Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка на тему
Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
МБДОУ детский сад №61 комбинированного вида
С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в детском саду №61 в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, необходимо разработать и реализовать образовательные проекты, и в контексте их реализации – разработка социокультурных акций:
1. Азбука безопасности
2. Природа и ребенок
3. Детский сад и спорт
4. Я – гражданин России
5. Фестиваль рекордов
Цели и задачи
Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей
-интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов семьи к образовательному процессу в ДОУ
-обогащение воспитательных систем, реализуемых в ДОУ, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий
-развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к социальным событиям окружающей действительности
Содержание и реализация проектов:
3.1. Проект «Азбука безопасности»
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Реализация проекта.
1. определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
2. разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;
3. разработана система планирования;
4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;
5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы. Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Данная работа ведется через: - организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и
ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Проект «Природа и ребенок»
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи
Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от
1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
2. Формирование знаний о природе.
3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Реализация проекта.
Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
- Экологические занятия. - Экологические экскурсии. - Уроки доброты.
- Экологические конкурсы. - КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. - Экологические акции.
- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).
Результативность.
Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Проект «Детский сад и спорт»
Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.
Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» будут реализоваться акции как городского уровня, так и детсадовского уровня
Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания:
1. ознакомление детей с разными видами спорта;
2. развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
3. расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных в процессе игровых и спортивных мероприятий
4. расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
5. обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;
6. формирование интереса к определенному виду спорта.
Привлечение родителей повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в городе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в городе.
Реализация проекта.
1.На первом этапе воспитатели проводят работу с родителями воспитанников, мотивация детей на соревнования и праздники
2.Второй этап реализации проекта, посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).
проект «Я – гражданин России»
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция
– самые эффективные факторы воспитания.
Реализация проекта.
Используемые методы работы
· Целевые прогулки и экскурсии, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.), объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
· Беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
· Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), обогащение и стимулирование детского творчества.
· Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
· Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Проект «Фестиваль рекордов»
Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, ощутить свою значимость, приобрести уверенность в себе, проявить свою непосредственность, индивидуальность.
Задачи:
1. Создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, сохранения его психического здоровья.
2. Воспитывать оптимизм у ребенка, умение радоваться окружающему миру.
3. Развивать эмоциональную сферу детей
Праздники-конкурсы проходят 1 раз в месяц общие и по одной группе, разные по форме и содержанию: праздники, развлечения, концерты, конкурсы, фестивали, а также конкурсы индивидуальные и групповые. Тематика разнообразна.
В каждой группе воспитатели проводят свои конкурсы фестиваля «Самый, самый» по различным номинациям, а также ведут тетради учета победителей.
Для родителей оформляется своеобразная доска почета с фотографиями участников и победителей марафона «Самый, самый».
На каждом празднике проводится награждение победителей памятными медальками, угощение всех участников, парад «Самых, самых».
Предполагаемый результат:
*Активизация творческой деятельности детей, развитие их эмоциональности, индивидуальности, художественно-эстетических способностей, повышение творческого и познавательского потенциала, укрепление психического здоровья, эмоциональный комфорт.
* Участие родителей – не только организационные мероприятия, но и активизация их в плане обыгрывания ролей, участия в аттракционах, подбор познавательного материала – 40%
П о д в е д е н и е и т о г о в р е а л и з а ц и и образовательных проектов в детском саду №61.
Итоги реализации новых образовательных проектов в 2017/2018 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайте учреждения;
Литература
· Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие
· Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие
· Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-
воспитателя в системе непрерывного образования
· Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ
· Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ.
Эффективные формы и методы
· Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
• Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).
• Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..
• Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.
• Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.
• Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА | НАЗВАНИЕ АКЦИИ | СРОК ПРОВЕДЕНИЯ | ОРГАНИЗАТОРЫ |
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ | «Огонь - друг или враг? » | сентябрь | Общественный инспектор по ППБ |
| Пожарная тревога (эвакуация) | октябрь | администрация |
| «Дорога. Ребенок. Безопасность»
| ноябрь | Общественный и нспектор по БДД |
ПРИРОДА И РЕБЕНОК | «Покормим птиц» (изготовление кормушек) | январь | воспитатели |
| «Цветущий сад» (уход за участком) | май - сентябрь | воспитатели |
| «Пасхальная корзина» (составление композиций из бросового материала) – | апрель | воспитатели |
ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ | День здоровья | февраль | Инструктор по физической культуре |
| Спортивная эстафета | Июнь | воспитатели |
Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ | Смотр строя и песни, посвященный 70 летию Победы ВОВ | май | Музыкальные руководители |
| «Моя Россия» (конкурс рисунков на | июнь | воспитатели |
| асфальте) |
|
|
| «Любимые места моего города» (фотоконкурс) | июль | Воспитатели |
ФЕСТИВАЛЬ РЕКОРДОВ | Минута славы | февраль | Музыкальные руководители |
| Театральная неделя | март | Музыкальные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад
Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению?...
Наглядность, как средство воспитания эстетического вкуса учащихся в условиях реализации ФГОС.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. ...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...
Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Презентация "Конкурс учебных проектов "Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Данная презентация является дополнительным материалом практического характера к внеучебному мероприятию по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образова...