авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
рабочая программа на тему

Мартынова Наталья Александровна

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._moya.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Наименование специальности

080114

"Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

150415

"Сварочное производство"

151031

"Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

240111

"Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"

240843

"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"

Фокино 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программой дисциплины Русский язык, разработанной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.

Организация разработчик: ФГОУ СПО Фокинский индустриальный техникум

Разработчики:

Мартынова Н.А., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Мартынов А.А., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол  № 10  от «08» июня 2011 г. 

Председатель комиссии                 _________________       /Мирошкина Н.И./

Утверждена  «10» июня   2011г.

Зам. директора по учебной работе           ________________      / Васина С.Г. /

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Программа составлена на основе примерной учебной дисциплины Русский язык для специальностей среднего профессионального образования:

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Сварочное производство.

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Русский язык относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  5. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  6. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  1. связь языка и истории; культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов;

самостоятельной работы студента  39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

          в том числе:

          контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

39

          в том числе:

    внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:

- «Русский язык в Российской Федерации»

- «Культура  речи. Нормы русского языка»

- «Словари русского языка и сфера их использования»

- «Видные ученые-лингвисты»

- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

- «Проблемы экологии языка»

- «Русский язык в современном мире»

- «Язык и общество»

- «Язык и культура»

- Язык и история народа»

-« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»

39

Итоговая аттестация в форме экзамена во  II семестре

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

10

1

Язык и речь. Основные требования к речи.

2

2

2

Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

1

2

3

Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.

2

2

4

Публицистический стиль речи и художественный.

2

2

5

Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования.

1

2

6

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление текста на свободную тему (рассуждение),

- работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,

- работа с текстами научного стиля.

6

Раздел 2.

Лексика и фразеология. 

Содержание учебного материала

8

1

Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

2

2

2

Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

2

2

3

Фразеология.

2

2

4

Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словарями.

4

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

8

1

Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка.

2

1

2

Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2

2

3

Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

2

3

4

Написания, подчиняющиеся  традиционным принципам русской орфографии.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- изучение лекционного материала,

- фонетический разбор слов,

Работа с орфографическим словарем.

4

Раздел  4.

Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

2

2

2

Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

3

3

Раздел 5.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

12

1

Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.

2

2

2

Имя прилагательное; правописание и употребление.

2

2

3

Глагол и его формы, правописание и употреблений.

4

2

4

Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

2

2

5

Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

2

2

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа с лингвистическими словарями,

- изучение лекционного материала,

- написание рефератов,

- подготовка к контрольной работе

8

Раздел 6.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

8

1

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

2

2

2

Правописание союзов.

2

2

3

Правописание частиц  НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

4

Употребление и правописание междометий.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи,

- работа над рефератами.

4

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

20

1

Строение словосочетания.

2

2

2

Простое предложение.

2

2

3

Односоставные предложения.

2

2

4

Осложненное простое предложение.

4

2

5

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

6

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

2

7

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

8

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2

2

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- подготовка к контрольной работе,

- индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

10

Всего:

117

   Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по числу студентов,(30)
  2. рабочее место преподавателя,(1)
  3. рабочая доска,(1)
  4. комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)

Технические средства обучения:

  1. мультимедийный проектор,
  2. ноутбук,
  3. экран,
  4. интерактивная доска,
  5. аудиосистема,
  6. комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
  2. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
  3. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
  4. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
  5. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
  2. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
  3. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
  4. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
  5. Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
  6. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
  7. Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
  8. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

Интернет – источники:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 
  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 
  4.  Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 
  5. Сайт Департамента образования Тверской области  www.edu.tver.ru 
  6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru 
  7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru 

  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.

Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

 правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

  Оценка  индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Не удовлетворительно

   На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  54.02.01 ...

Рабочая программа дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по ...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...