авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
рабочая программа на тему
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr._moya.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ СПО ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Наименование специальности
080114 | "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" |
150415 | "Сварочное производство" |
151031 | "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)" |
240111 | "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий" |
240843 | "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий" |
Фокино 2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программой дисциплины Русский язык, разработанной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.
Организация разработчик: ФГОУ СПО Фокинский индустриальный техникум
Разработчики:
Мартынова Н.А., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Мартынов А.А., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 10 от «08» июня 2011 г.
Председатель комиссии _________________ /Мирошкина Н.И./
Утверждена «10» июня 2011г.
Зам. директора по учебной работе ________________ / Васина С.Г. /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Программа составлена на основе примерной учебной дисциплины Русский язык для специальностей среднего профессионального образования:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). |
Сварочное производство. |
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). |
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. |
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Русский язык относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- связь языка и истории; культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
самостоятельной работы студента 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 39 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам: - «Русский язык в Российской Федерации» - «Культура речи. Нормы русского языка» - «Словари русского языка и сфера их использования» - «Видные ученые-лингвисты» - «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка» - «Проблемы экологии языка» - «Русский язык в современном мире» - «Язык и общество» - «Язык и культура» - Язык и история народа» -« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю» | 39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена во II семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Язык и речь. Основные требования к речи. | 2 | 2 | |
2 | Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности. | 1 | 2 | |
3 | Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности. | 2 | 2 | |
4 | Публицистический стиль речи и художественный. | 2 | 2 | |
5 | Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования. | 1 | 2 | |
6 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - составление текста на свободную тему (рассуждение), - работа над оформлением основных документов официально-делового стиля, - работа с текстами научного стиля. | 6 | |||
Раздел 2. Лексика и фразеология. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы. | 2 | 2 | |
2 | Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас. | 2 | 2 | |
3 | Фразеология. | 2 | 2 | |
4 | Нормативное употребление слов и фразеологизмов. | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - работа со словарями. | 4 | |||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка. | 2 | 1 | |
2 | Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение. | 2 | 2 | |
3 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения. | 2 | 3 | |
4 | Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - изучение лекционного материала, - фонетический разбор слов, Работа с орфографическим словарем. | 4 | |||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования. | 2 | 2 | |
2 | Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - работа со словообразовательным и орфографическим словарем. | 3 | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография. | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание. | 2 | 2 | |
2 | Имя прилагательное; правописание и употребление. | 2 | 2 | |
3 | Глагол и его формы, правописание и употреблений. | 4 | 2 | |
4 | Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений. | 2 | 2 | |
5 | Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния. | 2 | 2 | |
Контрольная работа. | 2 | 3 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - работа с лингвистическими словарями, - изучение лекционного материала, - написание рефератов, - подготовка к контрольной работе | 8 | |||
Раздел 6. Служебные части речи. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов. | 2 | 2 | |
2 | Правописание союзов. | 2 | 2 | |
3 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 | 2 | |
4 | Употребление и правописание междометий. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи, - работа над рефератами. | 4 | |||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | Содержание учебного материала | 20 | ||
1 | Строение словосочетания. | 2 | 2 | |
2 | Простое предложение. | 2 | 2 | |
3 | Односоставные предложения. | 2 | 2 | |
4 | Осложненное простое предложение. | 4 | 2 | |
5 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 2 | 2 | |
6 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 4 | 2 | |
7 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. | 2 | 2 | |
8 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 2 | 2 | |
Контрольная работа. | 2 | 3 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: - подготовка к контрольной работе, - индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений. | 10 | |||
Всего: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов,(30)
- рабочее место преподавателя,(1)
- рабочая доска,(1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран,
- интерактивная доска,
- аудиосистема,
- комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
- Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
- «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
- Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.
Дополнительные источники:
- А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
- «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
- А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
- Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
- Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
- «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
- Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
- И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.
Интернет – источники:
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
- Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
- Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru
- Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
- Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru
- Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - языковых норм литературного языка, - культуры речи, - основных единиц и уровней языка. | Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. |
Умение: - определять требования к литературному языку, - правильного владения основами культуры речи, - различать основные единицы и уровни языка. | |
Знание: орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения | Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. |
Умение: правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | |
Знание: орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Умение: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
80 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | Удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Русский язык и культура речи для специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 3 курс
рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 ...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...