Анализ урока с позиций здоровьесбережения
учебно-методический материал по теме
Памятка для педагогов , проводящих анализ по проведению урока с позиций здоровьесбережения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.
- Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
- Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
- Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
- Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
- Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.
- Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
- Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения
Класс ______ Предмет ________________ Учитель _______________________
Дата__________________
Критерии | Уровень соответствия | |
1. | Обстановка и гигиенические условия в классе | |
2 | Число видов учебной деятельности | |
3 | Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности | |
4 | Число видов преподавания | |
5 | Чередование видов преподавания. | |
6 | Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся | |
7 | Место и длительность применения ТСО | |
8 | Позы учащихся, чередование поз
| |
9 | Физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке | |
10 | Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни | |
11 | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке | |
12 | Психологический климат на уроке | |
13 | Наличие на уроке эмоциональных разрядок | |
14 | Плотность урока | |
15 | Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности | |
16 | Темп и особенности окончания урока: | |
Ваши замечания по уроку С П А С И Б О ! |
Таблица 1.
Критерии анализа урока с позиции здоровьесбережения
Самоанализ проведения урока с позиции здоровьесбережения.
Показатели, подлежащие самоанализу | .+ или - | |
1. Гигиенические условия в классе. | Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. |
|
2. Число видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.
| Норма: 4–7 видов за урок |
|
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
| Норма: 7-10 минут. |
|
4. Число использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
| Норма: 3 и более за урок. Чередование видов преподавания: через 10–15 минут.
|
|
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. | Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д. Активные методы: ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др. |
|
6. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
| Норма: 8–10-мин. |
|
7. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
| Правильная осанка. Подставки для ног. Возможность работать стоя. |
|
8.Физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока. | Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
|
|
9. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. | Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. |
|
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. | Интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
|
|
11. Благоприятный психологический климат на уроке. | Умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать.Отсутствие на уроке «микроконфликтов» между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.п. |
|
12. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу.
| Рекомендуемые показатели: в диапазоне от 60% до 80%. |
|
13. Учет зрительных возможностей слабовидящих учащихся. | Паузы для глаз. Выполнение рекомендаций ПМПк (лист психолого-медико-педагогического сопровождения). Использование на уроке специальных средств наглядности. |
|
14. Окончание урока. | Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»; Отсутствие времени на вопросы учащихся; Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
|
|
Даже упрощённое оценивание показателей знаками + и – может помочь учителю увидеть реальную обстановку на уроке и грамотно выстроить дальнейшую работу по здоровьесбережению учеников, руководствуясь в своей деятельности как девизом словами Никиты Константиновича Смирнова: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План аспектного анализа урока
Цель анализа: выявление содержания конспекта урока требованиям ФГОСПланируемые образовательные результаты урока: предметные, метапредметные и личностные...
Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода
Карта анализа урока с позиции компетентностного подхода...

Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения
Карта анализа урока по позициям здоровьесбережения...