Анатольевна

Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon korr._programma_6-12_letproverena.zip16.2 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

   ПРОГРАММА

«Коррекция  звукопроизношения для  детей 6-12 лет».

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ объясняется возрастанием количества детей с речевой патологией, в том числе с нарушением звукопроизношения. К сожалению, количество таких детей год от года не уменьшается, а растёт. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа у детей 6 - 12 лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

В соответствии с главными направлениями логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения определены следующие задачи:

  1. развитие речевого общения и звукового анализа;
  2. коррекция нарушений фонетико-фонематических функций;
  3. введение в спонтанную речь вновь воспитанных звуков;
  4. формирование коммуникативных произносительных навыков.

КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: программа предназначена для работы с детьми 6 - 12 лет, посещающими старшую, подготовительную группу ДОУ или учащимися начальных классов общеобразовательной школы, имеющих нарушение звукопроизношения.

КОМПЛЕКТАЦИЯ КОНТИНГЕНТА: на занятия зачисляются дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением звукопроизношения на основе проведённой логопедом диагностики. В группы (подгруппы) зачисляются дети с однородными нарушениями речи и близкие по возрасту.

Наполняемость групп: 6 человек для школьников.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: занятия по программе проводятся в группах и подгруппах 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия диктуется возрастом ребенка и формой речевой патологии и не превышает 45 минут (включая двигательную переменку) в группе и 20-25 минут – в подгруппе. После каждого занятия с детьми предполагается 10-15 минутная работа с родителями по обучению родителей способам и приёмам работы по закреплению пройденного материала в домашних условиях.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ: специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих успешное формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ: программа основана на работах Рау Е.Ф. и Рождественской В.И. «Исправление произношения у школьников». Использовался материал трудов Лопатиной Л.В., Хватцева М.Е., Волковой Л.С., по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: прохождение ребёнком курса коррекционных занятий способствует устранению нарушений звукопроизношения, обогащению и развитию лексической системы языка, функций словообразования и словоизменения, развитию мелкой моторики. Формирование практических речевых умений и навыков позволяет ребенку использовать фонетически чистую, лексически развитую и грамматически правильную речь. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности и является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Перед началом занятий проводится диагностика (Приложение 1) ребенка.

По окончании занятий для оценки результативности коррекционной работы диагностику (Приложение 1) следует повторить и сравнить результаты.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: занятия проходят в форме урока с элементами игры. В середине каждого занятия с целью отдыха проводится двигательная переменка.

Учебная программа рассчитана как на индивидуальные, так и на  групповые занятия.

После каждого занятия с детьми предполагается 10-15 минутная работа с родителями по обучению родителей способам и приёмам работы по закреплению пройденного материала в домашних условиях

Количество детей в группе по автоматизации и дифференциации звуков - 3 человека.

Продолжительность занятий: программа рассчитана на 30 академических часов.

Индивидуальная продолжительность программы определяется исходя из количества нарушенных звуков, степени сложности и выраженности данных нарушений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Обследование состояния звукопроизношения.

Сбор анамнестических данных, диагностика состояния периферического речевого аппарата: органов артикуляции, речевой моторики, фонетико-фонематических функций.

Тема 2. Вводное организационное занятие, подготовительные дыхательные упражнения. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания, координация речевого и физиологического типов дыхания. Упражнения: «Ветерок», «Листочек», «Насос», «Шарик», «Бабочка».

Тема 3. Подготовительные артикуляторные упражнения. Упражнения для активизации артикуляторной моторики, затормаживанию синкенезий, развитию переключаемости периферических органов речи, развитие силы и направленности речевого выдоха.

Упражнения: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Ветерок», «Змейка», «Чашечка», «Ложка», «Качели».

Тема 4. Постановка звука.

Сказка «Веселый язычок», отработка упражнений:

для мышц щек:

  • шарик
  • укол
  • полоскание;

для мышц губ:        

  • хоботок
  • оскал
  • улыбка
  • уголок
  • дудочка

для мышц языка:

  • чашечка
  • часики
  • маятник
  • лопаточка
  • жало
  • качели
  • лошадка
  • жаба
  • скакалка

Тема 5. Автоматизация звуков в слогах различной звуковой конструкции. Закрепление полученных навыков правильного звукопроизношения на материале слогов различной конструкции. Проговаривание слоговых таблиц.

Тема 6. Автоматизация звуков в словах различной звукослоговой структуры. Закрепление полученных навыков правильного звукопроизношения на материале слов различной конструкции, подбор слов по звуковым схемам, составление слов по звуковой линейке, проговаривание чистоговорок и скороговорок. Развитие навыков самоконтроля и фонематического  анализа и синтеза.

Упражнения: «Лиса», «Сова», «Ванька, встань-ка!».

Тема 7. Автоматизация звуков в словосочетаниях и в предложениях. Заучивание стихов, автоматизация вновь воспитанных звуков на материале сюжетно-ролевых игр, в диалогах. Составление предложений по картинке.

Тема 8. Автоматизация звуков в связной речи.

Составление рассказов с опорой на картинки (серии сюжетных картинок).

Упражнения: «Театр», «Магазин», «Путешествие».

Тема 9. Работа над дифференциацией смешиваемых звуков. Дифференциация поставленного звука от смешиваемых с ним звуков речи. Речевые игры: «Кто внимательный?», «Оркестр».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

по учебной программе

«Коррекция звукопроизношения у детей 6-12 лет»

№ п/п

Содержание

Количество часов

(в академ. часах)

Всего

Объяс-

нение

Практика

1.

Обследование состояния звукопроизношения

1

0,5

0,5

2.

Вводное организационное занятие, подготовительные дыхательные упражнения

1

1

3.

Подготовительные артикуляторные упражнения

3

0,5

2,5

4.

Постановка звуков

4

0,5

3,5

5.

Автоматизация звуков в слогах различной звуковой конструкции

4

4

6.

Автоматизация звуков в

словах различной звукослоговой структуры

4

4

7.

Автоматизация звуков в словосочетаниях и в предложениях

4

4

8.

Автоматизация звуков в связной речи

4

4

9.

Работа над дифференциацией смешиваемых звуков

4

4

10.

Нейропсихологическая диагностика результативности коррекционных мероприятий

1

1

11.

Всего

30

1,5

28,5

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ:

Отдельное помещение, 2 стула, стол, настенное зеркало, свободное
пространство для проведения подвижных игр и упражнений, фланелеграф,
набор логопедических зондов, шпатели, ковролин, дидактические пособия
(предметные и сюжетные картинки для каждого звука), мягкие игрушки.

АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

В течение 2012 – 2013 учебного года на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи, - центра психолого-медико–социального сопровождения Невского района Санкт-Петербурга была апробирована программа «Коррекция звукопроизношения» для детей 6-12 лет».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Хрестоматия по логопедии, М, 1998г.
  • Хватцев М.Е. Логопедия, М., 1998г.
  • Логопедия под редакцией Л.С.Волковой, М., 1992г.
  • Лопатина Л.В.  Коррекция  нарушений  звукопроизношения  у  детей дошкольного возраста при стертой форме дизартрии, Л., 1993г.
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М, 1994 г.
  • Рау Е.Ф., Рождественская В.И.. Исправление недостатков произношения

     у школьников. М., 1969 г.

  • Богомолова А.И.. Нарушение произношения у детей. М. 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...