Социокультурное проектирование и его роль в формировании воспитательного пространства
учебно-методический материал по теме

Алексей Михайлович

Формирование воспитательного пространства в современных социокультурных условиях

краткие тезисы

В эпоху  изменений и преобразований, трансформаций во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обновления воспитательного компонента содержания образования как способности системы, обеспечения достижения целей личности, общества и государства заслуживают особого внимания.

 

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современных школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями.

 

 

Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека и формированию современного воспитательного пространства. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, осмыслить свою взаимосвязь с социокультурной и природной средами региона и мира, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение себя и своего места в социокультурном мире. Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, проблемы формирования и развития образовательной среды  и воспитательного пространства необходимо рассматривать во взаимосвязи.

 

 

Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развивая внутренний потенциал. Воспитательные подходы и системы, создающиеся в настоящее время в образовательных учреждениях, и их содержание образовательной деятельности в целом часто замыкается на внутренних проблемах образовательного учреждения и микросоциума, региона, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение порой не отвечают в полной мере на вызовы современного мира.

 

 

Воспитательный вектор сегодня нацелен  на  изменения во внутреннем мире личности. Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно, но необходимо.

 

 

Сегодня только творческая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности и успешности личности. Именно в такой среде происходит развитие креативной личности, способной к созиданию.

 

 

Таким образом, задачей развития образовательной среды региональных образований является сегодня выстраивание на муниципальном уровне, системы целенаправленной деятельности по созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков, молодежи, через участие в социокультурных акциях, программах, проектах.

 

 

Литература

 

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86 Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М.: Ось 89, 1999.

2. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие дпя специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2000

4. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы: Пособие дпя

руководителей и педагогов общеобразоват. шк. — Мн.: Университетское, 2002.

5. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков //Педагогика – 2008 - №9.15

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii.pptx699.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Современные воспитательные технологии Вас приветствует методист отдела социокультурных технологий Центра профессионального образования Самарской области, автор скп «Солнечные Люди», Глазырин Алексей Михайлович

Слайд 3

План выступления: 1.Теоретические основы воспитательной технологии. 2.Педагогический инструментарий воспитательных технологий.

Слайд 4

Теоретические основы воспитательной технологии Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.

Слайд 5

Понятие «технология» в педагогике Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре она трактуется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». Иными словами, в технологии находят отражение методы, применяемые в процессе изменения исходного продукта (например, сырья) с целью придания ему необходимого вида и качества.

Слайд 6

Под технологией можно понимать определенную последовательность применения методов в процессе преобразования исходных материалов, позволяющим получить продукт с заданными параметрами. При этом весьма важное значение придается оценке точности достижения установленных характеристик (формы, качества и т.д.) полученного продукта. Все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.п.) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали, узлы и т.п.).

Слайд 7

В социальной же технологии исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются его физические, психические или личностные характеристики. Следовательно, социальные технологии более сложны по организации и проведению. Воспитательная технология Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели . При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

Слайд 8

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки . В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления , который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Слайд 9

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия . Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Слайд 10

Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.

Слайд 11

Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер . В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Слайд 12

Воспитательный процесс и воспитательная технология Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний. Самые главные характеристики воспитательного процесса : целостность; системность; цикличность; технологичность.

Слайд 13

Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих основным компонентам воспитательной технологии . в число его структурных элементов включены: целевой - определение целей воспитания; содержательный - разработка содержания воспитания ; операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный - оценка и анализ эффективности воспитания.

Слайд 14

В педагогике считается, что источником является противоречие между требованиями к человеку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем личностного развития. Это становится толчком к началу процесса воспитания и личностному росту человека, но только в том случае, когда эти требования соответствуют его возрастным особенностям . В связи с этим Л.С.Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором, например, ребенок может делать что-либо без помощи взрослого.

Слайд 15

Целеполагание в воспитательной технологии Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии.От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.

Слайд 16

В отечественной педагогике с 20-х по 90-е годы прошедшего столетия целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, западных и русских утопистов, французских просветителей. В новых социально-экономических и политических условиях развития нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания. Однако такую позицию разделяют далеко не все специалисты.

Слайд 17

Цель воспитания , на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности. В связи с этим в Законе РК «Об образовании» решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено на выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование.

Слайд 18

Моделирование воспитательной технологии Применение моделирования в разработке и реализации воспитательных технологий позволяет изучать их как целостное педагогическое явление, так и его отдельные элементы. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы его применения. В вопросе о применении моделирования в построении (проектировании) и исследовании эффективности воспитательной технологии можно говорить о специфическом подходе к построению социальных моделей, получившем название «педагогическое моделирование». По характеру моделей выделяют моделирование: предметное; знаковое (информационное).

Слайд 19

Моделирование в воспитательной технологии имеет два аспекта: 1. моделирование содержания, которое воспитуемые должны усвоить; 2. моделирование воспитательного взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса, без которого невозможно полноценное воспитание.

Слайд 20

2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий

Слайд 21

Реализация педагогического инструментария в воспитательной технологии направлена на достижение двух целей: формирования необходимых личностных свойств человека в рамках деятельностного компонента (собственно воспитания) модели; оценки (диагностики) достигаемого воспитательного эффекта, как показателя ее результативной составляющей.

Слайд 22

Понятие и система педагогического инструментария

Слайд 23

Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания . Большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления.

Слайд 24

Классификацию форм воспитания можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых); групповых (коллективных); индивидуальных форм воспитания. Методы воспитания , в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий .

Слайд 25

« Искусство воспитания есть не что иное , как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добровольных душ» К.А. Гельвеций

Слайд 26

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения. Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, гаджеты ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.

Слайд 27

Возможно выделение двух видов методов воспитания: -педагогических; -психологических. Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования и коррекции сознания личности; методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности.

Слайд 28

Методы формирования и коррекции сознания Убеждение как метод воспитания первой группы представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними . При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом.

Слайд 29

К средствам убеждения относятся: логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие события в коллективе. Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются: формирование знаний о морали, труде и общении; формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение и анализ собственного опыта воспитуемых; трансформация общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные.

Слайд 30

Основными функциями метода примера является: иллюстрация и конкретизация общих проблем, а также активизация собственной душевной работы воспитанников. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения В отечественной педагогике последних лет организация деятельности рассматривается в качестве ведущего подхода в воспитании. Группа этих методов включает в себя: педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.

Слайд 31

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Коллективное мнение как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Приучение - это организация регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения.

Слайд 32

Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Методы стимулирования поведения и деятельности

Слайд 33

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Поощрение - совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию . Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности .

Слайд 34

Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической . Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание воспитуемого. Как показывает педагогический опыт наиболее эффективными из них являются: метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса); метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение); метод рационального воздействия (основное средство - внушение).

Слайд 35

Выбор методов воспитания и техника их применения Практическое использование методов воспитания ставит перед педагогом вопрос о выборе адекватного метода и техники его использования. Согласно педагогической науке, это зависит от многих факторов : цели и содержания воспитания; степени воспитанности воспитанников; уровня развития межличностных отношений; авторитета и опыта педагога; возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Так, в слабо развитом коллективе будут необходимы четкие требования. В группе со здоровым коллективным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.

Слайд 36

Под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты педагогического общения. А.С. Макаренко еще в 20-е годы прошедшего века говорил, что учащиеся воспринимают воздействие педагога через его внешний вид, интонацию голоса, выражение лица. Наряду с педагогической техникой педагог должен владеть педагогической технологией: знать алгоритмы действий, формы воспитания; уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания.

Слайд 37

Диагностика воспитанности Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Слайд 38

Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов объединяют их в три группы: всеобщих; общих (традиционных); специальных (частных) методов диагностики. В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания .

Слайд 39

Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить уже более точные результаты. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения . Под ним понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях . Наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности , является индивидуальная диагностическая беседа .

Слайд 40

Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности . Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений: метод анализа документов - содержания касающихся человека документов (характеристик, отзывов, рекомендаций и др.); метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится ; метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов ; метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека; биографический метод - социально-психологических условий предшествующего периода развития человека .

Слайд 41

Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы - специальных (частных) методов. С этой целью преимущественно используется метод опроса , предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике . Следует также отметить, что в последние годы разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий .

Слайд 42

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Руссо Ж. «Воспитание – великое дело; им решается участь человека». В. Белинский

Слайд 43

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в образовательном и воспитательном пространстве вокальной студии "Настроение"

В Презентации раскрывается возможность использования ИКТ в образовательном процессе- подготовка к занятиям, концертной деятельности, использование различных программ для создания мультимедийных презен...

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

оптимизация взаимоотношений воспитателя и студентов через выстаивание студенческого самоуправления в общежитии...

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уро...

Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».

Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом....

Проблема адаптации студентов 1 курса техникума к учебно-воспитательному пространству.

В данной статье идет речь о проблеме адаптации среди первокурсников техникума, а также размещены рекомендации по работе с данной проблемой....

Статья - "Компетентностный подход для создания воспитательного пространства медицинского колледжа", г. Красноярск, межрегиональная заочная педагогическая конференция

Одним из важнейших преобразований среднего профессионального образования является  внедрение ФГОС третьего поколения. Принципиальное отличие новых ФГОС   заключается в том,  что це...