Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
опыты и эксперименты на тему

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с природой; • формирование экологической культуры обучающихся; • воспитание бережного и ответственного отношения к природе. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему:

«Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности»

                                                                       Выполнила:

учитель биологии, Е.Н. Гуликова

г. Североморск

2014-2015 г.г.

Цель – развитие экологического мышления обучающихся.

Задачи:

  •  формирование  познавательного интереса к природе родного края;
  • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с природой;
  • формирование экологической культуры обучающихся;
  • воспитание бережного и ответственного отношения к природе.

Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.

В настоящее время проблема формирования экологической компетентности обучающихся, продиктованная необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, ставит учителя перед необходимостью реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической компетентности учащихся.

Решение глобальных экологических проблем, которые существуют в наше время, определяется  экологической культурой и экологической компетентностью граждан.

Компетентностный подход указывает, что экологическая компетенция – одна из особенностей экологичной личности. Вместе с экологической культурой, категория экологической деятельности считается основополагающей, которая связана с экологическим мировоззрением, экологическим мышлением и экологическими ценностями.

В масштабах онтологического подхода определяется значение базисных понятий компетентностного подхода в экологическом образовании:
• «учиться знать» - познавать окружающую среду (составление экологических познаний и умений);
• «учиться делать» — творение собственных креативных продуктов, создание учебных проектов в области экологии;
• «учиться жить» — охрана среды обитания;
• «учиться быть» — определение жизненного маршрута, самореализация в ходе экологической работы.

Как считает Д.С. Ермаков, «экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности».

Составными элементами экологической компетенции являются:

  • здоровьесбережение - следование нормам ЗОЖ;
  • ценностно-смысловые ориентации – ценностные элементы жизни, экологические ценности;
  • интеграция - экологический подход как основа целостной идеологии современника;
  • гражданственность - следование правам и обязанностям в рамках охраны окружающей среды;
  • ответственность, долг;
  • самостоятельное развитие, рефлексия - определение цели существования, воспитание профессиональных эко-ориентаций, овладение экологической культурой;
  • социальные согласованности -  социальное взаимодействие, сотрудничество в ходе решения экологических задач;
  • деятельность - определение и поиск решения экологических проблем, экологические изыскания, создание и исполнение экологических проектов (разработка плана, создание проекта, модели, прогноза, применение ИКТ . 

Реализация методической темы

1. Подготовка обучающихся 8 классов к участию в областной дистанционной викторине, посвящённой Дню экологических знаний (Жарова Александра, Шевченко Алексей).

2.Подготовка обучающихся к участию в школьном и муниципальном этапах  олимпиады по биологии и экологии:

  • Победители школьного этапа олимпиады по биологии: ученики 8 класса: Прохорова В., Подгорная С., Дубов Д.; победители школьного этапа олимпиады по экологии: Ярёменко Н. (призёр муниципального этапа олимпиады по экологии), Малышко А., Русиновская Я., Гейдт С., Сейитмедова А., Шейкина Д.

3. Подготовка обучающихся к участию в региональном этапе олимпиады по экологии: Ярёменко Н. (написание исследовательской работы «Исследование микроэкологических условий школьного помещения» для участия в региональном этапе олимпиады по экологии )

4.Участие во Всероссийском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Урок 2020». Номинация – Основное общее образование

  • Диплом призёра
  • На конкурс была представлена разработка урока «Витамины- источник здоровья» (используются технологии критического мышления; проблемное обучение; развитие экологической компетентности обучающихся достигается при помощи применения на уроке элементов практической работы)

5.Подготовка обучающихся  к участию во Всероссийской предметной олимпиаде по биологии «Волшебство природы»

6. Подготовка обучающихся к конкурсу детского творчества «Мы- здоровое поколение!»

  • Участники: Анфилатов Олег, 8Г (сертификат участника), Барновский Павел, 8Г (сертификат участника), Тумакова Ксения, 10А (диплом победителя II степени)
  • Развитие экологической компетентности осуществляется при помощи творческой деятельности

7.Участие в областном семинаре «Совершенствование содержания дополнительных общеобразовательных программ эколого-биологической направленности». Семинар проводился в г. Мурманске на базе МОЦДОД «Лапландия». Цель семинара- повышение профессиональной компетенции педагогических работников образовательных организаций Мурманской области.

8.Проведение Всероссийского урока-приключения «В диких условиях»  (урок с элементами профориентации и экологического образования); (участники- учащиеся 11 классов: Чохели Максим, Гейд Сергей, Сидлецкая Марина, Гусев Роман, Мазур Александр. Диплом победителей получили: Сидлецкая Марина, Чохели Максим, Мазур Александр).

9. Проведение Всероссийского экологического урока «Хранители воды» (урок с элементами профориентации и экологического образования); участники: учащиеся 8А класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Таблица 4.1: Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Приказ о подготовке и проведении отборочного этапа конкурсных соревнований VI Московского чемпионата профессионального мастерства "Абилимпикс-2020"...

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности (выступление на совещании)

Для того чтобы эффективно планировать свою будущую деятельность, преподаватель должен первостепенно проанализировать уже проделанную работу, выявить допущенные ошибки и пути совершенствования своего м...

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....