Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
рабочая программа на тему
Специальности:
07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» (базовая подготовка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk_i_literatura.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
для специальности
07.02.01 | «Архитектура» |
08.02.01 | «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», |
08.02.07 | «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» |
Санкт- Петербург
2017
РАССМОТРЕНА на заседании ЦК №3 общеобразовательных дисциплин Протокол № __ от « __» _____2017 г. председатель ЦК ___________ /Слюсаренко С.Г./ | УТВЕРЖДАЮ Директор _________________/Ю.А.Груздев/ «___» ____________2017 года | ||
ОДОБРЕНА Методическим Советом СПб ГБПОУ «СПАСК» протокол № __ от «___» ____2017 г. председатель МС ________________ Ю.А.Груздев |
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» разработана на основе примерной программы и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Содержание программы согласовано с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,
вентиляции и кондиционирования воздуха
07.02.01Архитектура
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский архитектурно- строительный колледж»
Разработчик:
Слюсаренко С.Г., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 5 |
| 6 |
| 24 |
| 26 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена. Содержание программы согласовано с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального образования по специальностям:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 07.02.01«Архитектура»,
08.02.07«Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» относится к базовым общеобразовательным дисциплинам программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- опознавать, классифицировать языковые факты;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- пользоваться лингвистическими словарями;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения дисциплины «русский язык и литература» формируются следующие компетенции:
Вид компетенции | Название компетенции |
Предметно-информационная | Умение работать с учебной информацией, критическое ее восприятие |
Предметно-информационная | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного роста |
Деятельностно-коммуникативная | Способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач |
Деятельностно-коммуникативная | Принимать рациональные решения |
Деятельностно-коммуникативная | Умение организовывать свою деятельность |
Ценностно-ориентированная | Знание норм, ценностей, традиций культуры |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 97 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 292 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 195 |
в том числе: | |
практические занятия | --- |
контрольные работы | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 97 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Наименование разделов | Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов | Объём часов | Уровень освоения | |
1. Введение | Вводное занятие. Предъявление требований. Список учебной литературы. | 2 | ознакомительный | |
Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Фонетика». | 1 | репродуктивный | ||
2. Фонетика и графика | 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
2. Употребление букв Ъ и Ь | 2 | репродуктивный | ||
3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Фонетика». | 2 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Фонетический разбор слов с указанием слабой позиции фонем. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Фонетика». | 1 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Лексика». | 1 | репродуктивный | ||
3. Лексика и фразеология | 1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 2 | ознакомительный | |
2. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 2 | репродуктивный | ||
3. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Лексика». | 2 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Заполнение таблицы по лексической терминологии. Выполнение работы по подбору синонимов, антонимов, омонимов. | 1 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Определение значений фразеологизмов, работа со словарем. Анализ словарных статей. Подготовка к контрольной работе по теме «Лексика». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Словообразование». | 1 | репродуктивный | ||
4. Морфемика и словообразование | 1. Морфемика и словообразование. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
2. Филологический анализ текста. | 2 | репродуктивный, продуктивный | ||
3. Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок. | 2 | репродуктивный | ||
4. Буквы О – Ё после шипящих в разных частях слова. | 2 | репродуктивный | ||
5. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование». | 2 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Анализ языкового материала: выписать 2 предложения из художественных произведений, выполнить морфемный разбор знаменательных частей речи. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Выполнение словообразовательного разбора. Построение словообразовательных цепочек. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста. | 1 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфемика и словообразование». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Морфология». | 1 | репродуктивный | ||
5. Морфология | 1. Знаменательные и служебные части речи. Их характеристики. | 2 | ознакомительный | |
2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
3. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Употребление форм глагола в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
4. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
5. Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
6. Филологический анализ текста. | 2 | репродуктивный | ||
7. Понятие «отглагольного прилагательного». Орфография, связанная с различиями в причастии и отглагольном прилагательном. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
8. Повторение темы «причастие» и «Отглагольное прилагательное». Контрольная работа по образованию причастий разных форм, правописанию причастий и отглагольных прилагательных. | 2 | репродуктивный, продуктивный | ||
9. Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
10. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
11. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
12. Служебные части речи. Правописание частиц. Правописание союзов. Правописание предлогов. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
13. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Морфология». | 2 | репродуктивный, продуктивный | ||
Сам. раб. Заполнение таблицы по частям речи. Указать ЛГЗ, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Морфологический разбор существительных и прилагательных. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Поиск разноспрягаемых глаголов и оформление их в таблицу. | 1 | репродуктивн. | ||
Сам. раб. Морфологический разбор местоимений и числительных. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Поиск предложений с причастными оборотами в литературных произведениях. Оформление примеров на все условия обособления оборотов. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Причастие» и «отглагольное прилагательное». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Составление таблицы по орфографическим особенностям правописания причастий и деепричастий. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Морфологический разбор наречий. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Поиск в художественных произведениях примеров на употребление звукоподражаний и междометий. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Оформление таблицы по правописанию НЕ с различными частями речи. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Составить словарь терминов по теме «Синтаксис». | 1 | репродуктивный | ||
6. Синтаксис и пунктуация. | 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
3. Филологический анализ текста. | 2 | продуктивный | ||
4. Запятая при однородных членах. Запятая при однородных и неоднородных определениях. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
5. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Использование неполных предложений в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
6. Осложненное предложение. Вводные слова. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
7. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
8. ССП. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
9. Сложноподчиненное предложение (СПП). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 2 | ознакомительный | ||
10. СПП. Использование сложноподчиненных предложений в речи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
11. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
12. Повторение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Оформление в таблицу морфологических условий для определения вида синтаксической связи. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подбор предложений по целям высказывания. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Выполнение филанализа отрывка из текста. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Поиск в художественной литературе примеров неполных и односоставных предложений. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Оформление таблицы с вводными словами. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Синтаксический разбор ССП. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Синтаксический разбор ССП. | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Заполнение таблицы по теме «Виды придаточных предложений». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Синтаксический разбор СПП. | 1 | Репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подбор крылатых выражений о русском языке. | 1 | репродуктивный | ||
7. Язык и речь | 1. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. | 2 | ознакомительный | |
2. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). | 2 | ознакомит. | ||
Сам. раб. Подготовка докладов по темам раздела «Язык и речь». | 1 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к экзамену. | 1 | репродуктивный | ||
Наименование раздела | Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел | Тема | |||
1. Введение | Историко-литературный процесс. | Развитие русской литературы с эпохи Древней Руси. Понятие литературного направления. Основные черты. Основные представители. Теория литературы. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» 1-ой половины XIX века. | 1,5 | Репродуктивный | ||
2. Литература первой половины XIX века. | Романтизм – ведущее направление в литературе первой половины XIX века. | Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Высокое предназначение личности и её реальное бессилие – сквозная тема лирики Лермонтова. Значение творчества Н.В. Гоголя для русской литературы. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
Сам. раб. Выучить стихотворение (одно на выбор учащегося) | 1,5 | репродуктивный | ||
3. Литература второй половины XIX века. | Реализм русской литературы | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Критический реализм как направление литературы 2 пол. XIX века. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 2 | ознакомительный |
А.Н. Островский | Сведения из биографии писателя. Социально-культурная новизна драматургии А. Островского. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишённой народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив свободы в драме. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Бесприданница». Царство хищных, цепких и умных дельцов. Сопоставления анализируемых текстов и образов. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Конспект статей Н. Добролюбова и Д. Писарева, посвященных раскрытию образа Катерины. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.Н. Островского. | 1,5 | репродуктивный | ||
И.С. Тургенев | «Отцы и дети». Сведения из биографии. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Пародия на нигилизм в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Отцы и дети». Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Конспект Статьи Д. Писарева «Базаров». | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству И.С. Тургенева. | 1,5 | репродуктивный | ||
Ф.И. Тютчев | Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. Тютчев, его видение России и её будущего. Раскрытие в лирике любви драматических переживаний поэта. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося). | репродуктивный | |||
А.А. Фет Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии Фета. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Анализ лирического произведения. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося). | 1,5 | репродуктивный | ||
Теория литературы Работа с основными терминами и понятиями. Анализ стихотворения. Тропы и фигуры – средства авторской выразительности. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Н.А. Некрасов | Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. | 2 | ознакомительный, репродукт. | |
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанровые, композиционные и сюжетные особенности поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Анализ стихотворения (на выбор учащегося). | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова. | 1,5 | репродуктивный | ||
Н.Г. Чернышевский и И.А. Гончаров Влияние жизненных взглядов писателей на творчество. Социально-психологический роман «Обломов». Образ «особенного человека» в романе «Что делать?». | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Сам. раб. Конспект статей о биографии писателей и основных произведений. | 1,5 | репродук-тивный | ||
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Преступление и наказание». Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Преступление и наказание». Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Преступление и наказание». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. Проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского. | 2 | продуктивный | ||
Анализ эпического произведения. | 2 | продуктив-ный | ||
Сам. раб. Поиск и оформление цитат главных персонажей романа. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Анализ эпизода из романа. Подготовка к обсуждению на занятии. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Письменный ответ на вопросы преподавателя. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.М. Достоевского. | 1,5 | репродуктивный | ||
Н.С. Лесков | Н.С. Лесков По выбору преподавателя «Очарованный странник»: тема дороги и изображение духовного пути личности (смысл странствий главного героя); «Леди Макбет Мценского уезда»: тема любви и семейных ценностей. Женское коварство и желание быть счастливой. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Составить план произведения. | 1,5 | репродуктивный | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор). Главы: «Опись градоначальника», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Гротеск и Гипербол как средство выразительности у М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1,5 | репродуктивный | ||
Л.Н. Толстой | «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Война и мир». Мысль народная. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Война и мир». Мысль семейная. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Война и мир». Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Осуждение бездуховности и лжепатриотизма светского общества. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Составить портреты указанных персонажей (10 персонажей по указанию преподавателя). | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Наизусть отрывок из романа. | 1,5 | репродукт. | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству Л.Н. Толстого. | 1,5 | репродуктивный | ||
А.П. Чехов | «Маленькая трилогия». Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Ионыч». Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Вишнёвый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. Чехова в мировой драматургии театра. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Составление таблицы по рассказам Чехова. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.П. Чехова. | 1,5 | репродуктивный | ||
4. Литература XX века. | «Серебряный век» | Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
Сам. раб. Составление «Календаря эпохи» XX века. Заполнение таблицы по литературным направлениям. | 1,5 | репродуктивный | ||
А.А. Блок | Природа социальных противоречий в лирике поэта. Цикл «Стихи о прекрасной даме». Стихотворение «Россия», как тема исторического прошлого. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Сложность восприятия Блоком социального характера революции в поэме. Борьба миров. Изображения «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Россия» (на выбор учащегося). | 1,5 | репродуктивный | ||
В.В. Маяковский | Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Обличение мещанства и «новообращенных». | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Облако в штанах». Проблемы духовной жизни. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в поэме. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Сам. раб. Наизусть или анализ стихотворение «Прозаседавшиеся» (на выбор учащегося). | 1,5 | репродуктивный | ||
Н. Гумилёв | Образная лирика Гумилёва. Стихотворение «Жираф» как песнь природе и чувствам лирического героя. Надрыв души. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
А.А. Ахматова | «Реквием». Изображение сталинских репрессий и силы русского народа в тяжелые годы преследований. Поминальная песнь матери по убиенному сыну. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Выполнить анализ произведения «Реквием» по плану. | 1,5 | репродуктивный | ||
М. Горький | Анализ драматического произведения. | 2 | продуктивный | |
«На дне». Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«На дне». Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Роль Луки в пьесе и его влияние на судьбы ночлежников. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству М. Горького. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Выписать и оформить афоризмы Луки. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Горького. | 1,5 | репродуктивный | ||
И.А. Бунин | «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника. | 1,5 | репродукт. | ||
А.И. Куприн | А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Смысл названия повести «Гранатовый браслет». Спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника. | 1,5 | репродуктивный | ||
М.А. Булгаков | «Собачье сердце». Проблема человека в рассказе. Шарик и Шариков – трагедия личности или страшное преобразование в результате опыта. Профессор Преображенский как созидатель и вивисектор. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писателя. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
«Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | ||
Контрольная работа по творчеству М.А. Булгакова. | 2 | продуктивный | ||
Сам. раб. Письменная характеристика персонажей повести «Собачье сердце». | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Письменный ответ на вопросы учебника. | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Составление карты-схемы персонажей романа «Мастер и Маргарита». | 1,5 | репродуктивный | ||
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе по творчеству М.А. Булгакова. | 1,5 | репродуктивный | ||
Развитие литературы в 20-е г.г. | Творчество С. Есенина, М. Цветаевой, О.Э. Мандельштама. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Выучить стихотворение (на выбор учащегося). | 1,5 | репродуктивный | ||
Развитие литературы в 30-е г.г. | Творчество А.П. Платонова, И.Э. Бабеля, М.А. Шолохова, Б. Пастернака. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Конспект статей учебника, посвящённых указанным авторам. | 1,5 | репродуктивный | ||
Период ВОВ в литературе | Творчество А.Т. Твардовского, К. Симонова, О.Ф. Берггольц. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Анализ стихотворений (2 стих-я на выбор учащихся). | 1,5 | репродуктивный | ||
5. Современная литература | Развитие литературы в 50-80 г.г. | Творчество А.И. Солженицына, В.М. Шукшина, Н.М. Рубцова, А.В. Вампилова. | 2 | ознакомительный, репрдуктивный |
Сам. раб. Составление памятных дат в жизни писателей (3 писателя на выбор учащихся). | 1,5 | репродуктивный | ||
Современная литература 90-х г.г. | Понятие русского «постмодернизма». Творчество Саши Соколова, В. Ерофеева, Т. Толстой, В. Пелевина, В. Сорокина. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Подготовка к итоговой зачётной работе. | 1 | репродуктивный | ||
Итоговое консультационное занятие по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА». | 1 | продуктивный | ||
Итого: | 292 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, словари, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
- http://dic.academic.ru
- http://gramota.ru
- http://slovari.ru
- Сухих И.Н. Литература: уч-к для 10 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
- Сухих И.Н. Литература: уч-к для 11 кл. : в 2-х ч., - М: «Академия», 2013г.
- http://lib.rus.ec
- http://www.fplib.ru/id/russian/19vek
- http://znanium.com
Дополнительные источники:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10–11 классы: Учебник. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС», 2013.
3. Зданкевич В.Г. Русский язык (дидактический и справочный материал) для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002.
4. Земский А.М. Русский язык: Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.
5. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: Орфография: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.
6. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2003.
7. Литература: учебник для студ.проф.учеб.заведений / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
8. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004.
9. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001.
10. Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.: Паритет, 2001.
11. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Просвещение, 2001.
Список словарей:
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2009.
3.Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2006.
4.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И.Ушакова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
5. Фразеологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2009.
6. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов (конец ХХ – начало ХХIвв). – М.: АСТ: Астрель, 2009.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
● опознавать, классифицировать языковые факты; ● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ● проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; ● пользоваться лингвистическими словарями; ● моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; осуществлять речевой самоконтроль; ● оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; ● использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; ● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации; ● создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; ● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. ● необходимо знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории, культуры русск. и других народов. | 1. Контрольные работы по проверке теоретического материала. 2. Тестовые работы. 3. Комбинированные уроки с выполнением упражнений, работой с текстом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО
ДАННАЯ ПРОГРАММА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ИЗУЧАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБЪЕМЕ 78 ЧАСОВ., ЛИТЕРАТУРУ В ОБЪЕМЕ 117 ЧАСОВ....
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.08 ИИС
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.08 ИИС...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 10.02.05 ОИБАС
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 10.02.05 ОИБАС...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.07 ИСиП
Рабочая программа по русскому языку и литературе для специальности 09.02.07 ИСиП...