Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //
статья на тему
опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.
Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (10 дек. 2015г., г. Челябинск). /в 2 ч. Ч.2. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С.348 – 251.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная педагогическая деятельность как условие раз вития профессиональной компетентности преподавателя вуза
Происходящие социально-экономические изменения в России определили необходимость преобразования и обновления системы образования. В связи с этими изменениями в отечественном образовании возникла проблема постоянного повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза.
Государственная политика в сфере образования направлена на компетентностный подход и подразумевает готовность выхода преподавателя высшей школы на более высокий уровень образовательных услуг и обязательное включение в инновационную деятельность. Согласно статье 20 Закона РФ «Об образовании» инновационная деятельность является обязанностью преподавателя и направлена на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационно-правового обеспечения образования. Внедрение новых инновационных образовательных технологий требуют от современных преподавателей высшей школы наличие профессиональной компетентности.
В связи с новыми требованиями к отечественному образованию стал актуальным вопрос развития профессиональной компетентности преподавателей вуза в условиях новой инновационной образовательной среды.
Исследованию проблем развития профессиональной компетентности педагогических кадров посвящены работы известных ученых (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер,А .И. Зимняя В.В.Кузнецов., А.И. Пригожин, С.Д. Резник. В. А. Сластенин, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсунбекова).
В психолого-педагогической литературе ученые исследователи уделяют огромное внимание профессиональной компетентности педагога. В .настоящее время в работах известных педагогов и психологов представлен широкий ряд определений понятия «профессиональная компетентность».
Э.Ф Зеер определяет профессиональную компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.[зеер 53].В трудах В.И Загвязинского компетентность – это уровень подготовки для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами, необходимыми для принятия верных и эффективных решений [загв. С.41]. В учебном пособии «Введение в профессионально-педагогическую специальность» В.В Кузнецов дает такую трактовку «компетентность» связана с определенным видом профессиональной деятельности и определяет первенство, главенство, осведомленность в профессиональной деятельности [кузн.57]. В настоящее время нет однозначного определения понятия «профессиональная компетентность», а все эти определения только дополняют друг друга. Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога – это взаимосвязь теоретической и практической готовности его к успешной педагогической деятельности. Повышения качества образовательного процесса в высшей школе напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности преподавательского состава. Современные условия повышают требования к профессиональным качествам преподавателя, сегодня это не только хранение и передача знаний, а формирование у студентов гибкости мышления, стремление к самообразованию и развития творческого потенциала. Эффективность деятельности преподавателя зависит от уровня его профессиональной готовности. В психолого-педагогической литературе профессиональная готовность педагога рассматривается как психологический настрой на самостоятельное и творческое выполнение профессиональной деятельности [кузн.с.56,ефреемо.с.17]. Важной составляющей готовности педагога высшей школы к успешной педагогической деятельности является его включение в инновационную деятельность.
Согласно А.В. Хуторскому инноватика – это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего [хутор.31]. Н.Р. Юсунбекова в 1991 году в своей работе «Общие основы педагогических инноваций» определяет педагогическую инноватику как учение интегрирующее, объединяющее исследование о создании педагогических новшеств, об освоении этих новшеств педагогическим сообществом и об их использовании в образовательной практике.
Под инновацией чаще всего понимают нововведение, т.е. процесс внесения в среду новые стабильные элементы, улучшающие качество выпускаемого продукта. Под педагогической инновацией понимают новые формы преподавания и обучения, с целью повышения эффективности образовательного процесса. Образовательный процесс является основным в деятельности вуза, представляет собой совокупность целей, средств, методов, форм организации процесса и направлен на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом [безр. с 10, резн. с 9, ширш.с.127].Новые формы, методы, средства обучения способствуют совершенствованию системы современного образования и определили новый вид технологий обучения – инновационные. Инновационные образовательные технологии – это активные методы обучения направленные не на пассивное восприятие учебного материала, сколько на формирования компетенций, вовлекая обучаемого в учебный процесс[интернет эл.журнал]. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [ кузн.с57].
Внедрение в практическое использование инновационных образовательных технологий, владение знаниями последних научных исследований в психолого-педагогической области называется инновационной педагогической деятельностью [резник с.260].
Сегодня все более возрастает потребность в профессиональном педагоге обладающим способностью саморазвития и самообразования и готовностью к инновационной деятельности. Готовность педагога к инновационной деятельности зависит от его инициативности, решительности, творческого потенциала и степени его креативности. Следовательно, можно выделить следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности;
1.психологический (личностно-мотивационный) – положительное отношение, стремление осуществлять инновационную деятельность;
2.теоретический – представление, информирование по вопросам инновационной деятельности;
3.практический – владение способами, методами и приемами в сфере инновационной деятельности;
4. рефлексивный – самооценка, самоанализ своей инновационной деятельности.
Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что часть преподавателей высшей школы негативно относятся к инновациям. Существует ряд причин этого явления. В числе основных причин низкая инновационная квалификация педагога, психологический барьер к нововведениям, неумение выбрать нужную технологию.
Для решения этой проблемы педагогу необходимо знать новейшие достижения педагогической науки, использовать в работе современные технологии. Самостоятельно изучить все это довольно сложно, поэтому курсы повышения квалификации, направленные на формирование готовности к инновационной деятельности, – оптимальное решение проблемы.
Одним из эффективных средств формирования инновационной компетентности является работа преподавателей в инновационных центрах и участие в программах по обмену опытом.
Семинары, круглые столы, научные конференции способствуют повышению профессионального уровня и развитию инновационной компетентности преподавателя.
Выводы
Анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности показывает, что творчество и инновации важные элементы успеха преподавателя. Сегодня качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавателя, его готовности, психологической настроенности на решение конкретных задач. Определения понятия «профессиональная компетентность педагога» можно сделать вывод – профессиональная компетентность позволяет преподавателю;
1. проектировать учебный процесс, разрабатывать и выбирать технологию обучения, управлять качеством и контролем обучения;
2.осуществлять процесс самообразования и самовоспитания;
3.осуществлять научно – исследовательскую деятельность;
4.осуществлять инновационную деятельность.
Инновационная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы является важным условием развития профессиональной компетентности.
Конечно, сегодня отношение к инновациям различно. Одни педагоги готовы к принятию нововведений, другие более консервативны. Слабая мотивация преподавателя приводит его к пассивности в развитии, как личности, так и профессионала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"
Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...
Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Развитие профессионального самосознания преподавателя как условие интеллектуального формирования личности студента.
В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. В настоящее время сформиро...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...