Музей имени Г. Кариева как социокультурный проект
проект на тему
Анализируется роль школьного кабинета в поликультурном воспитании молодежи на примере Музея Габдуллы Кариева. Делается вывод о том, что музей сегодня можно рассматривать как уникальное средство воспитания, как диалог музея и личности.
Весь образовательный процесс в кабинете организован в соответствии с идеей образования социально-культурного пространства всех его участников.
Под социокультурным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая учащихся. Образовательное пространство понимается как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями как учителя татарского языка и литературы, так и педагогов дополнительного образования (режиссёр школьного театра, музыкальные педагоги, педагог актёрского мастерства) музейных работников, деятелей молодёжного театра им. Габдуллы Кариева, библиотекаря, родителей и самих учеников. Этот факт выступает интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка. Механизмом создания социокультурного пространства в кабинете становится «событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность по изучению истории татарского театра, по созданию школьного театра, семейного театра. В само понятие образовательного пространства подразумевается включенность в него обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музей имени Г.Кариева как социокультурный проект | 809.9 КБ |
Презентация проекта | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙ ИМЕНИ Г. КАРИЕВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
Р. Х. Валиуллина
МАОУ «Лицей №121», МБУ ДО «Центр для одаренных детей» г. Казани
Современная ситуация реформирования системы образования, переход от унифицированного образования к вариативному, развивающему, делает отечественное образовательное пространство достаточно неоднородным.
Каждое поколение выстраивает собственный жизненный мир — социокультурное пространство, которое имеет свою систему ценностей. Именно в данном пространстве происходит идентификация индивида как личности и как социального субъекта. При этом следует обратить внимание на то, что факторы, благоприятствующие становлению школьника, должны учитывать и собственную природу личности, и ее самостоятельное, деятельное начало.
Перед нашим центром стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры.
Важность национального образования заключается в сохранении языковых традиций и культуры родного края, создании языковой среды и формировании национального самосознания творчески активной и толерантной личности.
Центр Образования №178 расположен на пересечении улиц Габдуллы Кариева и проспекта Альберта Камалеева. Территориальное расположение школы обязывает организацию образовательного процесса во взаимосвязи с этой данностью. Исходя из этого в школе в кабинете татарского языка и литературы создаётся кабинет – музей посвящённый татарскому театру, жизни и деятельности великого татарского театрального деятеля, основоположника татарского театра Габдуллы Кариева.
Весь образовательный процесс в кабинете организован в соответствии с идеей образования социально-культурного пространства всех его участников.
Под социокультурным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая учащихся. Образовательное пространство понимается как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями как учителя татарского языка и литературы, так и педагогов дополнительного образования (режиссёр школьного театра, музыкальные педагоги, педагог актёрского мастерства) музейных работников, деятелей молодёжного театра им. Габдуллы Кариева, библиотекаря, родителей и самих учеников. Этот факт выступает интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка. Механизмом создания социокультурного пространства в кабинете становится «событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность по изучению истории татарского театра, по созданию школьного театра, семейного театра. В само понятие образовательного пространства подразумевается включенность в него обучающегося.
Таким образом, в кабинете создаётся сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность ученика. Образовательная среда выступает подсистемой социокультурной среды, совокупностью исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, т.е. создана целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Вся творческая мастерская учителя сформирована так, чтобы образовательный процесс строился в связи с данной темой (дидактический материал, посвящённый культуре татарского народа, медиатека, тематика исследовательских работ, предлагаемых учащимся и т.д.).
Мы понимаем образование как процесс и результат накопления не только знаний, но индивидуальной культуры, а социокультурное пространство — как совокупность природных, социальных и культурных элементов, которые оказывают влияние на образ жизни и развитие человека.
При организации учебно-воспитательного процесса учитывались так же образ жизни татарского народа, культурно-образовательные запросы социума, уровень благосостояния родителей, этнокультурный характер (возможность поддержания национальной культуры — традиций, норм, ценностей).
Образовательный процесс построен таким образом, что в основном присутствует практико-трудовая направленность. Ведущая идея нашей деятельности заключается в том, что формирование поликультурной среды на базе общеобразовательной школы раскрывает широкие возможности для учащихся включиться в это направление, показать свои творческие и потенциальные возможности.
Деятельность в рамках социокультурного пространства имеет обоснованную научно - теоретическую базу, конкретно расписаны этапы реализации мероприятий, указаны задачи, практическая значимость и ожидаемые результаты. В целом, социокультурное пространство организованное на базе нашего образовательного учреждения, которое своей многогранной деятельностью внесет вклад в создание безопасной поликультурной, толерантной образовательной среды и сохранения национальной культуры и национальных традиций не только русско-татарского народа, но и тех национальностей, какими представлен контингент школьников в г. Казани.
Формируя образовательное пространство учащихся, МАОУ «Лицей №121» применяет такие направления в воспитательной работе, как создание в школе музейной среды, которая обеспечивает передачу духовного, культурного опыта, накопленного человечеством.
Проведена большая поисковая и организационная работа по открытию музея Габдуллы Кариева. Проведены внеклассное мероприятие и классные часы. Программа гражданско-патриотического воспитания способствует формированию у учащихся умения ценить и сохранять любовь к Родине.
В условиях перехода к ФГОС нового поколения важно сохранить положительный опыт национального образования. Необходимо поддерживать стремление каждого народа передать будущим поколения свой язык и культуру, способствовать формированию толерантности и культуры мира.
При организации работы так же учитываются индивидуальные особенности образовывающегося. Исходя из этого, в творческой лаборатории предусмотрены дифференцированные работы, задания, карточки для одарённых детей и детей с затруднениями в усвоении материала.
Понятие «образовательное пространство» мы понимаем как комплекс условий, влияний, возможностей становления личности по культурно заданному образцу. На наш взгляд, формирование образовательного пространства лицея, интегрированного в социокультурное пространство, возможно в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования.
Социокультурное пространство лицея как совокупность отношений между субъектами образовательного процесса рассматривается нами в следующих аспектах:
- как сложная система, содержащая в себе многообразие форм и способов отношений между субъектами;
- как открытая система, испытывающая на себе влияние социальных отношений более высокого порядка;
- как нелинейная система, так как разные субъекты, помещенные в одну и ту же среду, изменятся по-разному.
Составными элементами данной среды является оборудование класса, библиотека, медиатека. Сюда же мы относим и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, способствующую совершенствованию культуры исследовательского труда учеников, повышению качества профильной подготовки, а также совершенствованию механизмов создания условий выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Далее мы выделяем культурную среду, направленную на удовлетворение образовательных и иных социально-культурных запросов местного сообщества и увеличение открытости образовательного учреждения, эффективное позиционирование в образовательной и социальной среде района, города, страны. Составляющими компонентами данной среды являются: театры, музеи, школьные, городские и районные библиотеки, участие учащихся в конкурсах и олимпиадах различного масштаба.
Культура является контекстом социокультурного пространства лицея; культура составляет содержание воспитывающей, познавательной и развивающей деятельности; культура является целью образовательной деятельности.
Социальная среда лицея позволяет личности учащегося не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать среду.
Системным фактором нашей работы является использование ресурсов информационно-издательского центра лицея (школьная газета), который помогает в нравственном воспитании и духовном раскрытии личности учащихся, в формировании осознанной гражданственности и патриотизма, приобщает подростков к отечественной культуре и помогает определить нравственные ориентиры.
Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя и для тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь сделать для себя, для своего народа, для своей страны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы построим такой театр, Его имя будет написано золотыми буквами! Габдулла Кариев Габдулла Кариев - татарский актер и режиссер. Один из основоположников татарского национального театра.
Реализация проекта Не случайно для реализаии проекта мы выбрали музей Г.Кариева. Школа находится на пересечении ули ц Алберта Камалеева и Габдуллы Кариева , отца татарского театра, сотоварища великого Тукая, Галиасгара Камала , учителя Карима Тинчурина .
Механизмом создания социокультурного пространства в кабинете становится «событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность по изучению истории татарского театра, по созданию школьного театра. Таким образом, в кабинете создаётся сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность ученика. создана целостность специально организованных педагогических условий развития личности.
Каким быть школьному музею? Как привлечь внимание общественности к созданию школьного музея? Какое выбрать направление в деятельности музея? Как организовать работу школьного музея? Как провести сбор материала для школьного музея? Древо проблемных вопросов
привлечь внимание системы общего и дополнительного образования к важности использования достояния национальной культуры татарского и других народов к развитию и воспитанию детей, формированию толерантной, поликультурной и безопасной образовательной среды. Построение нового уклада современной школы, основанной на приоритете духовно-нравственного воспитания личности. 6 Цель проекта:
Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта: 1. Анализ существующей образовательной практики школьного музея, определение приоритетов деятельности в условиях формирования ключевых компетенций участников деятельности, организованной школьными музеями, и определение стратегии развития школьного музея Г.Кариева ; 2. Формирование осознания обучающимся того, что их деятельность может стать частью истории народа и культуры, осознание личной причастности к судьбе народа, языка, культуры; 3. Создание условий для гражданской идентификации: - ознакомление их с культурно-историческим наследием народа; - включение в социально значимую, в том числе проектную, поисковую, исследовательскую деятельность ; 4. Пополнение и обновление экспозиций музея. 5. Развитие самоуправления в процессе работы проекта. 6. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности. 7. Организация обмена опытом, семинаров. 8. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта. 9. Проведение мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации программы для определения дальнейшего инновационного развития музея Г.Кариева .
Основопола-гающие принципы Взаимоуважение народов; межнациональное соавторство; взаимоуважение народов; деятельност-ный подход; интеграция искусств; эстетизация; гуманизация и гуманитариза-ция; креативность; патриотизм;взаимо - действие с семьей как механизмом передачи этнокультуры; Культуросообразность, диалог культур; природосообразность;
Планируемые мероприятия в рамках реализации проекта 9 Музей Г. Кариева как социакультурный проект
Актив музея представляют музей на районных, республиканских и всероссийских семинарах
11
Литературная гостиная В рамках работы Литературной гостиной организована встреча с общественными деятелями, писателями и поэтами, лауреатами государственной премии РТ имени Г.Тукая Робертом Миннуллиным , Разиль Валиевым, с главным редакторам газеты «Сабантуй» Юлдуз Шараповой и пресс – конференция биофизиком, кандидатом биологических наук, переводчицей поэтических строк многих авторов с Гайнуллиной Сурайей Меликовной , Борисом Вайнером , Альбиной Абсалямовой . 12
Встреча с Разиль Валиевым
Встреча с Робертом Миннуллиным
Встреча с народной актрисой Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреатом Государственной премии РТ им. Г.Тукая Нажибой Ихсановой
Социокультурное пространство организованное на базе нашего образовательного учреждения «Центр образования №178», своей многогранной деятельностью вносит вклад в создание безопасной поликультурной, толерантной образовательной среды и сохранения национальной культуры и национальных традиций не только русско-татарского народа, но и тех национальностей, какими представлен контингент школьников в г. Казани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра
В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».В крат...
Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции на занятиях немецкого языка.
Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общен...
Социокультурное проектирование и его роль в формировании воспитательного пространства
Формирование воспитательного пространства в современных социокультурных условияхкраткие тезисыВ эпоху изменений и преобразований, трансформаций во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обн...
Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОМБДОУ детский сад №61 комбинированного вида С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в дет...
Формирование социокультурной среды по воспитанию гражданско-патриотических чувств через Проект «Помним, гордимся, чтим!»
Группа Мемориального сада https://vk.com/anfisinsad...
Проект- «Школа – образовательный и социокультурный центр»
Целью проекта является разработка эффективных механизмов развития взаимовыгодного социального партнерства.Идея проекта в том, что он объединяет усилия семьи, школы, общества в формировании местно...