ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МДК 01.01. ТООО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
план-конспект занятия на тему

ГРИЩЕНКО МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zanyatiya.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

в группе  346 а специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Тема:  Диагностика и контроль в обучении                                                                                                                                            Дата проведения: 15.10.2015

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Цель: создание условий для формирования  знаний по изучаемой теме

Задачи:

1. Раскрыть сущностную характеристику ключевых понятий: диагностика качества обучения,  виды, формы и методы контроля;

2.Развивать  логическое мышление (выделение главного, конкретизация, анализ, обобщение), креативность,   самостоятельность, коммуникативную культуру (четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, публично представлять материал),   познавательный интерес и познавательные потребности.

3. Воспитывать умение сотрудничать с преподавателем и одногруппниками.

Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, учебники, раздаточный материал.

Формируемые компетенции (ОК и ПК): 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, совместное обучение.

Приемы: коммуникативная атака, опорные схемы, мозговой штурм.

Технологии: педагогических мастерских,  проблемного обучения,  ИКТ.

Этапы занятия (методическая структура занятия)

Деятельность педагога

Деятельность студента

Формируемые ОК и ПК

Примечание

  1. Организационный момент

Приветствую  студентов:

- Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, присаживайтесь.

- Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.

Приветствуют преподавателя

  1. Этап изучения нового материала.

- Создание проблемной ситуации

- Выдвижение гипотез

Демонстрирую изображения, задаю вопросы по необходимости.

- Просмотрев,  серию изображений постарайтесь определить тему занятия.

Просматривают серию изображений, выдвигают гипотезы, формулируют тему занятия.

ОК 2

Слайды №1-10  

 с изображениями

- Сформулируйте основную задачу  занятия.

Рассуждают, выдвигают гипотезы, формулируют задачу занятия.

Слайд №11

Представляю план по изучаемой проблеме:  

План:

1) Диагностика качества обучения;

2) Виды, формы и методы контроля;

3) Оценка и учет результатов учебной деятельности;

4) Ошибки оценивания.

- Исходя из поставленной  задачи, все пункты плана мы сегодня сможем реализовать?

Записывают  план в тетрадях, отвечают  на вопрос.

Слайд № 12

Представляю  базовые  понятия по изучаемой теме:

Базовые понятия: диагностика, контроль, проверка, виды контроля, формы контроля, методы контроля, оценка, учет, отметка.

Записывают  базовые понятия в тетрадях.

Слайд № 13

  1. Диагностика и контроль в обучении
  1. Технологический этап
  2. Индукция

  1. Нарисуйте символ к понятию «Диагностика»
  1. Рисуют символов  в тетрадях.

2. Подберите и запишите ассоциации, вопросы к понятию «Диагностика»

Подбирают  ассоциации, составляют  вопросы

ОК 3

Самоконструкция

  1. Запишите, всё, что вы знаете об этом понятии.

Записывают  в тетрадях все, что знают об этом понятии

Социоконструкция

  1. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Проанализируйте уровень выполнения задания.

Работают в парах по заданию

ОК 6

Социализация

  1. Объединитесь в группы по 5 человек,  обобщите полученные результаты.

Работают в группах по заданию

ОК 6

  1.  Составьте определение к понятию «Диагностика».

Работают в группах, выполняют задание

ОК 2, ОК 3

Афиширование

Организую обсуждение полученных в групповой работе результатов. Поясняю по ходу представления

  1. Представьте результаты  работы в группе публично.

Представляют результаты, задают друг другу вопросы

Разрыв

- Прослушивая ответы, скажите, какое  определение, наиболее правильное, точное?  

 - Ответ на этот вопрос мы сможем найти, используя раздаточный материал.

Осознают возникшие противоречия, работают с источником информации, закрепляют, применяют знания.

Фиксирую внимание на возникших познавательных противоречиях, организую работу с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

Задание 1. Используя раздаточный материал «Диагностика качества обучения» (Приложение 1), ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. Дайте определение понятию «Диагностика»;
  2. Что является целью педагогической диагностики?
  3. Что является объектом диагностики?
  4. Перечислите  компоненты диагностики.

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №14

Рефлексия

Инициирую и активизирую рефлексию студентов по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

- Так какая группа была наиболее точна в определении?

Осуществляют рефлексию

 - Поиск решений проблемы, аргументация

- Вы сказали, что основными компонентами диагностики являются: контроль, проверка оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики процесса.

Формирую  проблему в виде задания:

Задание 2. Заполните пропуски, впишите определение понятий (Приложение 2).

  1. Контроль - это………………
  2. Проверка - это……………….

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №15

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. 

Отвечают на вопросы

2. Виды, формы и методы контроля

- Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

Формирую проблему в виде задания:

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.  Используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278-279), раздаточный материал (Приложение 3), ответьте на вопрос: «О каких видах контроля идет речь?»

……………………..контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы;

…………………..контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала;

……………….контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию;

…………………... контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия;

 …………………..контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых;

………………….контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету;

…………………..контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №16

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы (показываю определение на слайдах)

 В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Отвечают   на вопросы выполняемого задания

Слайды № 17-21

Формирование проблемы в виде задания:

Задание 4. Продолжите предложение, используя  раздаточный материал (Приложение 4). 

 По форме контроль подразделяется на …………, ………… и …………

- Дайте характеристику этим формам контроля.

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 18

Формирую проблему в виде задания:

Задание 5. Что такое «Методы контроля»? Из перечисленных определений выберите правильное, обосновав ошибочность остальных (устно).

  1. Методы контроля – источники получения знаний, формирования умений.
  2. Методы контроля – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. 
  3. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих;
  4. Методы контроля – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по  осуществлению задач образования, воспитания и развития.

 - Проверьте свой ответ, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.277), раздаточный материал (Приложение 5).

 - Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

Выбирают  ответ, выдвигают гипотезы, обосновывают  ответы.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 19

  Формирую проблему в виде задания:

 Задание 6. Выберите из перечисленных утверждений те, которые  с вашей точки зрения, относятся  к методам контроля.

  1. Устный контроль; 2) письменный контроль; 3)активизация;
  2. 4) систематизация; 5) графический контроль; 6) лабораторно-

практический контроль;

7) мотивация;

8) индивидуальный опрос;

9) контрольные письменные работы;

10)  актуализация знаний;

11)фронтальный опрос;

12) письменный зачет;

13) выполнение контрольных работ;

14) эмоциональное воздействие;

15) устный зачет;

16) письменный экзамен; 17) тесты;

18) устный экзамен;

19) семинарские занятия;

20) проблемное обучение;

21) программированный контроль;

22) устный самоконтроль;

23) письменный самоконтроль;

24) усвоение знаний;

25) управление обучением.

Работают с источниками информации, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 20

Формирую проблему в виде задания:

Задание 7. Проверьте свои ответы, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.279-281) и раздаточный материал (Приложение 6), назовите основные методы контроля, заполнив схему, исправив свои ошибки в тестовом задании.

Методы контроля

 - Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

- Правильные ответы на тест: 1,2,5,6,8,9,11,12,13,15,16,17,18,21,22,23

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы, заполняют схему.

ОК 2, ОК 4

Слайд № 21

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования. Какие?

Формирую проблему в виде задания:

Задание 8.  Изучите педагогические требования к контролю,  используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278) или раздаточный материал  (Приложение 7) и обозначьте те, которые на ваш взгляд не соблюдаются педагогами, обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 22

III. Этап систематизации и обобщения знаний

Провожу экспресс – опрос по изученной теме (предлагаю студентам определение)

 - Точное определение результатов  дидактического процесса - это…............ (диагностика);

Отвечают на вопросы преподавателя, называют понятие к определению.

Слайд № 23

- Контроль;

- Проверка;

- Накопление статистических данных, их анализ;

- Прогнозирование, выявление динамики педагогического процесса  – это …(компоненты диагностики);

Слайд № 24

3. Результативность; всесторонность; систематичность; объективность; гласность; сочетание с самооценкой; учет специфики учебного предмета; индивидуализация – это …….. (требования к педагогическому контролю);

Слайд № 25

4. Предварительный контроль; текущий контроль; периодический контроль; тематический контроль; итоговый контроль; отсроченный контроль – это (виды контроля);

Слайд № 26

5. Индивидуальный контроль; групповой  контроль; фронтальный контроль – это (формы контроля);

Слайд № 27

6. Устный контроль; письменный контроль; практический контроль;  программированный (машинный) контроль; самоконтроль – это (методы контроля). 

Слайд № 28

V. Рефлексия

- Полученные сегодня знания мне…

 - Изучив данную  тему я……

 - Я похвалил (а) бы себя…..

Рефлексия устно

ОК 2

Слайд №29

VI. Этап информации о домашнем задании

Инструктирую по выполнению домашнего задания

- Напишите эссе по теме (на выбор):

1. Моё отношение к педагогической диагностике;

2. Оценка и отметка: соотношение понятий;

3. ЕГЭ: плюсы и минусы.

- Напишите доклад по теме (на выбор):

1. Использование диагностических методов в отечественной школе 20-х гг.;

2. Использование диагностических методов в отечественной школе 30-х гг.;

3. Использование диагностических методов в отечественной школе 60-х гг.

Слушают инструктаж, выбирают задание

Слайд №30

VII. Итог занятия

Предлагаю выполнить упражнение  «Комплимент»;

Выполняю  упражнение «Комплимент»  (делаю комплимент студентам за работу на занятии, отмечаю деловые и профессиональные качества).

Выполняют  упражнение «Комплимент»  (делают комплимент одногруппнику за работу на занятии, отмечают деловые и профессиональные качества).

ОК 2, ОК 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...