Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
статья по теме
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особенности современной системы СПО и отмечено, что они являются сдерживающим фактором в реализации указанных требований. Обсуждены пути реализации ФГОС по физике для формирования творческой личности на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2-statya-sayt.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Аниконов Александр Сергеевич
преподаватель физики
статья
''Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике''
Действующий в настоящее время ФГОС по физике предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учеников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов важнейших технических устройств, для решения физических задач.
ФГОС по физике делает акцент на разнообразных видах деятельности учащихся, которые перечислены ниже.
- Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач.
- Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Таким образом, действующий ФГОС по физике характеризуется приоритетом развивающего обучения и разносторонних видов деятельности самих учащихся. В процессе этой деятельности именно на уроках физики происходит многогранное формирование и развитие творческой личности обучающегося.
Раcсмотрим теперь особенности современного учебного процесса в системе СПО:
- большинство учащихся имеют слабую общеобразовательную подготовку; они собраны из разных местностей с разным уровнем подготовленности;
- учебный план очень насыщен, он включает, помимо общеобразовательных дисциплин, общетехнические и специальные, а также профессиональное обучение; в результате учащиеся очень загружены и не имеют времени для самостоятельной домашней работы;
- у большинства учащихся профессиональной школы психологи отмечают отсутствие каких-либо ярко выраженных общих и специальных способностей;
- у большинства учащихся занижен интерес к среднему полному образованию, они ориентируются только на получение профессии;
- слабое материально-техническое обеспечение учебного процесса и небогатый набор гибких педагогических технологий, активизирующих учебно-познавательную деятельность и создающих мотивацию к учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, мы имеем противоречие между высокими требованиями ФГОС по физике и реальной ситуацией в системе СПО. Разрешение этого противоречия мы видим как в существенном укреплении материального обеспечения учебного процесса, так и в оптимальном сочетании различных современных педагогических технологий (ИКТ-технологии, IT-технологии, групповые технологии и др.) именно с учетом упомянутых особенностей системы СПО. Ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит творческой деятельности самого преподавателя, его активной жизненной позиции и постоянному самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...
Формирование творческой личности на уроках технологии
Методы и приемы для развития творческой личности на уроках технологии...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
статья "Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО" (сентябрь 2019)
Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО...
Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС
Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...
Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...