ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МДК 01.01. ТООО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
план-конспект занятия на тему

ГРИЩЕНКО МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zanyatiya.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

в группе  346 а специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Тема:  Диагностика и контроль в обучении                                                                                                                                            Дата проведения: 15.10.2015

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Цель: создание условий для формирования  знаний по изучаемой теме

Задачи:

1. Раскрыть сущностную характеристику ключевых понятий: диагностика качества обучения,  виды, формы и методы контроля;

2.Развивать  логическое мышление (выделение главного, конкретизация, анализ, обобщение), креативность,   самостоятельность, коммуникативную культуру (четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, публично представлять материал),   познавательный интерес и познавательные потребности.

3. Воспитывать умение сотрудничать с преподавателем и одногруппниками.

Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, учебники, раздаточный материал.

Формируемые компетенции (ОК и ПК): 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, совместное обучение.

Приемы: коммуникативная атака, опорные схемы, мозговой штурм.

Технологии: педагогических мастерских,  проблемного обучения,  ИКТ.

Этапы занятия (методическая структура занятия)

Деятельность педагога

Деятельность студента

Формируемые ОК и ПК

Примечание

  1. Организационный момент

Приветствую  студентов:

- Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, присаживайтесь.

- Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.

Приветствуют преподавателя

  1. Этап изучения нового материала.

- Создание проблемной ситуации

- Выдвижение гипотез

Демонстрирую изображения, задаю вопросы по необходимости.

- Просмотрев,  серию изображений постарайтесь определить тему занятия.

Просматривают серию изображений, выдвигают гипотезы, формулируют тему занятия.

ОК 2

Слайды №1-10  

 с изображениями

- Сформулируйте основную задачу  занятия.

Рассуждают, выдвигают гипотезы, формулируют задачу занятия.

Слайд №11

Представляю план по изучаемой проблеме:  

План:

1) Диагностика качества обучения;

2) Виды, формы и методы контроля;

3) Оценка и учет результатов учебной деятельности;

4) Ошибки оценивания.

- Исходя из поставленной  задачи, все пункты плана мы сегодня сможем реализовать?

Записывают  план в тетрадях, отвечают  на вопрос.

Слайд № 12

Представляю  базовые  понятия по изучаемой теме:

Базовые понятия: диагностика, контроль, проверка, виды контроля, формы контроля, методы контроля, оценка, учет, отметка.

Записывают  базовые понятия в тетрадях.

Слайд № 13

  1. Диагностика и контроль в обучении
  1. Технологический этап
  2. Индукция

  1. Нарисуйте символ к понятию «Диагностика»
  1. Рисуют символов  в тетрадях.

2. Подберите и запишите ассоциации, вопросы к понятию «Диагностика»

Подбирают  ассоциации, составляют  вопросы

ОК 3

Самоконструкция

  1. Запишите, всё, что вы знаете об этом понятии.

Записывают  в тетрадях все, что знают об этом понятии

Социоконструкция

  1. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Проанализируйте уровень выполнения задания.

Работают в парах по заданию

ОК 6

Социализация

  1. Объединитесь в группы по 5 человек,  обобщите полученные результаты.

Работают в группах по заданию

ОК 6

  1.  Составьте определение к понятию «Диагностика».

Работают в группах, выполняют задание

ОК 2, ОК 3

Афиширование

Организую обсуждение полученных в групповой работе результатов. Поясняю по ходу представления

  1. Представьте результаты  работы в группе публично.

Представляют результаты, задают друг другу вопросы

Разрыв

- Прослушивая ответы, скажите, какое  определение, наиболее правильное, точное?  

 - Ответ на этот вопрос мы сможем найти, используя раздаточный материал.

Осознают возникшие противоречия, работают с источником информации, закрепляют, применяют знания.

Фиксирую внимание на возникших познавательных противоречиях, организую работу с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

Задание 1. Используя раздаточный материал «Диагностика качества обучения» (Приложение 1), ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. Дайте определение понятию «Диагностика»;
  2. Что является целью педагогической диагностики?
  3. Что является объектом диагностики?
  4. Перечислите  компоненты диагностики.

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №14

Рефлексия

Инициирую и активизирую рефлексию студентов по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

- Так какая группа была наиболее точна в определении?

Осуществляют рефлексию

 - Поиск решений проблемы, аргументация

- Вы сказали, что основными компонентами диагностики являются: контроль, проверка оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики процесса.

Формирую  проблему в виде задания:

Задание 2. Заполните пропуски, впишите определение понятий (Приложение 2).

  1. Контроль - это………………
  2. Проверка - это……………….

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №15

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы. 

Отвечают на вопросы

2. Виды, формы и методы контроля

- Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

Формирую проблему в виде задания:

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.  Используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278-279), раздаточный материал (Приложение 3), ответьте на вопрос: «О каких видах контроля идет речь?»

……………………..контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы;

…………………..контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала;

……………….контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию;

…………………... контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия;

 …………………..контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых;

………………….контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету;

…………………..контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд с заданием №16

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы (показываю определение на слайдах)

 В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Отвечают   на вопросы выполняемого задания

Слайды № 17-21

Формирование проблемы в виде задания:

Задание 4. Продолжите предложение, используя  раздаточный материал (Приложение 4). 

 По форме контроль подразделяется на …………, ………… и …………

- Дайте характеристику этим формам контроля.

Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 18

Формирую проблему в виде задания:

Задание 5. Что такое «Методы контроля»? Из перечисленных определений выберите правильное, обосновав ошибочность остальных (устно).

  1. Методы контроля – источники получения знаний, формирования умений.
  2. Методы контроля – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. 
  3. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих;
  4. Методы контроля – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по  осуществлению задач образования, воспитания и развития.

 - Проверьте свой ответ, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.277), раздаточный материал (Приложение 5).

 - Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

Выбирают  ответ, выдвигают гипотезы, обосновывают  ответы.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 19

  Формирую проблему в виде задания:

 Задание 6. Выберите из перечисленных утверждений те, которые  с вашей точки зрения, относятся  к методам контроля.

  1. Устный контроль; 2) письменный контроль; 3)активизация;
  2. 4) систематизация; 5) графический контроль; 6) лабораторно-

практический контроль;

7) мотивация;

8) индивидуальный опрос;

9) контрольные письменные работы;

10)  актуализация знаний;

11)фронтальный опрос;

12) письменный зачет;

13) выполнение контрольных работ;

14) эмоциональное воздействие;

15) устный зачет;

16) письменный экзамен; 17) тесты;

18) устный экзамен;

19) семинарские занятия;

20) проблемное обучение;

21) программированный контроль;

22) устный самоконтроль;

23) письменный самоконтроль;

24) усвоение знаний;

25) управление обучением.

Работают с источниками информации, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 20

Формирую проблему в виде задания:

Задание 7. Проверьте свои ответы, используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.279-281) и раздаточный материал (Приложение 6), назовите основные методы контроля, заполнив схему, исправив свои ошибки в тестовом задании.

Методы контроля

 - Проверяю выполнение работы,  ввожу в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

- Правильные ответы на тест: 1,2,5,6,8,9,11,12,13,15,16,17,18,21,22,23

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы, заполняют схему.

ОК 2, ОК 4

Слайд № 21

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования. Какие?

Формирую проблему в виде задания:

Задание 8.  Изучите педагогические требования к контролю,  используя учебник (Педагогика, Сластенин В.А., стр.278) или раздаточный материал  (Приложение 7) и обозначьте те, которые на ваш взгляд не соблюдаются педагогами, обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Работают с источниками информации, закрепляют, применяют знания, отвечают на вопросы

ОК 2, ОК 4

Слайд № 22

III. Этап систематизации и обобщения знаний

Провожу экспресс – опрос по изученной теме (предлагаю студентам определение)

 - Точное определение результатов  дидактического процесса - это…............ (диагностика);

Отвечают на вопросы преподавателя, называют понятие к определению.

Слайд № 23

- Контроль;

- Проверка;

- Накопление статистических данных, их анализ;

- Прогнозирование, выявление динамики педагогического процесса  – это …(компоненты диагностики);

Слайд № 24

3. Результативность; всесторонность; систематичность; объективность; гласность; сочетание с самооценкой; учет специфики учебного предмета; индивидуализация – это …….. (требования к педагогическому контролю);

Слайд № 25

4. Предварительный контроль; текущий контроль; периодический контроль; тематический контроль; итоговый контроль; отсроченный контроль – это (виды контроля);

Слайд № 26

5. Индивидуальный контроль; групповой  контроль; фронтальный контроль – это (формы контроля);

Слайд № 27

6. Устный контроль; письменный контроль; практический контроль;  программированный (машинный) контроль; самоконтроль – это (методы контроля). 

Слайд № 28

V. Рефлексия

- Полученные сегодня знания мне…

 - Изучив данную  тему я……

 - Я похвалил (а) бы себя…..

Рефлексия устно

ОК 2

Слайд №29

VI. Этап информации о домашнем задании

Инструктирую по выполнению домашнего задания

- Напишите эссе по теме (на выбор):

1. Моё отношение к педагогической диагностике;

2. Оценка и отметка: соотношение понятий;

3. ЕГЭ: плюсы и минусы.

- Напишите доклад по теме (на выбор):

1. Использование диагностических методов в отечественной школе 20-х гг.;

2. Использование диагностических методов в отечественной школе 30-х гг.;

3. Использование диагностических методов в отечественной школе 60-х гг.

Слушают инструктаж, выбирают задание

Слайд №30

VII. Итог занятия

Предлагаю выполнить упражнение  «Комплимент»;

Выполняю  упражнение «Комплимент»  (делаю комплимент студентам за работу на занятии, отмечаю деловые и профессиональные качества).

Выполняют  упражнение «Комплимент»  (делают комплимент одногруппнику за работу на занятии, отмечают деловые и профессиональные качества).

ОК 2, ОК 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...

Технологическая карта урока по математике тема "Что узнали? Чему научились?" 2 класс

УМК Школа Росссии М.И.Моро 2 класс 1 частьТема:Что узнали? Чему научились?(сложение и вычитание в пределах 100)...