Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
статья

Козлова Ирина Викторовна

Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как способ формирования творческой личности".Материалы ll Всероссийской научно- практической конференции от 23 марта 2021г. Статья знакомит с использованием технологии парного обучения в декоративно- прикладном творчестве. Умение учиться самому и обучать других, даёт хороший результат в развитии креативного мышления, развитии и формировании творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_i.v._statya_03.2021.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Креативная педагогика и педагогический поиск». Материалы II Всероссийской конференции 23 марта 2021г.

Образование в ХХI в.: Подготовка творчески активных специалистов

Декоративно прикладное творчество как способ формирования творчески активной личности

Во все времена активный человек выгодно отличался от человека пассивного. В современном обществе энергичные люди успешнее, чем инертные. Для общества принципиально важно, какой вектор развития примет деятельность каждого индивидуума, поэтому необходимо не просто развивать творчески активные личности, но и вовремя направлять их в сторону положительного развития. Вовремя – это в раннем, дошкольном и школьном возрасте – в семье, детском саду, в школе.  

Семейное воспитание  по большому счету зона ответственности родителей, качество обучения и  воспитания дошкольников и школьников во многом зависит от педагога. В октябре 2020 года директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Андрей Милёхин на заседание коллегии Министерства просвещения Российской Федерации сказал: «…конкурентоспособность выпускника школы находится в руках педагога, умеющего решать задачи государственной образовательной политики, понимающего и принимающего ценности современного образования…». [1]

Мы, понимая значение роли педагога в формировании мировоззрения подрастающего поколения, стремимся использовать в педагогической практике наиболее результативные методы и приемы традиционных и современных технологий. На протяжении нескольких лет в рамках программ по декоративно прикладному творчеству   «Бумажные фантазии» для детей 7 – 9 лет и «Удивительный стежок» - 10 – 12 лет, решаем задачи развития креативного мышления, развиваем аналитические способности и умение учиться самому и обучать товарищей.

Наиболее показательными в плане подготовки творчески активных ребят, которые непременно станут творчески активными специалистами, являются примеры работы с детьми по индивидуальным образовательным программам и варианты применения технологии  сотрудничества, обучение в парах.

Несколько лет назад мы ввели в программу раздел «Киллинг» - трудоемкая техника кручения из узких полосок бумаги понравилась даже мальчишкам.   Особый интерес эта техника вызвала у десятилетней девочки, индивидуально для неё была составлена программа, предполагающая более глубокое изучение квиллинга. Школьница настолько увлеклась, что стала изготавливать настоящие шедевры - её картины, выполненные в технике квиллинг,   получили признание на республиканском конкурсе «Живые ремесла» - II место и I место в IV Международном конкурсе декоративно прикладного творчества и изобразительного искусства «Золотые краски осени – 2018».

Девочка повзрослела, ей уже шестнадцать лет, она продолжает заниматься различными видами декоративно-прикладного творчества, совершенствует свое мастерство, становится всё более активной и целеустремленной личностью. В декабре 2020 года   ученица 9 класса приняла участие в Межрегиональном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Перезвон Талантов» к 100-летию образования Республики Марий Эл. За куклу в костюме с элементами традиционной марийской вышивки  она получила Диплом Лауреата I  степени. [3],  [4]

Достаточно давно (более пяти лет назад) на занятиях  с десятилетними детьми мы стали практиковать обучение в парах и группах. Ребята сами предложили такой вариант работы. Возможно, кому то из них захотелось самоутвердиться, прочувствовать в полной мере свой успех, ведь они раньше других поняли, научились, выполнили практическую работу. Кто-то захотел испытать себя в роли наставника, учителя, а кому-то приходилось дома заниматься с младшими членами семьи – надо же было их чем-то занять, чему-то научить, показать свой авторитет и проявить взрослость. Парное обучение, по рассказам родителей, положительным образом повлияло на детские межличностные отношение в семье.

Семейные ценности – национальное достояние России. Не случайно сегодня в школьную программу вводится курс по изучению института семьи.  «В новые учебники по обществознанию добавлен курс по изучению института семьи. Об этом рассказал Министр просвещения Сергей Кравцов в ходе встречи с депутатами Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей… Совершенствование воспитательной работы в сфере образования  - одно из приоритетных направлений работы Министерства просвещения...». - [2]

Как повлияет новый учебный курс на отношение в будущих семьях – пока неясно, а вот возможность попробовать себя в роли вожатых в детском лагере однозначно даст положительный опыт общения с малышами и сверстниками  и это, безусловно, пригодится нашим ребятам в дальнейшей жизни, в каком бы институте они не находились. Подростки 12 - 17 лет получают навыки взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста   в школе «Я вожатый», которая ежегодно проводится на базе Дворца творчества детей и молодежи города Волжска.

Вопрос  познавательного отдыха обсуждался на вышеупомянутой встрече: «…На встрече поднимался вопрос о развитии лагерей и учреждений для отдыха и оздоровления детей. «Мы рекомендуем регионам поддерживать детский отдых, чтобы дети могли не только отдохнуть, но и получить какие-то знания, освоить образовательные программы»,- подчеркнул глава Минпросвещения» -[2]

В городе Волжске летний лагерь на базе Дворца творчества детей и молодежи работает уже не одно десятилетие. Первоначально  как в обычных лагерях с младшими школьниками работали только педагоги. Затем к деятельности вожатых стали привлекать волонтеров из числа старшеклассников, возрастной контингент  отдыхающих расширился, к нам стали приходить дети дошкольного возраста.

Возникла необходимость обучения вожатых. Сначала старшеклассники под наблюдением педагогов проводили с детьми чисто игровые и развлекательные программы. Но затем вожатым захотелось большего, они попросили организовать для них курсы по декоративно-прикладному творчеству, чтобы не только играть, петь и танцевать со своими подопечными, но и заниматься с ними более серьезными делами.  

Так возникло сотрудничество вожатых и педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству. Ежегодно весной  для ребят 12 – 17 лет, планирующих провести лето с детьми 5 - 12 лет в «Академии творчества», мы организовываем функционирование школы «Я вожатый», где наравне с занятиями по педагогике и психологии проходят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.

В программу мастер-классов входит не только обучение изготовлению какой-либо конкретной поделки, но и знакомство с принципиальными особенностями  построения работы в условиях разновозрастных детских групп и ограниченного времени занятий. Мы учим подростков заранее планировать каждую встречу с младшими товарищами, потому что за 20 минут необходимо объяснить и показать участникам своей группы порядок изготовления творческой работы и добиться от каждого из них результата – выполнения   изделия.

В летнем лагере успех должен сопутствовать каждому ребенку, поэтому важно учитывать сложность изготовления поделки, доступность материала, научиться распределять работу так, чтобы все успели с ней справиться.  В процессе  подготовки к лагерному периоду вместе с вожатыми стараемся придумать простые, но интересные темы, определить удачное сочетание различного бросового материала, безопасные способы соединения его между собой, экспериментируем, изобретаем, творим.

На первом этапе нашего сотрудничества мы давали готовые темы для занятий, но позже ребята захотели придумать что-нибудь свое, ни как у всех. Идеи предлагали сами, искали в интернете необычные изделия, картины и пытались выполнить их в другом варианте.

Удивительно, что и вожатым и их подопечным очень нравится общее взаимодействие. Первые испытывают большое желание примерить на себя новый статус, прочувствовать ответственность не за уроки и домашние дела, а за живых людей. Вторые воспринимают вожатых как друзей, имеющих определенный авторитет в детской среде.

Но самое удивительное, что не было за эти годы случая, когда бы хоть один ребенок не справился с заданием! Может быть потому, что между собой они общаются на своем, понятном языке, без правильной профессиональной  терминологии, без  учительской интонации от которой возможно подустали   за учебный год.

Наши длительные наблюдения за детьми в школе «Я вожатый» и в летнем лагере «Академия творчества» дают основание сделать вывод, что мы выбрали правильный путь для формирования творческой активности ребят.

 

 

 

Используемая литература

[1] - официальный  сайт Минпросвещения России,   Пресс-служба, 23.10.2020г. https://edu.gov.ru/press/3054/minprosvescheniya-rossii-sozdast-na-baze-pedvuzov-pedagogicheskie-kvantoriumy

[2] - официальный  сайт Минпросвещения России, Пресс-служба, 25 марта 2021г, https://edu.gov.ru/press/3533/kurs-po-izucheniyu-instituta-semi-vklyuchen-v-shkolnye-uchebniki-po-obschestvoznaniyu/

[3] – фотография куклы в костюме с элементами марийской национальной вышивке (https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2021/03/25/kukla-v-kostyume-s-elementami-1).

[4] -  диплом победителя https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2021/03/25/kukla-v-kostyume-s-elementami-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности обучающихся при изучении иностранного языка.

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельн...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Проектная деятельность в процессе воспитания как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности подростка

laquo;Проектная деятельность в процессе воспитания как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности подростка»         ...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...