САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Предварительный просмотр:
"Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям, хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать".
А.С.Макаренко
Воспитателем МОУ Школа с. Аксарка, работаю с ноября 2016 года. Образование по специальности – воспитатель детского сада, психолог-юрист. Моя педагогическая деятельность связана с воспитанием детей коренной национальности (ханты), проживающих в интернате.
Стаж педагогической работы-8 лет, работаю в ИСТ 12 лет.
Курсы повышения квалификации:
- Департамент образования ЯНАО (подготовка общественных наблюдателей) Департамент образования ЯНАО общественный наблюдатель на объекте мониторинга государственной итоговой аттестации на территории Приуральского района
- Всероссийский образовательный портал «Завуч» за дистанционное обучение по курсу: «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» 70 часов
Традиционная педагогическая культура коренных жителей Севера является ценным образовательным опытом, системой воспитания, которая сложилась в течение многих веков и способствовала формированию особого типа северян.
Передо мной стала задача изучить этот опыт, совершенствуя формы и методы воспитательной коррекционной работы с детьми, опираясь на народную педагогику, творческое ее использование, создать реальные условия для формирования эффективной системы воспитания детей в интернате семейного типа. Определить приоритетные направления в своей работе.
Изучила литературу: выбрала различные диагностические, развивающие, обучающие приемы и методики.
Исследования в данной области, а также цели и задачи интерната позволили мне выбрать цель своей педагогической деятельности:
Цель: Обеспечить возможность детям коренной национальности (коренного населения) получить образование для дальнейшего определения жизненного пути, максимально сохранив национальные традиции, уклад жизни, культуру и быт.
Задачи
- Подготовить воспитанников к жизни через культуру ценностных ориентаций, взаимоотношений, социальную адаптацию к жизни, сохраняя национальные традиции, культуру и обычаи ханты.
- Способствовать развитию и сохранению национальных культурно-краеведческих традиций.
- Воспитывать чувство национального самосознания.
В своей работе опираюсь на принципы:
- принцип личностно-ориентированного обучения, сущность которого предполагает приспособить содержание обучения к ученику на основе его личностных значимостей
- принцип ориентации на успех
- принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение моих функций: я рядом с воспитанников, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.
Аспекты моей педагогической деятельности:
- знание психолого-педагогических основ воспитания;
- умение применять в работе вариативные методы, стремиться найти подход к каждому ребенку.
Воспитательную работу планирую в различных формах: соревнования, конкурсы, коллективные творческие экскурсии, праздники, выставки, КТД, инсценировки, викторины, игры обсуждение прочитанного, просмотренного, разучивание национальных игр семейные часы, беседы и т.д.
Применяю разнообразные методы и приемы:
метод убеждения (рассказ, беседа, разъяснение, внушение, чтение художественной литературы), метод упражнения (упражнения деятельности, режим, поручения), метод стимулирования (поощрение, одобрение, порицание).
Стремлюсь сделать процесс обучения интересным и максимально гуманным для каждого воспитанника, помогаю достигнуть успеха в освоении знаний.
Сущность педагогической работы заключается в соединении систем воспитания: традиционного развивающего, этнического.
В семье рода Салиндер,где я работаю, проживает 16 воспитанников. Дети по национальности ханты и ненцы, знают и соблюдают традиции своего народа и знают свой родной язык
Социальный уровень родителей, их социальное положение
Количество детей | 7 мальчиков | 9 девочек |
Многодетные семьи | 5 | |
Дети из малообеспеченных семей | все | |
Дети из неблагополучных семей | нет | |
Дети из неполных семей | 6 |
Коллектив воспитанников семьи, сформирован на основе следующих принципов:
- Учет родственно-этнических связей (род Салиндер, дети являются родственниками)
- Учет психологических совместимостей
- Общность места проживания ( детей проживают в п. Зеленый Яр, п. Товопогол, п. Чапаевск, п. Талово Казымск, Лаборовская тундра)
Созданная по такому принципу семья адаптирует ребенка к формированию целостного представления о национальной культуре, обеспечивает эмоциональную устойчивость, формирует нравственные качества: великодушие, ответственность, отзывчивость, сопереживание.
В семье сохраняется языковая среда (дети владеют хантыйскими, ненецким языками), культура, традиции (день национальной одежды, бисероплетение, резьба по дереву, шитье кукол «Акань», соревнования по национальным видам спорта и многое другое).
Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности воспитанника в условиях социально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемого, поэтому еще одним немаловажным направлением в своей работе я обозначила изучение личности каждого воспитанника и семьи в целом. И чтобы установить личностно - ориентированную связь с воспитанником, провожу диагностику. Первое, на что я обратила внимание, это проблемы коммуникативного общения, т.к. у некоторых детей наблюдалось несформированность регуляции деятельности, повышенная возбудимость, некоторая агрессивность и раздражительность. Свои результаты фиксировала, систематизировала, делала выводы, работала по формированию у учащихся приемов саморегуляции, способной вызвать у них потребность самоанализа.
Таблица 1. Уровень воспитанности в семье рода Салиндер
(методика Капустина).
Балл/годы | 2016-2017 | 2017-2018 |
Уровень воспитанности 1-2 классы | 2,9 | 3 |
Уровень воспитанности 3-4 классы | 3 | 3,2 |
Уровень воспитанности 5-11 классы | 3,1 | 3,2 |
«Диагностика эмоционального отношения к учению», «Методика определения воспитанности» (по Капустину) дают возможность отслеживать уровень воспитанности, обучаемости, поведение в семье, отношение к обучению, к самому себе, к взрослым. Воспитательный процесс ориентирован на личностные сферы: сфера нравственно-эстетического качества и структуры самоуправляющих механизмов личности. Характер воспитания на этом периоде светский, гуманитарный, валеологический, гибкий. В работе с детьми преобладали следующие виды социально-педагогической деятельности: социализация, педагогическая поддержка, содействие адаптации, коррекция поведенческих отклонений и культурологическая деятельность.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он, прежде всего личность. Поэтому запланирована индивидуальная работа с воспитанниками. На индивидуальных встречах решаем любой вопрос его жизни – учёба, отношения с одноклассниками, увлечения, друзья, роль его в семье, здоровье. Разговор в этом случае бывает доверительным, спокойным и заканчивается, как правило, подробными индивидуальными рекомендациями.
Для развития ребят организованны кружки, спортивные секции. Мои воспитанники сами выбирают себе занятия по интересам. Так 81% детей охвачены дополнительным образованием. Это: «АРТ-Дизайн», Лиса, «Стиль и мода», «Школа ремесел», «Гитара».
Таблица 3. Охват воспитанников семьи рода Салиндер дополнительным образованием.
Годы | 2016-2017 | 2017-2018 |
% | 73% | 81% |
Воспитательную работу планирую в различных формах:
соревнования, конкурсы, экскурсии, праздники, выставки, КТД, инсценировки, обсуждение прочитанного, просмотренного, разучивание национальных игр и т.д.
При воспитании детей использую разнообразные педагогические приемы:
-создание проблемной ситуации,
-возможность выбора задания, которое интересно для самого воспитанника
-прогнозирование результата деятельности,
-создание ситуации успеха и т.д., повышающие заинтересованность и учебную мотивацию ребенка
В своей работе применяю различные методы:
-объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
-проблемный,
-частично-поисковый,
- аналитический,
метод убеждения (рассказ, беседа, разъяснение, внушение, чтение художественной литературы)
метод упражнения (упражнения деятельности, режим, поручения)
метод стимулирования (поощрение, одобрение, порицание)
коллективной познавательной игры
Воспитанники нашей семьи принимают активное участие в семейных, интернатских, школьных мероприятиях. Имеют грамоты и благодарности. Семья имеет грамоты за коллективную деятельность.
Особое внимание уделяю проведению самоподготовки (3 класс, 9класс), так как учеба является основным видом деятельности воспитанников. При организации самоподготовки я учитываю уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Опираясь на, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Основное требование к воспитаннику в процессе работы - самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Стараюсь очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание. Целесообразно сосредоточить свои усилия на закрепление знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а также – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы). Воспитанникам, у которых сформированы навыки, предусмотренные программой, предоставляю большую самостоятельность. Хорошо успевающих по предметам воспитанников и умеющих объяснять, назначаю консультантами - помощниками воспитателя. Воспитанникам, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания, предлагаю дополнительный занимательный материал (хитроумные задачи, шарады, ребусы) или предлагаю самому выбрать вид отдыха, почитать книгу, порисовать и т.д. Для снятия утомления, с целью поддержания работоспособности провожу физминутки, занимательные игры, поскольку во время их проведения обеспечивается смена деятельности, при которой отделы ЦНС, отвечающие за мыслительную работу отдыхают.
Успеваемость:
Салиндер Данил без троек, Салиндер Андрей без троек, Шехова Дарья закончила с двумя тройками, Салиндер Нина закончила с одной тройкой, Окотэтто Настя с тремя тройками.
Салиндер Данил и Шехова Дарья – участники Международной Ассоциации «Кенгуру» по математике
Таблица 4. Результаты учебной деятельности воспитанников
рода Салиндер
Учебный год | Количество детей | Успеваемость | Качество знаний |
2016-2017 | 17 | 100% | 17,6 |
2016-2017 | 16 | 100% | 18,71 |
Достижения воспитанников
№ | Название мероприятия | Год | Результат | ||||
Муниципальный уровень | |||||||
1 | Тайбери Мария за участие в конкурсе рисунков по произведениям С. Я. Маршака | 2017 | Грамота 1 место | ||||
2 | Конкурс рисунков ко Дню Матери в номинации «средняя группа» Худи Ксения | 2017 | Грамота 2 место | ||||
3 | Приуральская централизованная система (за активное участие в клубных формированиях) Салиндер Андрей | 2017 | Благодарность | ||||
4 | Приуральская централизованная система (за активное участие ы клубных формированиях) Тайбери Павел | 2017 | Благодарность | ||||
5 | Приуральская централизованная система (за активное участие в клубных формированиях) Тайбери Ксения | 2017 | Благодарность | ||||
6 | Приуральская централизованная система (за активное участие ы клубных формированиях) Тайбери Мария | 2017 | Благодарность | ||||
7 | Школа-интернат награждает семью Салиндер в интеллектуальной игре «Умники и Умницы» в номинации самые «Рассудительные» | 2017 | грамота | ||||
8 | Центр детского творчества о прохождении полного курса обучения Тайбери Марии | 2017 | удостоверение | ||||
9 | Центр детского творчества о прохождении полного курса обучения Выйчина Мария | 2018 | удостоверение | ||||
Центр детского творчества о прохождении полного курса обучения АнагуричиЮлианна | 2018 | удостоверение | |||||
Зам. Главы Администрации МО Приуральский район за активное участие в районном конкурсе мотиваторов по охране трудаТайбери Мария | 2018 | Благодарственное письмо | |||||
Окружной уровень | |||||||
1. | ГУП ЯНОРЦ «БольшойТараскуль» за победу в мастер–классе «Плетение кос» Тайбери Мария | 2016г. | сертификат | ||||
2. | Тайбери Мария (за участие во 2 городском конкурсе) «Я, ты, он, она -народов большая семья» | 2016 | Благодарственное письмо | ||||
3 | Тайбери Мария (за участие во 2 городском конкурсе) «Я, ты, он, она - народов большая семья» | 2017 | Диплом 3 степени | ||||
2 | ГУП ЯНОРЦ «Большой Тараскуль» за творчество и умелые руки Тайбери Павел | 2017 | Грамота 1 место | ||||
5. | ГУП ЯНОРЦ «Большой Тараскуль» победитель в номинации: «Мисс Вокалистка» Тайбери Мария | 2017 | Грамота | ||||
7 | ГУП ЯНОРЦ «Большой Тараскуль»победитель в конкурсной программе: «Автофемели» в номинации «Самые находчивые» | 2017 | грамота | ||||
Федеральный уровень | |||||||
1. | Международная Ассоциация Кенгуру за участие в международном математическом конкурсе-игре Салиндер Данил | 2018 | сертификат | ||||
2. | Международная Ассоциация Кенгуру за участие в международном математическом конкурсе-игре Шехова Дарья | 2018 | сертификат |
Разработала и реализовала свой проект «Наша клумба», программу кружка «Умелые ручки» художественного творчества этнокультурной направленности. Программа рассчитана на детей младшего звена.
Программа кружка удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг воспитанников в интернате.
Поддерживаю тесный контакт с родителями и родственниками воспитанников. Родители частые гости в нашей интернатской семье, они не только навещают своих детей, но узнают от нас, воспитателей, о достижениях и проблемах своего ребенка в учебе или в поведении.
Провожу индивидуальные беседы по приезду родителей. Сообщаю им об успеваемости их детей. Решаем вопросы, которые касаются их ребёнка. Со всеми родителями у меня хорошие доверительные отношения. Родители звонят, приезжают по мере возможности, интересуются делами, здоровьем своих детей
В своей педагогической деятельности использую специальную методическую литературу «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Воспитательная работа в школе», «Работа классного руководителя», зная концептуальные основы современных технологий, активизирую деятельность детей через сочетание различных методов - словесных, наглядных, практических, информационных. компьютерные технологии.
Педагогическая деятельность
Пользователь ПК: Microsoft Word, PowerPoint; Exel
Использую методы наблюдения и анализа деятельности воспитанников в различных ситуациях;
Изучаю уровень нравственного и эстетического развития личности и коллектива;
Составляю диагностику уровня воспитанности, творческой активности воспитанников;
Изучаю социально - психологический климат в семье;
Провожу работу по прогнозированию воспитательной деятельности;
Планирую цели и задачи воспитательной работы, разрабатываю план воспитательной деятельности на учебный год, собираю данные влияющие на развитие личности ребенка и воспитательного процесса в целом;
Владею методиками системного анализа педагогической деятельности
Личные достижения воспитателя:
№ | Название мероприятия | Год | Результат | |
Институциональный уровень | ||||
| Выступление на заседании ШМО тема: Самоподготовка воспитанника – структура, основные моменты(из опыта работы) | 2017г. | протокол №2 | |
Выступление на заседании ШМО тема: Формирование позитивного отношения к здоровью «Здоровые дети – здоровая нация!» | 2018г. | Протокол №2 | ||
Департамент образования ЯНАО (подготовка общественных наблюдателей) Департамент образования ЯНАО общественный наблюдатель на объекте мониторинга государственной итоговой аттестации на территории Приуральского района | 2017 | Удостоверение № 49 от 19.05.17 | ||
Региональный институт развития образования | 2017 | Справка об обучении № 2521 от 20.11.2017 | ||
Приуральский районный краеведческий музей, куратор конкурса | 2017 | Диплом за 2 место | ||
Муниципальное бюджетное учреждение культуры» Приуральская централизованная клубная система» за сотрудничество | 2017 | Благодарность | ||
Управление образования МО Приуральский район за вклад в развитие подрастающего поколения | 2018 | Благодарность | ||
МОУ Школа с.Аксарка за добросовестный труд в связи с празднованием Дня учителя | 2018 | Грамота приказ № 568 от 04.10.2018 | ||
Муниципальное бюджетное учреждение культуры»Приуральская централизованная клубная система» за сотрудничество | 2018 | Благодарность | ||
Муниципальный уровень | ||||
1. | Управление образования Администрация за подготовку победителей муниципального этапа XII заочного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» | 2017 | Благодарственное письмо | |
2. | МУК «Приуральская ЦКС»Выставка «Пасхальные мотивы» | 2018г. | Благодарственное письмо | |
Региональный | ||||
1. | За участие в качестве педагога-наставника в окружном творческом конкурсе «Я,ты,он,она-народов большая семья» | 2017г. | Благодарственное письмо | |
2. | «Региональный институт развития образования»обучение по теме «Процедура проведения ГИА» | 2017г. | Сертификат от 03.05.17 | |
Федеральный уровень | ||||
1. | Всероссийский портал педагога в международном конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | 2018 | Диплом 1 место ДД №58522 от 24.09.18 | |
2. | Всероссийский образовательный портал «Завуч» за дистанционное обучение по курсу: «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» 70 часов | 2018 | Сертификат от 2018г | |
3. | Всероссийский образовательный портал «Завуч» за дистанционное обучение по теме: «Современные методы игровой деятельности в работе с дошкольниками» | 2018 | Благодарственное письмо от 27.09.18 | |
4. | Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченных к 130-летию А.С. Макаренко | 2018 | грамота | |
5. | Единый урок РФ, Всероссийское тестирование педагогов | 2018 | грамота (75%) |
Все мои достижения представлены на личном сайте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Сафиной Людмилы Ивановны за 2011-2012 учебный год....
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя общепрофессиональных дисциплин Мельниковой Елены Викторовны
Дан подробный самоанализ методов и приемов работы, использования различных типов уроков, сочетания различных форм и методов контроля знаний студентов; проанализиро...
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя за год
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя химии и спецдисциплин за 2013-2014 учебный год....
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»
В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности...