Формирование творческой личности
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Т.Б.Лужанкова,
г. Саратов, ГАПОУ СО «СОПК»
«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других».
Б. Асафьев.
Способность творить - это, пожалуй, самая важная человеческая способность, без которой человек не может быть таким, каким он нужен нашему современному обществу и эту способность надо развивать с раннего детства.
Во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%. Психологи также признают, что человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей. Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что - то, что до тебя ещё ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ни чем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Нередко от родителей и даже от учителей - воспитателей можно услышать такие слова: «ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов, - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него всё равно не получится художник! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку, чепуха получается!»
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их простейшим аккомпанементом, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа.
За всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребёнка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведёт нас к очень важной и актуальной в наших условиях проблеме: различии между специалистом - ремесленником и специалистом - творцом.
Подлинный специалист - творец отличается от рядового специалиста - ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что «по инструкции» не положено создавать. Ремесленник удовлетворяется тем, что создаёт лишь то, что положено - служит тормозом, потому что по отношении к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперёд, или отставать.
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. С первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет профессий нетворческих что, работая в любой профессии, каждый из них может открыть новый, хотя бы маленький мир. Поэтому важнейшая задача воспитания в школе — развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками.
Многие учёные и ведущие педагоги не только разгадывали загадку творчества, но и искали пути развития, формирования и совершенствования способностей учащихся.
Первым на проблему своевременного выявления и развития способностей обратил внимание Ян Амос Коменский: «...рано нужно раскрывать у человека способности, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить».
Особое внимание развитию творческих способностей учащихся уделял и великий русский педагог Ушинский К.Д. Он считал, что школа - это очаг, где дети развивают свои познавательные силы и творческие способности. «Все в ребёнке требует развития» - эти слова стали центральными в теории развивающего обучения, в основу которого легло русское народное творчество: сказки, пословицы, потешки, поговорки, загадки.
JI.H.Толстой в основу работы Яснополянской школы положил свободу и плодотворное творчество детей. Он вместе с детьми строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, давал им тему, то есть направлял в основном весь процесс их творчества и показывал приёмы этого творчества. Детей увлекал сам процесс сочинениями, и это был первый толчок к творческой одушевлённой работе.
В.А. Сухомлинский - один из выдающихся педагогов считал неправильным обучение по готовым образцам, стандартам. «... Нет, так не должно быть... - Нельзя лишать ребёнка радостей духовной жизни... Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Определяют следующие условия развития творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее их выявление. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, гимнастики, хождения и ползания, то есть с очень раннего, по современным представлениям физического развития. Раннее чтение, ранний счёт, раннее знакомство и работа с различными инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей.
Второе важное условие – развивающая среда; заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Третье условие - совершенствование способностей, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.
Четвёртое важное условие: ребёнку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт малышу на пользу.
Пятое условие, ребёнок должен делать открытие. «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные» (К.Циолковский).
Таким образом, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, к прекрасному.
Источники информации
- Чухман Е. К. Роль искусства в развитии творческих способностей. М., изд. «Педагогика», 1995. С. 77;
- Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного./пер. с нем./ - М., «Искусство», 2001;
- Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. М., Искусство, 1986;
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...
Формирование творческой личности на уроках технологии
Методы и приемы для развития творческой личности на уроках технологии...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкол...
Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...