Лекция "Организация обучения математике в начальных классах"
материал на тему
Тема. Организация обучения математике в начальных классах.
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.
Задачи: обучающие должны знать:
- содержание учебного предмета « Математика» начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Цели: ознакомить студентов с классификацией форм обучения математике; рассмотреть типы уроков, требования к современному уроку; добиться усвоения видов анализа урока.
План:
- Принципы построения программ по математике для начальных классов.
- Форма организации учебной работы по математике: урок – основная форма организации учебной работы по математике; типы уроков; вариативность структуры урока математики в начальной школе.
Вопросы:
- Классификация форм обучения математике.
- Урок – основная форма обучения.
- Типы уроков.
- Требования к современному уроку.
- Организация современного урока.
- Анализ урока. Его роль в интенсификации учебного процесса.
Ключевые понятия.
- Содержание – программные требования.
- Организация – урок, другие виды занятий, домашняя самостоятельная работа, экскурсии.
- Планирование – учебный план.
- Анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Организация обучения математике в начальных классах.
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.
Задачи: обучающие должны знать:
- содержание учебного предмета « Математика» начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Цели: ознакомить студентов с классификацией форм обучения математике; рассмотреть типы уроков, требования к современному уроку; добиться усвоения видов анализа урока.
План:
- Принципы построения программ по математике для начальных классов.
- Форма организации учебной работы по математике: урок – основная форма организации учебной работы по математике; типы уроков; вариативность структуры урока математики в начальной школе.
Вопросы:
- Классификация форм обучения математике.
- Урок – основная форма обучения.
- Типы уроков.
- Требования к современному уроку.
- Организация современного урока.
- Анализ урока. Его роль в интенсификации учебного процесса.
Ключевые понятия.
- Содержание – программные требования.
- Организация – урок, другие виды занятий, домашняя самостоятельная работа, экскурсии.
- Планирование – учебный план.
- Анализ урока.
ПРИНЦИПЫ: принцип линейности заключается в том, что программа составлена так, что обучение идет от простого к сложному; принцип концентричности выражается в том, что любые понятия математики сначала изучаются в элементарном виде, затем эти понятия углубляются и расширяются.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Важную роль в учебном процессе играют формы организации или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.
Формы обучения — виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.
Формы обучения Формы контроля
лекция контрольная работа
семинар зачет
конференция коллоквиум
экскурсия защита реферата
консультация защита проекта
УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.
Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.
Урок — это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание — ФГОС.
Понятие урок имеет характерные черты (основные характеристики), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов:
цель;
содержание;
средства и методы обучения;
организация учебной деятельности.
Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др.
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника.
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока:
Актуализация прежних знаний и способов действий.
Формирование новых знаний и способов действий.
Применение полученных знаний на практике.
Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:
1.Постановка цели урока перед учащимися.
2.Ознакомление с новым материалом.
3.Закрепление нового материала:
а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности;
б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
4. Проверка знаний, умений и навыков.
5.Систематизация и обобщение изученного материала.
Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации:
по месту урока в системе уроков по учебной теме;
по признаку основной дидактической цели;
по способу проведения урока.
На разных уроках ставится разная дидактическая цель и дидактические задачи не могут иметь одинаковые объем и значение, поэтому различают:
урок обычный, на котором решается лишь одна дидактическая
задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или
контроль);
урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач;
урок синтетический, на котором решаются одновременно несколько дидактических задач.
В практике обучения наиболее часто проводятся комбинированные уроки.
Структура такого урока включает:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний.
Проверку знаний и умений учащихся.
Постановка учебной задачи.
Отработка новых способов действия.
Обобщение и систематизация знаний.
Рефлексия.
Разбор домашнего задания.
Выделяют шесть основных типов уроков:
урок по ознакомлению с новым материалом;
урок по закреплению изученного материала;
урок проверки знаний, умений и навыков;
урок по систематизации и обобщению изученного материала;
урок работы над ошибками;
комбинированный урок.
В практике обучения часто говорят как о самостоятельных видах об уроках-лекциях, уроках самостоятельной работы учащихся, уроках общественного смотра знаний и др.
При рассмотрении этих уроков с точки зрения их основной дидактической цели можно увидеть, что все они являются лишь разновидностями одного из четырех указанных выше основных типов. Урок-лекция — это урок по ознакомлению с новым материалом, а урок общественного смотра знаний - урок проверки знаний, умений и навыков и т.д.
Кроме рассмотренной классификации получила распространение классификация по способам проведения уроков (урок повторения, урок-беседа, урок — контрольная работа, комбинированный урок и т.д.). Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, киноурок и другие.
Характеризуя какой либо конкретный урок, часто исходят из двух классификаций - по основной его дидактической цели и по способам проведения. Например, в самом названии урок-лекция усматриваются и его основная дидактическая цель, и способ его проведения.
Ни одна из классификаций не может всесторонне и исчерпывающе охарактеризовать урок. В качестве совета начинающему учителю можно рекомендовать как можно чаще посещать уроки опытных учителей, анализировать их опыт работы и практиковать наиболее рациональные приемы в своей деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Урок заранее продумывается учителем во всех деталях и нюансах: распределение всей работы на уроке во времени и распределение этой работы между исполнителями — учителем и учащимися, различными категориями учащихся; содержание и размещение записей на классной доске и в тетрадях учащихся. До урока должны быть отобраны (изготовлены) необходимые технические средства обучения, проверена их готовность к использованию.
Современный урок отличают: целенаправленность, наличие основной дидактической цели, подчинение всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели; рациональное построение содержания урока; оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке математики, обеспечивающих активное учение школьников; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Реализация перечисленных требований обеспечивает организационную четкость урока. Такая организация урока достигается, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным предметом в целом, не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала, а также знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся.
К современному уроку математики предъявляются требования:
- отбор главного, существенно значимого материала;
- научность и достоверность изучаемых фактов;
- мотивация и дифференцированность;
- соответствие педагогического замысла задачам урока;
- соответствие типа урока средствам и замыслам;
- познавательная активность учащихся;
- полноценность содержания;
- воспитание интереса к предмету математика;
- единство деятельности учителя и учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Для подготовки урока учителю необходимо иметь хорошие теоретические знания по методике, подготовке и планированию урока.
Система планирования урока включает:
Годовое или полугодовое планирование.
Тематическое планирование.
Поурочное планирование.
Урок должен быть нацелен на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения.
Подготовка учителя к урокам состоит из двух этапов:
Изучение педагогической, методической литературы, анализ учебных программ, передового педагогического опыта.
Конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться последовательности:
Сформулировать цель урока.
Подготовить содержание учебного материала.
Определить дидактические задачи урока.
Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
Составить план урока.
Проанализировать использование дидактических средств.
АНАЛИЗ УРОКА. ЕГО РОЛЬ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
- Анализ урока включает следующие положения:
- Школа, класс, предмет, фамилия учителя.
- Тема, образовательно-воспитательные задачи урока, последовательность изложения, средства обучения, организация обучения.
- Организационное начало урока.
- Организационная структура урока.
- Анализ содержания учебного материала урока.
- Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их
выполнение. - Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Общая оценка урока. Выводы.
Существуют следующие виды анализа уроков: комплексный, структурный, краткий, аспектный, самоанализ.
Комплексный анализ — это всесторонний анализ, позволяющий рассматривать в единстве и взаимосвязи основные характеристики урока — цели, содержание обучения, средства и методы обучения, организацию деятельности на уроке и основные структурные элементы урока.
Структурный анализ представляет собой анализ урока с позиции построения его структуры, обоснованности и необходимости выбора определенного этапа урока в целях реализации основной цели урока. Анализируется каждый этап урока, рассматриваются его полезность и значимость в общей структуре учебного занятий.
Краткий анализ — анализ работы всех компонентов урока на реализацию основной цели урока, соответствие формы, средств, содержания урока, цели урока.
Аспектный анализ — глубокое рассмотрение урока по одному направлению, основанию, аспекту. Аспекты анализа бывают разнообразными. Укажем некоторые из них:
— реализация цели урока (образовательная, воспитывающая, развивающая);
научный уровень математического содержания урока.;
анализ общей структуры урока;
методы обучения на уроке;
формирование учебных умений и навыков учащихся;
эмоциональность подачи учебного материала;
соответствие учебного материала содержанию и требованиям про
граммы и др.
Самоанализ — расчленение и разбор урока учителем в целях построения целостной системы обучения и достижения оптимального результата обучения в оптимальных условиях.
Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:
- Характеристика урока, его место в разделе учебного курса.
- Каков тип урока?
- Какие цели, задачи решались на уроке?
- Мотивы выбора структуры урока.
- Как распределялось время на уроке?
- Базовое содержание учебного материала.
- Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока?
- Почему выбраны именно эти методы обучения?
- Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?
- В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний?
- Какие средства обучения использовались?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?
- Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?
- Какова интенсивность и эффективность урока?
Умение анализировать уроки является важной составляющей методической подготовки учителя математики. В учебной литературе, дидактике, методике обучения математике содержится немало различных вариантов анализа урока.
Любой вид анализа урока должен быть тесно связан с анализом его математического содержания.
Вопросы для самопроверки:
- Что такое формы обучения?
- Что является основной формой обучения в современной школе?
- Рассмотрите определения урока с различных позиций.
- Назовите и охарактеризуйте компоненты урока.
- Какие цели решаются на уроке?
- Охарактеризуйте различные формы организации деятельности учащихся (общие, групповые, индивидуальные).
- От чего зависит структура урока математики?
- Каким должен быть современный урок математики?
- Какие требования предъявляются к учителю на уроке математики?
- Какие типологии уроков существуют? Охарактеризуйте их.
- Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку математики?
- Как правильно организовать современный урок математики?
- Что такое анализ урока и какую роль он играет в интенсификации учебного процесса?
- Перечислите виды анализа урока и расскажите о каждом из них.
Список литературы
Основные источники:
1. Калинченко А.В., Шикова Р.Н., Леонович Е.Н. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования/ А.В. Калинченко. Москва: Академия, 2014
2. Моро М.И. Математика: Учебники для 1– 4 классов в 2-х частях/ М.И. Моро. Москва: Просвещение, 2011.
3. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по спец. 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» / Москва: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах
Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и при подготовке к итоговой ...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК 01.01 Теоретические основы организ...
Преподавание математики в начальных классах
Этапы решения текстовых задач в начальных класса; Какие бывают виды текстовых задач: Виды простых задач, решаемых в начальных классах: Содержание и роль линии уравнений и неравенств в ш...
Статья на тему изучение нумерации в пределах 1000 на уроках математики в начальных классах
Если рассмотреть программу обучения математике в начальных классах, то нумерация начинается изучаться в 1 классе. Числа первого десятка и действия с ними изучаются, в течение первого года о...
Статья на тему изучение нумерации в пределах 1000 на уроках математике в начальных классах
Тктктеталплалатаьабададатаре...