Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра
методическая разработка по теме
В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».
В краткой и популярной форме в методических рекомендациях изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности через освоения социокультурного опыта.
Методические рекомендации имеют практико-ориентированную направленность и адресовано педагогам дополнительного образования, планирующим и организующим проектную деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_1.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Тяжинского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»
Н. А. Семенова
Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра
Методические рекомендации к программе дополнительного образования
«Куклы вокруг нас»
Тяжинский 2008
Рекомендовано к работе
Районным экспертным советом
Управления образования
Администрации
Тяжинского района
Автор - составитель Н. А. Семенова, педагог дополнительного образованиямуниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей».
Консультант Н. Н. Кузьмичева, методист дополнительного образованиямуниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей».
В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».
В краткой и популярной форме в методических рекомендациях изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности через освоения социокультурного опыта.
Методические рекомендации имеют практико-ориентированную направленность и адресовано педагогам дополнительного образования, планирующим и организующим проектную деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Проектная методика – актуальное направлении 5 обучения в дополнительном образовании. Модель взаимодействия
«педагог – воспитанник» при работе над проектом
1.1.Проект как один из современных методов обучения 5
и развития
- Сущность метода проекта 6
1.3 Типология проектов 7 1.4 Роль педагога в проектной деятельности 9
1.5. Роль воспитанника в проектной деятельности 10
Глава 2. Методика проектного обучения как средство успешного
освоения воспитанниками социокультурного опыт 11
2.1. Проектная деятельность обучения на занятиях
кукольного театра 11
2.2. Применение проектной деятельности обучения в процессе
обучения воспитанников в творческом объединении
кукольного театра 15
2.3. Освоение проектной деятельности обучающимися 17
Заключение 18
Литература 19
Приложения1 19 Приложение 2 20
Приложение 3 22
Введение
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону образовательного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проекта.
При рассмотрении проблемы успешности освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования определена основная задача – создание в кукольном театре «Арлекин» условия для организации позитивной образовательной развивающейся среды на основе наиболее полноценного использования ее социокультурных возможностей. Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в творческом объединении, особая роль отводится методу проектной деятельности.
Метод проекта в современном понимании является компонентом системы продуктивного образования и включает в себя совокупность приемов, позволяющих при реализации их в определенной последовательности стимулировать интерес воспитанников к различным проблемам. Через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, возможно, обеспечить получение конкретного результата в виде социального и культурного продукта. Данный метод ориентирован на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций, отношений. Он включает в себя совокупность исследовательских, коммуникативных, творческих методов. Таким образом, в основе проектного метода лежит развитие познавательных навыков и критического мышления воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Поэтому основной целью этой работы является создание условий для успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта через проектную деятельность.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-популярную литературу по выше указанной теме
2. Отобрать методы, которые позволят обеспечить более эффективное
обучение и развитие воспитанников
3. Внедрить изученные методы проектов в учебно-воспитательный процесс.
Методические рекомендации включают в себя теоретические и практические материалы, используемые в ходе реализации программы. В приложениях представлены примеры проектов, которые направлены на познавательную и творческую деятельность. Данная проектная форма работы дает воспитанникам возможность систематизировать учебный материал, развивает способности к аналитическому мышлению, а также является хорошим средством для развития коммуникативных возможностей.
Глава 1. Проектная методика – актуальное направление обучения и развития в дополнительном образовании. Модель взаимодействия
«педагог – воспитанник» при работе над проектом
- Проект как один из актуальных методов обучения и развития
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знание центристского типа к личностно-ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования творческого развития, критического мышления, умения работать с информацией.
Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе дополнительного образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. А также необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности творческого развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. В такой педагогической теории обучения воспитанник становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Переход на новый метод обучения в дополнительном образовании обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Среди разнообразия технологий, адекватной поставленным целям, является проектная методика. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, метод проектов, гуманистический по своей сути, обеспечивает интеллектуальной и нравственное развитие детей наряду с успешным усвоением учебного материала.
Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного педагога продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется, сегодня достаточно современным. Такие известные педагоги, как М.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, П.И. Лиймете стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решить данные задачи.
1.2. Сущность метода проектов
Понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). Метод – дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Если говорить о методе проектов, то следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.
Разработка должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект; его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, фантазировать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Метод проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
В последние годы проблеме метода учебных проектов уделяется большое внимание. В чем же достоинство метода проекта? По этому методу возможно реализовать:
а) личностно-ориентированное взаимодействие;
в) комплексное развитие личности;
г) проблему и пути ее решения.
Данный метод предполагает «проживание» воспитанниками определенного отрезка времени в учебном процессе, а так же их приобщение к коллективному опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Конечным результатом проектирования является «продукт», который определяется как самостоятельное принимаемое воспитанниками развернутое решение проблемы в виде различных разработок.
Использование метода проектной деятельности вызывает некоторые трудности. В частности: педагог становится соучастником процесса добывания, обработки, анализа и представления проекта, что требует дополнительного времени и усилий. Так же дополнительной трудностью является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего дать однозначное решение различным проблемам, возникающим в ходе проектной деятельности. Сюда можно отнести темы проектов и их предполагаемые варианты реализации, которые находятся в различных областях знаний и выходят за рамки традиционных проектов. Поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от педагога широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Однако, несмотря на существующие трудности метода, учебный проект является перспективным и современным в педагогической деятельности.
Работая над проектом, воспитанники овладевают комплексом различных умений, практических навыков, приобретают новые знания из разных областей. Каждый воспитанник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором позволяет обучающимся объединяться по интересам, обеспечивает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе.
1.3.Типология проектов
Выделяют следующие типологические признаки проектов:
1) Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;
2) Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3) Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;
5) Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из перечисленных проектов подробно.
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации. При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов. Содержание проекта, его сложность должны соответствовать уровню языковой подготовки воспитанников определенного типа обучения.
Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в написании газеты, сочинения, в видеофильме, в драматизации и т.д.
Ролево-игровые проекты. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию, анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий. Информационные проекты требуют продуманной структуры, которая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата информационного поиска, презентации.
Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на основе полученных результатов исследования по экологии, сбор справочного материала, составление словаря, например, обиходной школьной лексики; создание дизайна дома, создание технологических карт и т.д. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных результатов.
Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета с использованием знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по учебным занятиям, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений, предположительно которые обучающиеся должны приобрести в ходе выполнения заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом учебном занятии по группам, форму презентации.
Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную проблему.
Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует координатор, который направляет деятельность других участников проекта, организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников. Например, в обязанности координатора может входить договор о встрече в каком-то официальном учреждении или о проведении анкетирования.
Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и полнее раскрыть ее.
Внутренние, или региональные, проекты. Это проекты, организуемые или внутри одного УДО, на учебных занятиях ,или между УДО, творческими объединениями внутри региона, одной страны.
Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран.
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, проходящие между двумя партнерами из разных УДО, регионов, стран; парные, организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между группами.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными, направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности, проходящие в течение одного-двух месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течение года.
На учебных занятиях лучше всего проводятся краткосрочные проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.
В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например, сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность, различное количество участников.
- Роль педагога в проектной деятельности
В проектной методике роль педагога значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность воспитанника, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой воспитанник учится сам, а педагог осуществляет всестороннее управление его учением и развитием.
На разных этапах выполнения заданий проекта роль педагога различна. Из инициатора проведения проекта педагог превращается в источника информации, консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. Перед использованием проекта в обучении педагог должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что воспитанники сами формируют проблемы, то педагог должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Воспитанники могут назвать некоторые из них, к другим педагог подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
Педагог должен четко определить учебные задачи для обучающихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации воспитанникам, где его можно найти. Педагогу необходимо продумать, какую помощь он может оказать воспитанникам, не предлагая готовых решений. Поэтому педагогу желательно спланировать всю серию учебных занятий, на которых предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать деятельность каждого воспитанника на всех этапах работы над проектом.
Характер внешней оценки со стороны педагога зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность воспитанников поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом оценивать деятельность воспитанников можно с использованием разнообразных форм поощрения, включая самое обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». В ролево-игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, педагог при оценке результатов может использовать балльную систему.
В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее, педагогу необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она потребуется. Главная задача педагога состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.
Основной отличительный момент в роли педагога в проектной методике от традиционных учебных занятий заключается в том, что хотя педагог очень тщательно подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения воспитанниками заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора. Тогда как на традиционных учебных занятиях педагог в большей степени, чем воспитанник задействован в учебном процессе.
1.5. Роль воспитанника в проектной деятельности
В ходе выполнения проектных заданий воспитанник оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний, в рамках которого и проводится проект.
В ходе выполнения проектных заданий, каждый из воспитанников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей обучающихся. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта воспитанники приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый воспитанник включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, воспитанники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. И более того, в процессе совместного выполнения заданий, воспитанник видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно правильный и лучший. Ребенок учится самостоятельно анализировать, сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение решения данной проблемы. Воспитанник готов спорить со своими товарищами, т.к. положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут быть правы. Со временем воспитанник начинает контролировать самого себя, искать другие варианты действия. Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.
В ходе выполнения проектных заданий воспитанники успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу.
Глава 2. Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта
2.1. Проектная деятельность обучения на занятиях кукольного театра
Опыт применения методики проектного обучения показал, что эффективность его использования в образовательном процессе в условиях детского объединения обусловлена тем, что она представляет собой многоаспектное явление, сочетающее в себе кроме проектной, учебную, исследовательскую, конструктивную, культурную, творческую, познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную деятельность. При активном участии в различных видах деятельности, овладевая широким спектром знаний, умений, навыков, коммуникативных отношений, ценностных ориентаций ребенок получает определенный жизненный опыт, позволяющий ему в будущем рационально и эффективно организовывать свою жизнедеятельность. Примером результативного применения методики проектного обучения в системе дополнительного образования можно считать опыт организации одного из разделов образовательного процесса творческого объединения кукольного театра «Арлекин». По профилю деятельности творческое объединение кукольный театр «Арлекин» принадлежит к сфере искусства. А искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, а чувства всегда очень индивидуальны. Они всегда зависят от качества личности. А открыть эти качества в ребенке, научить понимать другого человека, сочувствовать ему лучше всего помогает искусство театра. Театр, как известно, синтетический вид искусства. Изучая театр, ребенок погружается в мир литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства. Эти познания – неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания.
Кроме того, театр – коллективное искусство. Искусство - по Г.К. Селевко «способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развитии, приобщения к коллективному опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам». По определению понятно, что в этой сфере деятельности наиболее полно могут быть созданы условия для успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других в группе, то есть приобретают навыки совместной работы, учатся ответственности за порученное дело, взаимопомощи.
Таким образом, в условиях работы творческого объединения кукольного театра необходимо было создать интегрированную социокультурную среду как целостную систему влияний. Эта среда включила в себя два взаимосвязанных элемента: пространственно-духовная (внутренняя среда) и предметно-материальный (внешняя среда). В такой образовательной среде возможно объединение сфер взаимодействия между педагогом и воспитанником, между членами творческого объединения кукольного театра, в коллективе. В основе педагогического взаимодействия в данных условиях лежит деятельность, сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, самоуправление, то есть мы рассматриваем освоение детьми социокультурного опыта как необходимый компонент социализации ребенка, его готовность к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной деятельности. Для его освоения, во-первых, ставим обучающие цели: приобретение воспитанниками теоретических знаний и практического опыта, которые в итоге обучения должны способствовать формированию у воспитанников знаний, умений и навыков по широкому кругу дисциплин кукольного театра, с технологией формирования речи, навыками кукловождения и правилами при работе с куклой, умение наблюдать, анализировать, сравнивать работы товарищей. Приобретенный опыт в этом случае прослеживается через практические умения и навыки – уметь делать, правильно уметь применять их в сложившихся жизненных обстоятельствах, определять уровень достаточности полученного опыта, знаний и возможностей их выполнения - уметь учиться.
Во- вторых, в концептуальных основах определяем развивающие цели: закладываем творческое развитие личности ребенка. Это значит, что мало научиться правилами кукловождения и знать театральную терминологию. А ценность приобретает тогда, когда она содержит в себе индивидуальность, отражает личность актера. Необходимо научит ребенка фантазировать, придумывать, творить, целенаправленно идти к реализации задуманного через решение проблем, видения перспектив и целостного задуманного. Для этого необходимо приобрести опыт творческой коллективной деятельности – уметь видеть проблему и варианты ее решения, уметь искать информацию для решения поставленных задач, уметь оценить свою работу, что бы вовремя ее скорректировать. Кроме того, важным моментом творческой деятельности является итог. Мы должны добиться, чтобы воспитанник до конца шел к намеченной цели, т.е. он должен развить свои организационные способности: уметь предвидеть результат своего труда, а для достижения поставленной цели – уметь планировать выполнение задуманного, доводит работу до конца.
В- третьих, более чем двадцатилетний опыт работы с детьми показал, что наряду с образовательными и развивающими задачами программа позволяет реализовать огромные воспитательные возможности. Методика воспитания детей через театральное творчество далеко не нова, но до наших дней сохранила в себе до гениальности простое обоснование правил человеческого общежития, культуры поведения, не противоречащего морально-нравственным принципам общества в целом. Поэтому в воспитании личности воспитанника, необходимо ставит целью приобретения детьми некоторого социального опыта – уметь общаться, уметь сопереживать, уметь помогать, уметь жить в обществе и для общества, создавая в то же время комфортные условия для себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение проектного метода обеспечивает успешный результат приобретения воспитанниками социокультурного опыта.
На основании вышеизложенного, предлагается функциональная модель организации одного из разделов образовательного процесса в творческом объединение кукольного театра. Мы ожидаем, что предлагаемая система способна не только дать заложенные в сути направления деятельности элементарные навыки кукловождения и общение со зрителем и партнером через куклу, но и достичь основной цели современной образовательной политики в воспитании человека творческого, социально адаптированного к жизни в рыночных экономических условиях на основания приобретения им социокультурного опыта.
Модель представлена на схеме 1. Модель организации образовательного процесса предполагает реализацию трех блоков, предусматривающих достижение следующих целей: обучающих – блок «Бабушкина мастерская», развивающих - блок «Нянюшкины сказки», воспитательных – блок «Я – сам». За время работы в кукольном театре воспитанники проходят последовательно три этапа обучения театральному искусству. Кроме обучения воспитанникам можно предложить мероприятия, соответствующе профилю творческого объединения: участие в праздниках, конкурсах, выставках, мастер-классах; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения (дети с ОВЗ, дети-сироты, ветераны войны и труда).
Схема1
Модель организации образовательного процесса в творческом объединении кукольного театра
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА |
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ |
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ |
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА |
Модель организации образовательного процесса предполагает реализацию трех блоков, предусматривающих достижение следующих целей:
- обучающих – блок «Бабушкина мастерская»,
- развивающих - блок «Нянюшкины сказки»,
- воспитательных – блок «Я – сам».
- За время работы в кукольном театре воспитанники проходят последовательно три этапа обучения театральному искусству. Кроме обучения воспитанникам можно предложить мероприятия, соответствующе профилю творческого объединения: участие в праздниках, конкурсах, выставках, мастер-классах; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения (дети с ОВЗ, дети-сироты, ветераны войны и труда).
В результате взаимосвязи образовательных блоков воспитанники творческого объединения кукольного театра объединяются в единый творческий коллектив, что обеспечивает получение воспитанниками студии не только теоретических знаний и практического опыта по разным видам театрального искусства, но и навыков творческой и проектной деятельности.
2.2. Применение проектной деятельности обучения в процессе обучения воспитанников в творческом объединении
В учебно – тематическом плане для наиболее эффективной реализации программы предлагается организация проектной деятельности воспитанников: выполнение ими практико-ориентированных проектов технологической, творческой, социальной направленностей; межпредметных проектов, творческих проектов.
«Бабушкина мастерская» - обучающий блок, результатом реализации которого должен быть комплекс знаний, практических умений и навыков по изготовлению и использованию театральной куклы. Воспитанники должны изготовить куклы и декорации для одного театра, придумать и поставить сказки, истории, используя один из видов театра, показывая его на различных импровизируемых ширмах, «оживление» предметов, вещей с помощью рук. Научиться изготовлять планшетные куклы, куклы из бросового материала, перчаточные куклы. Важным итогом обучения является изготовление домашнего кукольного театра.
Доминирующим видом деятельности в этих условиях можно определить монопроектный тип. Однако при взаимодействии с другими блоками программы, что предусмотрено учебно-тематическим планом, возможно выполнение межпредметных проектов.
Характер координации проекта на любом этапе в творческом объединении является открытым. Проект курируется педагогом; к этой деятельности также можно привлечь старших воспитанников творческого объединения.
По характеру контактов между участниками проектной деятельности определяется в основном индивидуальный тип проекта, иногда возможно выполнение проекта в паре. Такая типология обосновывается тем, что реализация обучающегося блока направлена на развитие индивидуальных способностей, причем у каждого воспитанника. Выполнение проекта в группе может отрицательно сказываться на приобретении необходимых умений и навыков каким-либо членом этой группы.
Продолжительность выполнения проекта в данном случае невелика и составляет от одной недели при плановых занятиях до одного месяца при выполнении итоговой работы, т.е. здесь речь идет о проекте средней продолжительности.
Итогом обучения воспитанников при использовании проектного обучения в соответствии с программными требованиями будет являться проектирование и изготовление домашнего театра в ответ на определенную потребность в нем. Работа в этом случае, как правило, бывает авторским.
«Нянюшкины сказки» - развивающий блок основан на организации конкурсной и творческой деятельности. Эти формы работы и будут доминирующими в данном случае, а виды деятельности можно сгруппировать в творческий тип проекта.
Большие развивающие возможности дает знакомство со сказкой, былинами, рассказами, потешками. Само по себе это полезно для развития творческого воображения. А возможно еще организовать проектную работу по итогам изучения этих литературных источников, попытаться самим сочинить сказку, рассказ или спроектировать постановку сказки. При реализации данного направления блока наиболее типичны групповые долгосрочные межпредметные проекты.
При сочинении сказки целесообразно проектную деятельность вести индивидуально или группой. Выполняются в срок от одного месяца до года.
Итогом проектной деятельности можно увидеть в выполнении работ, которые станут дидактическим материалом, оформительским, выставочным материалом. В результате должен быть собран большой сценарный репертуар, а также персонажи для кукольных спектаклей, элементы декораций.
«Я – сам» - социальный блок, его название говорит само за себя – организация общественно – полезного труда, социально-значимой деятельности. Исходя из этого, типологию проектов здесь можно определить как социальные проекты. Формы и методы работы, заложенные в программе, предполагают интегрированную проектную деятельность, выполнение практико-ориентированных проектов, исходя из их социальной значимости. За основу здесь взяты заказы районных социальных учреждений и служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми в детских домах, а также другими социальными структурами, которым заинтересованы во взаимодействии с творческим объединением.какие? Выполнение такой проектной работы может осуществляться группой воспитанников и включать в себя следующие виды проектной деятельности:
- организационный – планирование работы, распределение функций и ответственности среди членов творческого объединения;
- конструкторский и технологический – разработка выкроек и технологии изготовления;
- экономический – составление расходной сметы и приобретение необходимого материала;
- практический – изготовление заказа;
- оценочный – оценка качества выполнения работ.
Кроме того, в рамках взаимодействия с развивающим блоком возможно оказание других видов помощи: обучающая и досуговая. Проекты в данном случае будут иметь практико-ориентированного характера (постановка спектакля), выполняться всем коллективом, по продолжительности могут быть даже неограниченны временем
В итоге проектной деятельности будут выполнены установки и требования общества по оказанию посильной помощи районным структурам социального направления деятельности и индивидуально нуждающимся гражданам. Немало важным результатом такой проектной деятельности ожидается осуществление эффективного воспитательного воздействия на участников проектов: воспитание в детях сострадания, толерантности, взаимопомощи, чувство ответственности за судьбу ближнего, необходимости оказывать посильную помощь более слабому.
Классификационной особенностью проектной деятельности является то, что все проекты в итоге воплощаются в постановке спектакля, то есть все их можно определить как практико-ориентированные.
2.3. Освоение проектной деятельности обучающимися
Обучение воспитанников творческого объединения кукольный театр ведению проектной работы имеют следующие этапы:
- подготовительный (организационный);
- обучающий (поисковый и исследовательский);
- собственно проектировочный (технологический);
- итоговый (презентационный)
Особенностью организации педагогической деятельности на всех этапах является постепенное освоение воспитанниками социокультурного опыта по мере выполнения программных требований.
В результате подготовительного этапа большинство воспитанников приобретает способности, требуемые для выполнения проектной деятельности: элементарные навыки работа с документацией, работа с информационными источниками, выбор базового материала, начальные знания, умения и навыки, творческий опыт, навыки самооценки и критического восприятия оценки работы в социум. Кроме того на первом этапе проектной деятельности воспитанники совместно с педагогам разрабатывают и оформляют проектные папки. Многие воспитанники творческого объединения впервые сталкиваются с подобным видом практической работы. В данном случае выполнение проекта является для воспитанника одновременно знакомством и введением в проектную деятельность как жизненно значимой необходимостью.
На втором этапе проектная деятельность выполняет обучающие функции - основной целью является приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с программным материалом. Основы творческой деятельности воспитанники постигают параллельно обучению.
На третьем этапе воспитанникам творческого объединения предлагается выполнение как индивидуальных, так и групповых проектов: итоги поисково-познавательной деятельности, организация досуговой деятельности, выполнение социально-значимых проектов по проблеме местного социума. На этом этапе воспитанники применяют в творческой деятельности знания, практические умения, полученные на ранних этапах обучения.
Четвертый этап проектной деятельности – презентация проекта, общественное обсуждение его результатов. В целях выполнения этого этапа в творческом объединении проводятся выставки, профильные мероприятия, презентации, детские научно-практические конференции.
Вся проектная деятельность осуществляется по следующему алгоритму: изучение возникшей ситуации и постановка проблемы→определение путей ее решений и выбор оптимальных→разработка плана и технология решения проблемы→реализация проекта→презентация проекта, экспертная оценка и самооценка результатов проектной деятельности.
Таким образом, в результате реализации программы с применением метода проектного обучения выполняется двуединая педагогическая задача: развитие личностных качеств каждого воспитанника и организацию общественно-полезной, социально-значимой деятельности в ближайшем социуме.
Заключение
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении воспитанников творческого объединения становится все более актуальной, так как проектная методика имеет личностно-ориентированный характер. Хотелось бы подчеркнуть способность данного метода в развитии и воспитание личности, умеющей мыслить, планировать свои действия, самостоятельно искать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к процессу обучения, контролировать свою деятельность.
Метод проектов позволяет интегрировать на занятиях кукольного театра различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, эффективным, а также способствует успешному освоению воспитанниками социокультурного опыта, который выражается в практических умениях создавать материальный, социальный продукт в ответ на определенную потребность в нем, творчески искать пути решения возникающих проблем, осуществлять взаимодействие друг с другом, с окружающими людьми, правильно и планомерно организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Это способствует формированию творческой личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры, приобретению гражданского самосознания.
Литература
- Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования Текст : методическое пособие / Г.Б. Голуб – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.
- Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования Текст / Н.А. Денисова // Дополнительное образование и воспитание, 2007, №10, С. 14-22.
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст : практическое пособие / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИКИ, 2007. – 80с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст / Г.К. Селевко // Народное образование, 1998, №7, С. 193-203.
- Щеткина, Л.С. Театральное искусство – пространство для гуманитарного воспитания детей и подростков Текст / Л.С. Щеткина // Дополнительное образование и воспитание, 2007, № 8, С. 40-55.
Приложение 1
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентация) проекта.
Цель: ознакомление с содержанием работы проектной группы.
Задачи:
- организовать работу каждого участника проектной группы;
- Сформировать умение создавать удобный коллектор информации на протяжении работы над проектом;
- Оценить объективно ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки входят:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта;
- вся собранная информация по теме проекта;
- результаты исследований;
- запись всех идей, гипотез и решений;
- эскизы, чертежи, наброски;
- материалы к презентации (сценарий).
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается педагогу.
Приложение 2
Паспорт проектной работы
- Название проекта____________________________________________________
- Руководитель проекта________________________________________________
- Консультанты проекта________________________________________________
- Возраст участников___________
- Состав проектной группы (Ф.И. воспитанников)__________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тип проекта_________________________________________
- Заказчик проекта (если есть)_______________________________________________
- Цель проекта:____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задачи проекта:__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Необходимое оборудование_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Актуальность проекта ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предполагаемый продукт(ы) проекта______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Этапы работы над проектом_____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Темы проектных работ
- «Ай да кукла»
- В мире сказок.
- Веселые куклы.
- В мире кукол.
- Взгляд со стороны.
- Домашний кукольный театр.
- Доктор кукла.
- История создания кукольного театра в стране.
- Искусство речи.
- Кто такой Петрушка?
- Кукла своими руками.
- Куклы наших бабушек.
- Кукольные спектакли зовут к игре.
- Мой любимый театр.
- Моя подружка любимая игрушка.
- Мастерство актера с куклой.
- Мастерство актера с куклой.
- Наши выпускники.
- На Российских перекрестках.
- Проект создания музея кукол в центре дополнительного образования.
- Пальчиковый театр.
- Путешествие в сказочный лес.
- Сценическая речь актера.
- Создание сборника творческих работ «Я – сам».
- Создание сборника «Играем в театр».
- Самовыражение в костюме.
- Сценография театра кукол.
- Удивительная страна – театр.
- Театр, в котором я бы хотел играть.
- Теневой театр.
- Этот многоликий кукольный театр.
Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра[Текст]: методические рекомендации к программе дополнительного образования «Куклы вокруг нас» / автор - составитель Н. А. Семенова. – Тяжинский: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», 2008. – 37с.
Технический редактор Н. Н. Кузьмичева, методист дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области».
Оригинал макета подготовлен на компьютерном комплексе
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области».
Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п. Тяжинский, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 13, тел (80384-49) 21 – 0- 77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению вы-бранной профессии/ специальности»
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению выбранной профессии/ специальности»...
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Сценарий кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Сценарий кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ
Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....
Доклад на МО «Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников среднего звена с ОВЗ, как средство успешной социализации»
Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ.Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует дос...
Фотоотчёт Кукольный театр "Дебют"
Фотоотчёт Кукольный театр "Дебют"...
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
Проектная деятельность " Кукольный театр"
Проектная деятельность " Кукольный театр" , 2022-23 год...