Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах
статья

В настоящее время общество особенно тем, что его характеристика состоит в исключительно быстром развитии информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения большинства профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня для становления учителя как личности необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает учителю и его ученикам возможность достичь одну из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Автор: Шагина Альбина Николаевна

преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

В настоящее время общество особенно тем, что его характеристика состоит в исключительно быстром развитии информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения большинства профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.

Актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня для становления учителя как личности необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает учителю и его ученикам возможность достичь одну из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Проблеме использования информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе (включая уроки в начальной школе) были посвящены теоретические, в том числе и монографические исследования многих ученых, однако до сих пор в педагогической литературе вопрос о применении ИКТ разработан недостаточно, спорные проблемы использования данных технологий, окончательно не разрешены, а главное, постоянно возникают трудности в педагогической практике при применении технических средств и есть сторонники, которые убеждены в отрицательном влиянии ИКТ при обучении на уроках (в т.ч. в начальных классах).

Целью моей данной работы является рассмотрение психолого-педагогических основ использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах, также анализ методический аспектов применения ИКТ на уроках математики в начальных классах и описание личного опыта применения конкретной ИКТ.

В качестве объекта исследования выступают информационные коммуникативные технологии, используемые на уроках математики в начальной школе.

Применение информационных коммуникационных технологий на уроках как в начальной, так и в старшем звене, расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по предметам ( в том числе и на уроках математики).

Важным современным устройством ИКТ, выступает ПК (персональный компьютер), который снабжен необходимым программным обеспечением. Вторым, не менее важным, является средство коммуникации с размещенной на нем информацией.

За счет глобальной компьютерной сети Интернет стал возможен мгновенный доступ к информационным ресурсам всей нашей планеты. В этом ресурсе размещено большое количество различных документов. Интернет нам открывает доступ и способствует использованию других распространенных ИКТ-технологий.

Использование информационных коммуникационных технологий на уроках в школе позволяет:

- развить умения детей ориентироваться в информационных потоках;

-овладеть практическими способами работы с информацией;

-проводить занятия на высоком эстетическом уровне;

-индивидуально подойти к ребенку, используя разноуровневые задания.

Один из эффективных путей совершенствования форм и методов обучения, а также повышения уровня преподавания математики в школе, в том числе в начальных классах, является использование ИКТ. Изучение математики в школе отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что на этих уроках особую и значительную роль играют воображение, интуиция и логическое мышление. Поэтому дети так любят играть с кубиками, конструктор, куклами, пластилином.

В настоящее время на уроках математики в начальных классах используются следующие формы подачи материала в оценивании знаний с помощью компьютера: электронные учебники. Наиболее эффективны уроки те, на которых с персональным компьютером работают непосредственно сами ученики.

Один из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам математики в начальной школе – создание интерактивных презентаций. Это один из самых удобных и эффектных способов представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Предмет математики в начальной школе довольно сложный, и, следовательно, задача любого педагога состоит в наиболее полном освоении его учащимися основ этого предмета. Поэтому перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика, а также строить учебный процесс так, чтобы он носил познавательный, развивающий характер.

Одним из средств, которое позволяет представить различную информацию на уроках в начальной школе, в том числе математики, является демонстрация интерактивных презентаций, представляющие собой удобный и эффективный способ представления информации. Интерактивная презентация несет в себе сочетание различных видов информации, таких как: текст, звук, видео, музыка, компьютерные анимации, что в свою очередь воздействует одновременно на несколько органов чувств и обеспечивает интерактивное взаимодействие с обучаемыми.

Использование интерактивных презентаций позволяет учителю в некоторой степени достичь такие цели как:

- представление на уроках математики максимальной наглядности

- повышение мотивации обучающихся

-вовлечь детей в сознательную деятельность.

Использование на уроках математики в начальных классах интерактивных презентаций реализует такие принципы как:

-принцип наглядности

-принцип прочности

-принцип природосообразности

-принцип научности

-принцип доступности

-принцип системности

-принцип последовательности

Интерактивные презентации могут быть использованы:

1. Для объяснения темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты новой или раннее изученной темы.

2. Как сопровождения объяснения учителя. Содержание краткий текст, схемы, рисунки, формулы, видеофрагменты.

#1044;ля повторения и обобщения изученного материала. Раздаточный материал, выполненный в приложении текстового редактора, схемы, таблицы, и др.

4. Как информационно-обучающее пособие. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководителем самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

5. Для контроля знаний.

6. Как результат проектной деятельности. На данном этапе учащиеся сами добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.

Таким образом, персональный компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении, контроле. При этом для ученика он будет выполнять различные функции, такие так: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Использование интерактивных презентаций позволяет проводить уроки математики на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, привлекает большое количество дидактического материала, и самое главное- повышает объем выполняемой работы на уроке.

С помощью интерактивного проектора на экране демонстрируются ответы, что позволяет быстро осуществить проверку знаний и умений учащихся. Это вызывает интерес у учащихся, так как сопровождается интерактивной картинкой.

Таким образом, применение интерактивных презентаций на уроках математики в начальных классах позволяет внести разнообразие в методы и приемы обучения, развивать интерес школьников к учебному процессу, сделать его привлекательным, интересным, а соответственно повысить его эффективность и результативность. Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием интерактивных презентаций.

В классе во время таких уроков создается обстановка как называемого, реального общения. Ученики стремятся выразить свои мысли, с большим трепетом и желанием выполняют полученные задания, проявляют интерес к изученному материалу, пропадает страх работы перед компьютером. При использовании практических заданий проявляется самоконтроль.

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Целью данной работы являлось рассмотрение психолого-педагогических основ использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе, а также анализ методических аспектов применения ИКТ на уроках математики в начальных классах и описание личного опыта в применении интерактивной презентации.

В качестве объекта исследования был выбран 2 «А» класс начальной школы МБОУ «Средняя школа №39» города Дзержинска Нижегородской области.

Предметом исследования являлось информационные коммуникационные технологии, используемые на уроках математики в начальной школе.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школе позволяет в доступной форме использовать познавательные и итоговые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств. Ученик становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Таким образом, следуют предположить, что цель данной работы достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе

Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах

Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и  при подготовке к итоговой ...

Лекция "Организация обучения математике в начальных классах"

Тема. Организация обучения математике в начальных классах.Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.Задачи: обучающие должны знать:-  содержание...

Преподавание математики в начальных классах

Этапы решения текстовых задач в начальных класса; Какие бывают виды текстовых задач: Виды простых задач, решаемых в начальных классах: Содержание и роль линии уравнений и неравенств в ш...

Статья на тему изучение нумерации в пределах 1000 на уроках математики в начальных классах

Если рассмотреть программу обучения математике в начальных классах, то нумерация начинается изучаться в 1 классе. Числа первого десятка и действия с ними изучаются, в течение первого года о...