Развитие профессионального самосознания преподавателя как условие интеллектуального формирования личности студента.
статья на тему
В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. В настоящее время сформированность педагогического самосознания современного преподавателя становится основой для оформления парадигмы личностно ориентированного образования, развития его гуманистических тенденций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие профессионального самосознания преподавателя как условие интеллектуального формирования личности студента.
Киселева Татьяна Вениаминовна, преподаватель
Чебоксарский техникум связи и информатики
В рамках государственной образовательной политики основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного, ответственного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. К личности преподавателя, его профессионализму предъявляются очень высокие требования. В настоящее время важна не система знаний, умений и навыков сама по себе, а возможность создать условия для развития ключевых компетенций, которые включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Исходя из этого, одной из наиболее значимых способностей на сегодняшний день является способность оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, как сам преподаватель стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества, а это возможно только при наличии у него развитого профессионального самосознания, как системообразующего и регулирующего фактора профессионального роста и творческой активности. В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. В настоящее время сформированность педагогического самосознания современного преподавателя становится основой для оформления парадигмы личностно ориентированного образования, развития его гуманистических тенденций. В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой работы со студентами, которая способствовала бы всестороннему формированию молодых людей в рамках требований сегодняшнего дня. Одним из психологических условий роста профессионального самосознания является профессиональное самовоспитание педагога. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Специфика профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим людям. Ориентация на другого человека, на взаимодействие с ним и определяет образ педагогического труда, принципы, методы, средства, которые выбирает педагог для осуществления своей профессиональной педагогической деятельности. Профессиональное самосознание, по мнению И.А. Хоменко, содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Исходя из этого, структуру профессионального самосознания характеризуют следующими положениями:
- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
- знание, мнение, семантический подход к степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
- знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных законах успехов и неудач;
- представление о себе и своей работе в будущем.
Развитие профессионального самосознания невозможно без повышения уровня профессионального мастерства, применения инновационных технологий в обучении иностранному языку. В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяют таким технологиям, где педагог выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность обучающихся в нужное русло, при этом учитывая их индивидуальные способности. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по интеллектуальному формированию личности студента, повышению качества образования.
Личностно- ориентированное обучение обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создает необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Обучаемый становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс обучения и управляет им.
Основная задача обучения - обеспечение самоопределения личности в культуре, открытие обучающимися новых знаний и способов деятельности, перевод обучаемого в режим саморазвития.
Основная цель - создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Эта цель достигается следующими средствами:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;
- Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
- Стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- Использование дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- Оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
- Поощрение стремления обучающегося находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других обучающихся в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения .
Цели личностно-ориентированного урока
1. Способствует эффективному накоплению каждым обучающимся своего собственного личностного опыта
2.Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым обучающимся
5. Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Побуждает обучающихся обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Интеллектуальному развитию студентов также способствует использование игровых методов в технологиях личностного-ориентированного обучения .
В игре можно сконцентрировать внимание обучающихся на овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, создать мотив говорения. Игра позволяет охватывать обучающихся с разным уровнем обученности и разными способностями. Игры позволяют активизировать разговорную деятельность, при этом способствуют созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению и естественной необходимостью многократного повторения ими языкового материала, а также формируют социокультурную компетенцию.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости , посильность заданий- все это дает возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Как показывает практика, игровой метод может служить важным компонентом здоровьесбережения, когда на смену одного вида деятельности приходит, например, ролевая игра, либо игра, связанная с опросом обучающихся, творческая проектная работа, то это обеспечивает релаксацию и отдых.
Игровые технологии
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Функции игры:
- Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
- Коммуникативная
- Функция самореализации
- Терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни)
- Диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты)
- Коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т. д.)
Структура игры как деятельности:
- Целеполагание
- Планирование
- Реализация цели
- Анализ результатов
Использование игр на занятиях английского языка позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого обучающегося, развить его положительные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т.д.). Если у человека оказываются несформированными такие качества как коммуникабельность, толерантность, умение работать в паре, команде, готовность пойти на компромисс, умение убедить и в то же время умение отстоять свою точку зрения(эти качества, помимо образования, очень важны на современном рынке труда), то игровой метод на занятиях иностранного языка позволяет формировать личностные качества, необходимые для успешной социализации в обществе. Эти качества позволяют обучающимся профессионально интегрироваться в обществе и найти соответствующее своим интересам, способностям и образованию рабочее место на современном рынке труда.
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками –эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игра способствует формированию социокультурной компетенции (изучение культуры, традиций, обычаев другого народа). Использование игровых приемов позволяет снять стресс и может рассматриваться как прием здоровьесбережения.
Список литературы
1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2. Галочкина Л.Н. Игровые методы на уроках английского языка// «Английский язык» газета издательского дома «Первое сентября»№9, 2010.-С.8-10.
2. Кулыпина Т. И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - // Инновационная школа, № 2, Ростов на Дону, 2006. - С. 20-25
3.Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
4.Николаева И.В., Вострякова С.А. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // “Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение” (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация “Федерация психологов образования России”, 2007.
5.Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
7.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
8.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
9.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
10.Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 – 57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности
Нормы и правила,которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека...
Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....
Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //
опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...
Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.
В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, челов...
Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")
В своей статье я делюсь опытом организации и ведения краеведческой работы со студетами первого курса. В статье говорится о конкретных краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...
Профессиональный рост преподавателя как условие обеспечения качества среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы профессионального роста преподавателя как непрерывного многостороннего процесса самосовершенствования, сопровождающегося качественными преобразованиями личности педагога, ...
ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...