Рабочая программа по русскому языку для СПО
рабочая программа на тему
Данная программа по русскому языку разработана для студентов первого курса СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины
ПД.01 Русский язык
код специальности/ специальность | 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) |
Москва 2017
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС СОО, в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» Т. М. Воителевой (ФГАУ «ФИРО», 2015г.) и на основе учебного плана |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УР |
_________/___________ | Мушаков А.А. /_____________ |
«___» ___________ 2017 г. |
Разработчик (автор): Кондрашова Е.М.,
преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
| 4 | |
| 13 | |
| 30 | |
| 34 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПД. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения дисциплины «Русский язык» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» (автор Т. М. Воителева, ФГАУ «ФИРО», 2015 г.) с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная учебная дисциплина ПД.01 «Русский язык» относится к обязательной предметной области «Русский язык и литература» в соответствии с ФГОС СОО и входит в цикл общеобразовательной подготовки как профильная учебная дисциплина.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,
создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
1.4. Требования к предметным результатам освоения дисциплины
ПД.01 «Русский язык»
В результате изучения дисциплины «Русский язык» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 час; самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия (не предусмотрены) | 78 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
| 55 |
| 4 |
Промежуточная аттестация по окончании 1 семестра в форме 2 семестра в форме | контр. раб. экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД.02. Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме | 2+1с.р. | 1 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщения по теме: «Русский язык в современном мире» | 2 | |||
Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили языка | 14+9 с.р. | |||
Тема 1.1. Язык и речь | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №1. Виды речевой деятельности Практическое занятие №2. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | 4 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
2.Выполнение заданий и упражнений 3.Составление таблицы «Языковые средства выразительности» | ||||
Тема 1.2. Функциональные стили речи | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №3. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Абзац как средство смыслового членения текста. Практическое занятие №4. Информационная переработка текста. Практическое занятие №5. Составление плана статьи учебника, подготовка аннотации предложенного источника. | 6 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
4.Выполнение заданий в формате ЕГЭ 5.Проведение сравнительного анализа текстов разных стилей | ||||
Раздел II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 14+10 с.р. | |||
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия | Содержание учебного материала | 2 | ||
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря | 2 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №6. Фонетический разбор слова Практическое занятие №7. Орфоэпические нормы | 4 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
6.Выполнение тренажёров | ||||
Тема 2.2. Графика, орфография | Содержание учебного материала | 2 | ||
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 2 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - |
Практическое занятие №8. Правописание безударных гласных Практическое занятие №9. Употребление буквы ь Практическое занятие №10. Правописание О/Е после шипящих и Ц | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
7.Выполнение заданий и упражнений | ||||
Раздел III. Лексика и фразеология | 14+9 с.р. | |||
Тема 3.1. Лексика | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №11. Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы и их употребление Практическое занятие №12. Многозначность слова. Прямое и переносное значение Практическое занятие №13. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы | 6 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
8.Составление таблицы «Лексика с точки зрения её употребления» 9.Выполнение тестовых заданий | ||||
Тема 3.2. Фразеология | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №14. Лексические и фразеологические словари | 4 | |||
Практическое занятие №15. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
10.Составление словарной статьи слова |
Раздел IV. Морфемика, словообразова-ние, орфография | ||||||
Тема 4.1. Морфемика, словообразование | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ | 2 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Практическое занятие №16. Морфемный разбор слова. Способы словообразования Практическое занятие №17. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ | 4 | |||||
Контрольные работы | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
11.Подготовка сообщения (презентации) «Способы словообразования | ||||||
Итого за семестр: | 51+35 с.р. | |||||
Тема 4.2. Орфография | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов | 2 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Практическое занятие №18. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Практическое занятие №19. Общие правила правописания сложных слов. | 4 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
12.Проведение мини-исследования на тему: «Зависит ли правописание слова от его лексического значения» | ||||||
Раздел V. Морфология и орфография | 24 +8 с.р. | |||||
Тема5.1. Морфология | Содержание учебного материала | 6 | ||||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Глагол. Грамматические признаки глагола. . Морфологический разбор глагола. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Практическое занятие №20. Имя существительное: род, число, склонение. Практическое занятие №21. Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд Практическое занятие №22. Морфологический разбор числительного.Морфологический разбор местоимения. Практическое занятие №23. Глагол, суффиксы причастий. Практическое занятие №24. Наречие. Слова категории состояния | 10 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
13.Проведение мини исследования на тему: «Переход причастия в другие части речи» 14.Подготовка сообщения (презентации) на тему: «Правописание НЕ с различными частями речи» | ||||||
Тема 5.2. Орфография | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов | 2 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практическое занятие №25. Правописание суффиксов и окончаний причастий Практическое занятие №26. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Практическое занятие №27. Правописание наречий. Мягкий знак на конце после шипящих | 6 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
15.Составление таблицы-памятки «Правописание наречий» | ||||
Раздел VI. Служебные слова | 14+5 с.р. | |||
Тема 6.1. Предлоги | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Практическое занятие №28. Отличие производных предлогов от слов-омонимов Практическое занятие №29. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
16.Выполнение тестовых заданий | ||||
Тема 6.2. Союзы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте | 2 | ||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Практическое занятие №30. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
17. Подготовка сообщения (презентации): «Отличие производных союзов от слов омонимов» | 2 | |||
Тема 6.3. Частицы, междометия | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практическое занятие №31. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 |
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
18.Подготовка план- конспекта на тему: «Роль междометий в нашей речи» | ||||
Раздел VII. Синтаксис и пунктуация | 26 | |||
Тема 7.1. Словосочетание | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
19. Составление таблицы «Виды словосочетаний. Типы связей в словосочетаниях» | ||||
Тема 7.2. Простое предложение. Виды осложнения простых предложений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | - | |||
Практическое занятие №32. Пунктуация в простом предложении Практическое занятие №33. Односоставное и неполное предложения Практическое занятие №34. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них | 6 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
20.Проведение мини- исследования на тему: «Как часто мы используем в речи односоставные предложения» 21.Выполнение заданий и упражнений 22. Составление небольшого текста с использованием обращений | ||||
Тема 7.3. Сложное предложение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | ||||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №35. Сложносочиненное предложение Практическое занятие №36. Сложноподчиненное предложение Практическое занятие №37. Бессоюзное предложение Практическое занятие №38. Обособление приложений, дополнений, обстоятельств Практическое занятие №39. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 10 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
23. Подготовка к экзамену | ||||
Итого за семестр: | 66+23 с.р. | |||
Всего: | 117+58 с.р. |
Примерные темы рефератов (сообщений),
индивидуальных проектов (исследований)
- Русский язык среди других языков мира.
- Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
- Языковой портрет современника.
- Молодежный сленг и жаргон.
- Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
- А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
- Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
- Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
- Язык и культура.
- Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
- устной речи.
- Вопросы экологии русского языка.
- Виды делового общения, их языковые особенности.
- Языковые особенности научного стиля речи.
- Особенности художественного стиля.
- Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
- Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
- СМИ и культура речи.
- Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
- Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
- Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
- Русское письмо и его эволюция.
- Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
- Антонимы и их роль в речи.
- Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
- Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
- Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
- В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
- Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
- Исторические изменения в структуре слова.
- Учение о частях речи в русской грамматике.
- Грамматические нормы русского языка.
- Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
- Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
- Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
- Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
- Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
- Слова-омонимы в морфологии русского языка.
- Роль словосочетания в построении предложения.
- Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
- Синтаксическая роль инфинитива.
- Предложения с однородными членами и их функции в речи.
- Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
- Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
- Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
- Синонимика простых предложений.
- Синонимика сложных предложений.
- Использование сложных предложений в речи.
- Способы введения чужой речи в текст.
- Русская пунктуация и ее назначение.
- Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Введение | Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | • читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. |
Синтаксис и пунктуация | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическуюьтему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простыхьи сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Русский язык. Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- проектор;
- экран;
- телевизор;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Электронные образовательные ресурсы:
Мультимедийные обучающие курсы:
- «Русский язык 10 класс. Интерактивный курс для школьников»;
- «Русский язык 11 класс. Интерактивный курс для школьников»;
- «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ»;
- «Тесты. Русский язык 10-11 классы»
- «Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты»
- «Школьный курс русского языка. Домашние работы»
Учебно-методические материалы:
- технологические карты занятий;
- презентации к учебным занятиям;
- дидактические материалы к занятиям;
- комплекты материалов для организации практических занятий и самостоятельной работы обучающихся;
- контрольно-оценочные средства (КОС);
- материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися;
Наглядные средства обучения
Таблицы:
- «Обособление дополнений»,
- «Обособление определений»,
- «Обособление приложений»,
- «Обособление обстоятельств»,
- «Вводные слова и словосочетания»,
- «Вводные предложения и вставные конструкции»,
- «Предложения со сравнительным оборотом»,
- «Слова – предложения да, нет»,
- «Тире не ставится»,
- «Тире в неполном предложении»,
- «Диалог»,
- «Синтаксический разбор словосочетаний»,
- «Синтаксический разбор предложений».
Словари и справочная литература:
- В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. Современное написание.-М., Астрель – АСТ, 2002г.
- Словарь иностранных слов и выражений. -М., Астрель – АСТ, 2000г.
- Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под редакцией Д.Э.Розенталя.-М., «Русский язык»,1985г.
- Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика.-Ростов-на-Дону, «Феникс»,1995г.
- Словарь синонимов. Справочное пособие.-Л., «Наука»,1985г.
- Словарь Трудностей русского языка. Под редакцией Д.Э.Розенталя.-М., «Русский язык»,1976г.
- Краткий этимологический словарь русского языка. Под редакцией
- С.Г.Бархударова. –М., «Просвещение», 1961г. и др. справочная литература
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, дополнительных источников, Интернет-ресурсов
Основные источники:
- Русский язык: Учебное пособие для студентов ссузов педагогического профиля (под ред. Леканта П.А.), Клобуков Е.В. Лекант П.А. Маркелова Е.В. М. 2016 г.
Дополнительные источники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. М.: Изд. Академия 2014 г.
- Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. М.: Изд. Академия 2014 г.
- Воителева Т.М. Русский язык Учебное пособие. М.: Изд. Академия 2014 г.
Интернет – ресурсы
- Справочно-информационный портал "Грамота.ру" – Режим доступа: http:// gramota.ru
- Справочная служба русского языка - Режим доступа: http://www.slovari.ru
- Культура письменной речи - Режим доступа: http://www gramma.ru
- Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15) - Режим доступа: http:// rus.1september.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы, включая индивидуальные задания, проекты (исследования).
Результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учебные дискуссии |
|
|
метапредметных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметных: | |
|
|
|
|
|
|
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
|
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
|
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; |
|
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; |
|
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
|
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
|
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/09/picture-97008-1620580926.jpg)
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-158420-1356006814.jpg)
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-158420-1356006814.jpg)
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-204637-1361894017.jpg)
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...