САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
рабочая программа на тему
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr1.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).
Организация-разработчик: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования».
Разработчики:
Микрюков Василий Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор Академии военных наук РФ.
Рекомендована Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Заключение Экспертного совета № 094 от «22» марта 2012 г.
(Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2012 г. № 1).
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ 10
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 11
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных изделий».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
• разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
• принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
• применять первичные средства пожаротушения;
• ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
• применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на воинских должностях в
соответствии с полученной специальностью;
• владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной
службы;
• оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов
- самостоятельная работа обучающихся - 34 часа;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | — |
не предусмотрено | |
домашняя работа | 34 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Гражданская оборона | 56 | ||
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала | 4 | репродуктивный |
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | |||
Тема 1.2. Организация гражданской обороны | Содержание учебного материала | 6 | репродуктивный |
1. Ядерное оружие. | 1 | ||
2. Химическое и биологическое оружие. | 1 | ||
3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. | 1 | ||
4. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 1 | ||
5. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. | 1 | ||
6. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. |
1 | ||
Практические занятия | 6 | ознакомительный | |
1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК. | 2 | ||
2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 2 | ||
3. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику | 4 | ||
Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах. | 1 | ||
2. Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях. | 1 | ||
3. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.
| 1 | ||
Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). | 1 | ||
2. Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водно транспорте. | 1 | ||
Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах | Содержание учебного материала |
5 | репродуктивный |
1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. | 1 | ||
2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах. | 1 | ||
3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах. | 1 | ||
4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах. | 1 | ||
5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах. | 1 | ||
Практические занятия | 8 | ||
1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения. | 2 | ||
2. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ. | 2 | ||
3. Отработка действий при возникновении радиационной аварии. | 2 | ||
4. Составление планов-схем эвакуации. | 2 | ||
Тема 1.6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке | Содержание учебного материала | 2 | ознакомительный |
1. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. | 2 | ||
Тема 1.7. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке | Содержание учебного материала | 4 | ознакомительный |
1. Обеспечение безопасности при эпидемии. | 1 | ||
2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков. | 1 | ||
3. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником. | 1 | ||
4. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику | 12 | ||
Раздел 2. Основы военной службы | 12 | репродуктивный | |
Тема 2.1. Вооружённые Силы России на современном этапе | 1. Состав и организационная структура Вооружённых Сил. | 1 | |
2. Виды Вооружённых Сил и рода войск. | 1 | ||
3. Система руководства и управления Вооружёнными Силами. | 1 | ||
4. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ. | 8 | ||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 34
| репродуктивный | |
Тема 3.1. Медико-санитарная подготовка | Содержание учебного материала | 10 | |
1. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран. | 1 | ||
2. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | 1 | ||
3. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. | 2 | ||
4. Первая (доврачебная) помощь при ожогах. | 1 | ||
5. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током. | 1 | ||
6. Первая (доврачебная) помощь при утоплении. | 1 | ||
7. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. | 1 | ||
8. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. | 1 | ||
9. Доврачебная помощь при клинической смерти. | 1 | ||
Практические занятия | 10 | репродуктивный | |
1. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. | 2 | ||
2. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. | 2 | ||
3. Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого. | 2 | ||
4. Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. | 2 | ||
5. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, работа с учебником | 10 | ||
Тема 3.2. Здоровый образ жизни. | Содержание учебного материала. | 4 | репродуктивный |
Здоровье человека и здоровый образ жизни. | 1 | ||
Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. | 1 | ||
Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | ||
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. | 1 | ||
Всего: | 102 | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета:
- Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
- Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
- Гепкалитовый патрон ДП-5В
- Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
- Респиратор Р-2
- Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)
- Ватно-марлевая повязка
- Противопыльная тканевая маска
9. Медицинская сумка в комплекте
10.Носилки санитарные
11 .Аптечка индивидуальная (АИ-2)
- Бинты марлевые
- Бинты эластичные
- Жгуты кровоостанавливающие резиновые
- Индивидуальные перевязочные пакеты
- Косынки перевязочные
17.Ножницы для перевязочного материала прямые
- Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
- Шинный материал (металлические, Дитерихса)
- Огнетушители порошковые (учебные)
- Огнетушители пенные (учебные)
- Огнетушители углекислотные (учебные) 23.Устройство отработки прицеливания 24.Учебные автоматы АК-74
- Винтовки пневматические
- Комплект плакатов по Гражданской обороне
- Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
- Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
- Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
- Рентгенметр ДП-5В
- Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приёма нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим. Усвоенные знания:
- основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: - выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов и тем можно рекомендовать рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. Для контроля и оценки знаний по всем темам дисциплины рекомендуется использовать компьютерные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Сафиной Людмилы Ивановны за 2011-2012 учебный год....
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя общепрофессиональных дисциплин Мельниковой Елены Викторовны
Дан подробный самоанализ методов и приемов работы, использования различных типов уроков, сочетания различных форм и методов контроля знаний студентов; проанализиро...
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя за год
Самоанализ педагогической деятельности преподавателя химии и спецдисциплин за 2013-2014 учебный год....
Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»
В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРАТКИЙ ОТЧЕТ...
Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ педагогической деятельности...