Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).
статья на тему

В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Никонорова Л.А., Форыкина Е.В.,

                                                          преподаватели МпК

Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).

В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Таким образом, в  настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.Эти качества получили название «общих компетенций».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. 

  • Компетенция  ( в макетах ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
  • Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
  • Компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В своей статье мы остановимся на роли внеклассной работы при формировании общих компетенций.

         Внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к  студентам и учета их познавательной потребности. Проблема формирования компетентности студентов и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации,  где одним из главных критериев формирования отношения учащегося к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.

        Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: развитие у студентов интереса к математике и физике как учебным предметам, формирование определенных умений и навыков. Но при этом внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения.

       Внеклассная работа в рамках комиссии естественнонаучных дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы колледжа. Все мероприятия, запланированные и проведённые в рамках комиссии, нацелены на формирование следующих видов компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

 Приведем конкретные примеры формирования общих компетенций.  В комиссии естественнонаучных дисциплин уже традиционными являются такие внеклассные мероприятия, как « Эстафета знаний», конференция «Мы- дети Галактики», конкурсы «Физико-математическая мозаика», «Полет к звездам», «Путешествие в страну Физмат», «Физико-математическая спартакиада», « Физико-математический КВН», игра «Алфавит».

 При проведении  « Эстафеты знаний», «Физико-математической мозаики»,  «Путешествия в страну Физмат», «Физико-математической спартакиады», « Физико-математического КВН», игры «Алфавит» осуществляются межпредметные связи, формируются умения  применить знания в различных житейских ситуациях, коммуникативные качества, умение работать в команде, отвечать за работу членов команды, что способствует формированию компетенций : ОК 3, ОК 6, ОК 7.

Проведение олимпиад, викторин, конференций формируют у ребят умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

     Список используемой литературы

  1. Равен Д.  Компетентность в современном обществе.- Когито-центр, Москва 2002.
  2. Журнал Специалист  № 9 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"

Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО.

В статье "Формирование общих компетенций на занятиях по учебной дисциплине «Биология» в учреждениях СПО" рассмотрены основные методы формирования общих компетенций и применяемые методы контроля для оц...

Формирование общих компетенций на внеаудиторных мероприятиях по специальности «информационная безопасность»

Современное образование должно обеспечить формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. ...

Формирование общих компетенций студентов на уроках физики через проектную деятельность

В статье аргументируется необходимость использования проектно-исследовательской деятельности студентов для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, приведен алгоритм деятельнос...