Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
статья на тему
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личности обучающегося путём создания условий для получения прочных и глубоких знаний, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учится самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личности обучающегося путём создания условий для получения прочных и глубоких знаний, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учится самому. Большую роль в развитии познавательной активности играет самостоятельная работа.
Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемою без активной помощи «извне», когда обучающийся для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины затруднений и способы их устранения.
Цель образования по новым стандартам это подготовка всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому и возникает необходимость изменений в процессе образования и обучения подрастающего поколения.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей обучающихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности, вот основная задача, стоящая перед преподавателями.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Самостоятельные работы являются необходимыми условиями формирования творческой, всесторонне развитой личности обучающегося.
Организация и построение самостоятельных работ ставит много проблем: какие формы должна иметь самостоятельная работа, какого типа задания необходимо и можно включать в самостоятельные работы, какова последовательность этих заданий и многое другое.
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Самостоятельная работа, это– плановая деятельность обучающихся по поручению и под методическим руководством преподавателя. Самостоятельная работа предполагает не только освоения курса дисциплины, но вместе с тем помогает освоению навыков самостоятельной учебной и научной работы и осознанию ответственности процесса познания. Поэтому самостоятельная работа является основным эффективным способом подготовки квалифицированного специалиста. Правильно организованная самостоятельная работа способствует углублению и пополнению знаний обучающихся, освоению ими навыков и умений овладевания знаниями, формированию интереса к познавательным действиям, освоению методов и приемов познавательного процесса, развитию познавательной деятельности у обучающихся, повышению культуры самостоятельной работы, создает условия для их творческой и научной деятельности.
Основным элементом самостоятельной работы является познавательная задача.
Учебная задача представляет собой сформированное задание, направленное на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности. Как дидактическая единица, учебная задача обладает рядом функциональных признаков:
– является предметом познавательной деятельности;
– содержит в себе движущее противоречие между данным и искомым;
– включает все звенья познавательной деятельности: постановку цели, мотивацию, выбор рациональных путей решения, подбор способов действий и средств их выполнения, получение результата, его анализ;
– выступает средством логической и психологической организации учебного материала;
– интегрирует процессы усвоения знаний и формирования опыта деятельности, что необходимо для овладения компетенциями.
Самостоятельная работа в процессе научно-информационной деятельности направлена на развитие интеллектуально-логических способностей (формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, объяснять, доказывать, обосновывать, излагать, систематизировать, классифицировать, моделировать); интеллектуально-эвристических способностей (умений генерировать идеи, воображения, ассоциативности мышления, видение противоречий; умений ставить задачу, выдвигать гипотезу) и способности письменно выражать свои мысли, лаконизировать их, описывать, оформлять результаты научного исследования.
Самостоятельная работа это часть учебного процесса, метод обучения, прием учебно-познавательной деятельности, комплексная целевая стандартизованная учебная деятельность с запланированными видом, типом, формами контроля.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение обучающимся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью (формой) учебно-воспитательного процесса. В действительности самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе учащихся.
Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности обучающегося. Впервые возникает такая ситуация, когда информационные технологии обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека, таким образом, образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов
В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов, приводятся виды самостоятельной работы студентов СПО при изучении дисциплин "Информатика" и "Информационные технологии в профес...
Контроль самостоятельной работы как способ формирования компетентности будущего специалиста.
Виды контроля: опорный, учебный, тестовый и игровой....
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкол...
Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...
Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....