Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции на занятиях немецкого языка.
статья по теме

Поленкова Галина Петровна
    Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении т.е.  наши учащиеся должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Подобная способность не есть врожденное качество человека. Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры.  
    Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

          Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции на занятиях немецкого языка.

                       

 Г.П.Поленкова   преподаватель немецкого языка

ГБОУ  РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

              Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении т.е.  наши учащиеся должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Подобная способность не есть врожденное качество человека. Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры.                                                                                                                                                                     Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Ввиду того, что большинство учащихся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.          Главной задачей считаю выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведчского материала, без чего невозможно развитие социокультурной компетенции .

          Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записанные носителями языка. Важно, чтобы текст соответствовал интересам и возрасту студентов и был максимально приближён к естественной ситуации. Часть информации, знакомящей учащихся с реалиями немецкой жизни, представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями и фотографиями; другая - прагматическими материалами, представляющими собой утилитарные аутентичные материалы (анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма из Германии). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде  обитания   и языка.                                                                    

          Реализация социокультурного подхода осуществляется при  знакомстве с традиционными немецкими праздниками: Рождество (Weihnachten),), Пасха (Ostern) - с демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к Рождеству, Пасхе, рождественские свечи и календарь, пасхальное дерево, гнёзда с пасхальными яйцами и зайцем.                                                                                                                                                             Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке накапливаю фильмы о городах Германии, Австрии, Швейцарии, их столицах, известных людях, о немецких праздниках.                  

        Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний – Интернет. Электронные словари и энциклопедии, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, - все это дает возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую информацию по тем или иным вопросам.    

          Развитию социокультурной компетенции учащихся способствуют задания по проектной деятельности. В этом учебном году учащимися 4 курса были проведены следующие исследования: «Архитектурные сооружения Германии», «Почему Рейн называют романтичным?»,«Ландшафт Германии». Реалии сегодняшнего дня требуют уделять развитию социокультурной компетенции учащихся должное внимание, чтобы учащиеся не испытали «культурного шока», столкнувшись воочию с бытом и обычаями стран, язык которых они изучают. При изучении иностранного языка должны выступать не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности. Актуальность темы «Формирование социокультурного компонента при обучении немецкому языку» обусловливается тем, что в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней нацелен на  обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны  и является   в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету.

          Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.

       Сформированность социокультурной компетенции помогает обучающимся ориентироваться в соизучаемых типах культур и  цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных нормах; в стратегиях социокультурного поиска в абсолютно незнакомых культурных сообществах;  в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения, а также в  нахождении способов выхода из социокультурных коммуникативных тупиков, возникающих в ситуациях общения.

Чтобы определить, насколько уроки немецкого языка в  колледже    способствуют формированию социокультурной компетенции, я попыталась ответить  на вопрос: как выбрать задания так, чтобы обеспечить положительную динамику у учащихся таких показателей, как 1) сформированность коммуникативно-речевых умений; 2) умение работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы;  3) умение собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую  информацию; 4) готовность общаться с представителями  страны изучаемого языка и готовность представлять свою страну и её культуру; 5) познавательной самостоятельности; 6) мотивации к учебно-познавательной деятельности.

        Создана программа деятельности учителя по организации социокультурного образования учащихся  в условиях колледжа с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого учащегося;

На кружке страноведения «Добро пожаловать в Германию» для 1-2 курсов студенты знакомятся с географией страны, достропримечательностями,культурой и т д.  Данные материалы могут использоваться с любым из ныне существующих учебников немецкого языка. Н а старших курсах работа с текстом предусматривает и креативную составляющую: выполнение заданий с картами и тематическими текстами. Изучение страноведческого материала завершается выполнением теста. Разработаны презентации к  различным темам «Что типично для немцев?», «Нравы и обычаи немцев».

     Создан каталог коммуникативных задач по различным темам с учётом социокультурного компонента. Создан банк текстовых заданий с разной стратегией чтения, уроки, презентации, буклеты, рекламные проспекты, содержащие страноведческую информацию, аудиоматериалы по темам

Социокультурный компонент в обучении обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на немецком языке. Данный результат носит двусторонний характер. С одной стороны, создаётся прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения. С другой – в качестве полезного результата такой учебной работы   рассматриваются приобретаемые студентами обширные культуроведческие знания. Тогда как речевые навыки и умения на немецком языке могут через какое-то время утратиться.

     Страноведческое  насыщение  уроков  немецкого  языка   я начинаю       с начального этапа изучения иностранного языка. Это обуславливает новый подход к отбору  всего страноведческого материала, при  котором  каждый  компонент     обогащается  информацией  о культуре страны изучаемого языка (знание, речевой материал, ситуации,  темы, навыки и  умения),  чтобы  все  работало  на  межкультурную  коммуникацию  и обеспечивало бы связь с национальной культурой страны изучаемого языка.

     Процесс овладения иностранным языком  на уроках становится для учащихся творческим процессом  открытия     страны изучаемого языка, менталитета людей, говорящих на  этом  языке,  а также стимулом  для  повышения  интереса  учащихся  к  предмету  и  более осознанному овладению языком, т.к. образовании  в  полном  масштабе  реализуется социокультурный компонент  овладения иноязычным материалом. Он  несёт   в себе огромный потенциал в достижении ощутимых качественных результатов  в овладении иноязычным общением, в реализации стратегической цели  обучения  иностранному языку как развития способности учащихся к межкультурной коммуникации.

    Поскольку существующие на сегодняшний день  УМК  по  немецкому  языку  не содержат  в  себе  полной  программы  по  насыщению      социокультурным  компонентом, то успешность результатов овладения  иностранным языком  как частью иноязычной культуры  во  многом  зависит  от  профессиональной  подготовки   преподавателя  (насколько он владеет страноведческим материалом и умело использует его в  работе). Для решения данной проблемы требуется не только знание    методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование социокультурной компетенции в процессе обучения немецкому языку. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “ ” (“В твоей культуре”) и “ ”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами студентов. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в колледже используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Германию?”на 1-ом курсе, студентам предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска; воспитательный аспект - осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры. Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш родной город" можно выделить следующие: -подготовка и организация экскурсии; -проведение интервью и сообщение его результатов; - сочинение (индивидуальное); - оформление плаката или стенгазеты; - изготовление буклета для туристов; -разработка викторины; - написание статьи для журнала; -дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу и описанием тура; - создание рекламы туристической программы; - составление программы визита иностранного гостя; - подготовка доклада об актуальных проблемах города.

Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Обучение немецкому языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения немецкого языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития студентов.

      Мне хочеться закончит высказываниями великих людей:

1. «Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку» /Вольтер/

 2. «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение» /Гёте И./

3. «Культура — это стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали» /Арнольд М/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС....

Мультимедийные средства в развитии социокультурной компетенции студентов, изучающих немецкий язык

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся эффективности обучения иностранному языку, в частности, через использование мультимедийных средств....

«Аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц в условиях Пансиона»

Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона  позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая ко...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматрив...

Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку

Современные политические и социально-экономические условия привели к увеличению числа международных контактов и усилению связей представителей разных национальностей на всех уровнях....

доклад «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления».

доклад на цикловой комиссии «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления»....