ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МДК 01.01. ТООО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах
в группе 346 а специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Тема: Диагностика и контроль в обучении Дата проведения: 15.10.2015
Тип занятия: изучение нового учебного материала
Цель: создание условий для формирования знаний по изучаемой теме
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику ключевых понятий: диагностика качества обучения, виды, формы и методы контроля;
2.Развивать логическое мышление (выделение главного, конкретизация, анализ, обобщение), креативность, самостоятельность, коммуникативную культуру (четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, публично представлять материал), познавательный интерес и познавательные потребности.
3. Воспитывать умение сотрудничать с преподавателем и одногруппниками.
Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, учебники, раздаточный материал.
Формируемые компетенции (ОК и ПК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, совместное обучение.
Приемы: коммуникативная атака, опорные схемы, мозговой штурм.
Технологии: педагогических мастерских, проблемного обучения, ИКТ.
Этапы занятия (методическая структура занятия) | Деятельность педагога | Деятельность студента | Формируемые ОК и ПК | Примечание |
| Приветствую студентов: - Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, присаживайтесь. - Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем. | Приветствуют преподавателя | ||
- Создание проблемной ситуации - Выдвижение гипотез | Демонстрирую изображения, задаю вопросы по необходимости. - Просмотрев, серию изображений постарайтесь определить тему занятия. | Просматривают серию изображений, выдвигают гипотезы, формулируют тему занятия. | ОК 2 | Слайды №1-10 с изображениями |
- Сформулируйте основную задачу занятия. | Рассуждают, выдвигают гипотезы, формулируют задачу занятия. | Слайд №11 | ||
Представляю план по изучаемой проблеме: План: 1) Диагностика качества обучения; 2) Виды, формы и методы контроля; 3) Оценка и учет результатов учебной деятельности; 4) Ошибки оценивания. - Исходя из поставленной задачи, все пункты плана мы сегодня сможем реализовать? | Записывают план в тетрадях, отвечают на вопрос. | Слайд № 12 | ||
Представляю базовые понятия по изучаемой теме: Базовые понятия: диагностика, контроль, проверка, виды контроля, формы контроля, методы контроля, оценка, учет, отметка. | Записывают базовые понятия в тетрадях. | Слайд № 13 | ||
| ||||
|
|
| ||
2. Подберите и запишите ассоциации, вопросы к понятию «Диагностика» | Подбирают ассоциации, составляют вопросы | ОК 3 | ||
Самоконструкция |
| Записывают в тетрадях все, что знают об этом понятии | ||
Социоконструкция |
| Работают в парах по заданию | ОК 6 | |
Социализация |
| Работают в группах по заданию | ОК 6 | |
| Работают в группах, выполняют задание | ОК 2, ОК 3 | ||
Афиширование | Организую обсуждение полученных в групповой работе результатов. Поясняю по ходу представления
| Представляют результаты, задают друг другу вопросы | ||
Разрыв | - Прослушивая ответы, скажите, какое определение, наиболее правильное, точное? - Ответ на этот вопрос мы сможем найти, используя раздаточный материал. | Осознают возникшие противоречия, работают с источником информации, закрепляют, применяют знания. | ||
Фиксирую внимание на возникших познавательных противоречиях, организую работу с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия. Задание 1. Используя раздаточный материал «Диагностика качества обучения» (Приложение 1), ответьте на следующие вопросы и выполните задания:
| ОК 2, ОК 4 | Слайд с заданием №14 | ||
Рефлексия | Инициирую и активизирую рефлексию студентов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. - Так какая группа была наиболее точна в определении? | Осуществляют рефлексию | ||
- Поиск решений проблемы, аргументация | - Вы сказали, что основными компонентами диагностики являются: контроль, проверка оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики процесса. Формирую проблему в виде задания: Задание 2. Заполните пропуски, впишите определение понятий (Приложение 2).
| Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания | ОК 2, ОК 4 | Слайд с заданием №15 |
Проверяю выполнение работы, ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. | Отвечают на вопросы | |||
2. Виды, формы и методы контроля | ||||
- Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Формирую проблему в виде задания: Задание 3. Вставьте пропущенные слова. Используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278-279), раздаточный материал (Приложение 3), ответьте на вопрос: «О каких видах контроля идет речь?» ……………………..контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы; …………………..контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала; ……………….контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию; …………………... контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия; …………………..контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых; ………………….контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету; …………………..контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). | Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы | ОК 2, ОК 4 | Слайд с заданием №16 | |
Проверяю выполнение работы, ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы (показываю определение на слайдах) В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль. | Отвечают на вопросы выполняемого задания | Слайды № 17-21 | ||
Формирование проблемы в виде задания: Задание 4. Продолжите предложение, используя раздаточный материал (Приложение 4). По форме контроль подразделяется на …………, ………… и ………… - Дайте характеристику этим формам контроля. Проверяю выполнение работы, ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. | Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы | ОК 2, ОК 4 | Слайд № 18 | |
Формирую проблему в виде задания: Задание 5. Что такое «Методы контроля»? Из перечисленных определений выберите правильное, обосновав ошибочность остальных (устно).
- Проверьте свой ответ, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.277), раздаточный материал (Приложение 5). - Проверяю выполнение работы, ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. | Выбирают ответ, выдвигают гипотезы, обосновывают ответы. Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы | ОК 2, ОК 4 | Слайд № 19 | |
Формирую проблему в виде задания: Задание 6. Выберите из перечисленных утверждений те, которые с вашей точки зрения, относятся к методам контроля.
практический контроль; 7) мотивация; 8) индивидуальный опрос; 9) контрольные письменные работы; 10) актуализация знаний; 11)фронтальный опрос; 12) письменный зачет; 13) выполнение контрольных работ; 14) эмоциональное воздействие; 15) устный зачет; 16) письменный экзамен; 17) тесты; 18) устный экзамен; 19) семинарские занятия; 20) проблемное обучение; 21) программированный контроль; 22) устный самоконтроль; 23) письменный самоконтроль; 24) усвоение знаний; 25) управление обучением. | Работают с источниками информации, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы | ОК 2, ОК 4 | Слайд № 20 | |
Формирую проблему в виде задания: Задание 7. Проверьте свои ответы, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.279-281) и раздаточный материал (Приложение 6), назовите основные методы контроля, заполнив схему, исправив свои ошибки в тестовом задании. Методы контроля - Проверяю выполнение работы, ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. - Правильные ответы на тест: 1,2,5,6,8,9,11,12,13,15,16,17,18,21,22,23 | Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы, заполняют схему. | ОК 2, ОК 4 | Слайд № 21 | |
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования. Какие? Формирую проблему в виде задания: Задание 8. Изучите педагогические требования к контролю, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278) или раздаточный материал (Приложение 7) и обозначьте те, которые на ваш взгляд не соблюдаются педагогами, обоснуйте свой ответ, приведите примеры. | Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы | ОК 2, ОК 4 | Слайд № 22 | |
III. Этап систематизации и обобщения знаний | Провожу экспресс – опрос по изученной теме (предлагаю студентам определение) - Точное определение результатов дидактического процесса - это…............ (диагностика); | Отвечают на вопросы преподавателя, называют понятие к определению. | Слайд № 23 | |
- Контроль; - Проверка; - Накопление статистических данных, их анализ; - Прогнозирование, выявление динамики педагогического процесса – это …(компоненты диагностики); | Слайд № 24 | |||
3. Результативность; всесторонность; систематичность; объективность; гласность; сочетание с самооценкой; учет специфики учебного предмета; индивидуализация – это …….. (требования к педагогическому контролю); | Слайд № 25 | |||
4. Предварительный контроль; текущий контроль; периодический контроль; тематический контроль; итоговый контроль; отсроченный контроль – это (виды контроля); | Слайд № 26 | |||
5. Индивидуальный контроль; групповой контроль; фронтальный контроль – это (формы контроля); | Слайд № 27 | |||
6. Устный контроль; письменный контроль; практический контроль; программированный (машинный) контроль; самоконтроль – это (методы контроля). | Слайд № 28 | |||
V. Рефлексия | - Полученные сегодня знания мне… - Изучив данную тему я…… - Я похвалил (а) бы себя….. | Рефлексия устно | ОК 2 | Слайд №29 |
VI. Этап информации о домашнем задании | Инструктирую по выполнению домашнего задания - Напишите эссе по теме (на выбор): 1. Моё отношение к педагогической диагностике; 2. Оценка и отметка: соотношение понятий; 3. ЕГЭ: плюсы и минусы. - Напишите доклад по теме (на выбор): 1. Использование диагностических методов в отечественной школе 20-х гг.; 2. Использование диагностических методов в отечественной школе 30-х гг.; 3. Использование диагностических методов в отечественной школе 60-х гг. | Слушают инструктаж, выбирают задание | Слайд №30 | |
VII. Итог занятия | Предлагаю выполнить упражнение «Комплимент»; Выполняю упражнение «Комплимент» (делаю комплимент студентам за работу на занятии, отмечаю деловые и профессиональные качества). | Выполняют упражнение «Комплимент» (делают комплимент одногруппнику за работу на занятии, отмечают деловые и профессиональные качества). | ОК 2, ОК 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по дисциплине "Русский язык" для 1 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Технологическая карта занятия...
Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО
Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...
технологическая карта занятия
пример занятия по актёрскому мастерству...
технологические карты занятий
технологические карты занятий...
Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические: Дидактические: поз...
Технологическая карта урока по математике тема "Что узнали? Чему научились?" 2 класс
УМК Школа Росссии М.И.Моро 2 класс 1 частьТема:Что узнали? Чему научились?(сложение и вычитание в пределах 100)...