Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
статья на тему

Жабин Андрей Владимирович

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А. В. НИКУЛИНА»


Выступление от 21 апреля 2017 на педагогическом совете

структурного подразделения 2

на тему:

«Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО»

Подготовил

преподаватель первой категории

ГБПОУ МО «Подольский колледж

имени А.В. Никулина»

Жабин А.В.

г. Подольск

2017 г.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее ФГОС)  произошло изменение требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.

Появление средств электронного обучения заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательной среде. Поэтому разработка различных моделей использования информационных технологий в образовании является актуальной проблемой.

Сегодня востребована социально активная личность, готовая к самоизменению и саморазвитию, что отражено в цели ФГОС. Задача общего образования состоит в обеспечении условий для социализации личности, в том числе – развития ее новых качеств и свойств, востребованных на рынке труда и социальной жизни, в процессе использования преподавателем новых способов организации образовательного процесса. Необходимость реализации данной задачи ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств и совершенствования существующих образовательных методик.

В образовательной практике преподаватели сталкиваются с необходимостью пересмотра традиционных подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. Более того в соответствии с новым стандартом была пересмотрена традиционная структура урока и изменились типы уроков.

Актуальность данного исследования состоит в необходимости пересмотра урока как основополагающей формы организации образования обучающегося в общем и среднем профессиональном образовании с позиции попыток осмысления тех социокультурных преобразований, происходящих в обществе, их социальных последствий, повлекших изменение цели общего  образования, нового понимания его результата, смене акцентов в образовании с ЗУНов на достижение планируемых результатов (набора компетенций) на основе реализации системно-деятельностного подхода, как методологического основания ФГОС. Так же следует учитывать, что в системе среднего профессионального образования (далее СПО) большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как фактор развития компетентности обучающегося, первокурсник учреждения СПО должен быстро научиться переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные и жизненные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах или группах, при этом обучающийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат и способы его достижения, а деятельность должна носить самостоятельный характер.

Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. В деле достижения формирования мотивации учения, а в дальнейшем и формировании общих компетенций, должно помочь применение в структуре образовательных процессов колледжа ИКТ-технологий с учетом их методических и дидактических особенностей.

Образовательные учреждения СПО переживают период серьезных перемен. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет,  что сегодня большая часть студентов, поступающих в СПО, имеют крайне низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов.

Реализуя требования ФГОС, преподаватель учреждения СПО сталкивается с рядом типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:

1. Необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего  и профессионального образования).

2. Низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов, поступающих в учреждение СПО, несформированность у них  общеучебных компетенций.

3. Разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в среднем профессиональном учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать на протяжении всего обучения.

Специфика процесса формирования новых способов действия в учреждениях СПО определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный барьер. Первокурсникам СПО не достает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда низкая успеваемость на первом курсе, а иногда даже отчисление по результатам первой или второй сессии.

Процесс адаптации в учреждение СПО – это  процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формируются новые способы деятельности и определенные типы межличностных отношений. Соответственно чем эффективнее пройдет адаптация студентов первого курса в учреждение СПО, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах. Следовательно и сложностей с формированием новых способов действия у студентов первого курса СПО будет значительно меньше.

Основная идея решения данных проблем состоит в следующем: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий, а так же средствами электронного обучения.

Для организации работы на занятии можно выбирать как готовые программные продукты в виде средств электронного обучения и электронных учебников, так и программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office.

На базе ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина" начиная с 2016 года активно внедряются и применяются средства электронного обучения для всех специальностей СПО.

В процессе использования информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях истории и социальных дисциплин формируются следующие общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться 
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий 
в профессиональной деятельности.

Использование информационных технологий и средств электронного обучения дает возможность:

1) представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;

2) выдавать большой объем информации по частям  – материал осваивается легче, чем материал учебника;

3) активизировать внимание студентов;  

4) активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;

5) значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;

6) сделать урок современным, что так ценят студенты;

7) разнообразить формы   проведения  рефлексии;

8) разнообразить формы учебной деятельности;

9) повышать интерес студентов к учебной деятельности;

10) возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Влияние информационных технологий и средств электронного обучения на образовательный процесс и образовательные отношения:

1) позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;

2) позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;

3) решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;

4) эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;

5) оптимизировать труд  преподавателя.

Использование информационных технологий и средств электронного обучения в образовательном процессе является при всех положительных моментах трудоемким процессом, особенно на первых порах:

1) на занятиях уходит много времени на инструктаж безопасности студентов;

2) на планшетах, использующихся на занятии, не заблокирован выход на сторонние сайты, что отвлекает студентов от целей занятия;

3) малочисленность аудиторий с интерактивной доской, проектором, ноутбуком и выходом в интернет.

Несмотря на указанные проблемы и недостатки, использование  информационных технологий и средств электронного обучения оправдывает все затраты, делает образовательные отношения более интересными, увлекательными и содержательными, позволяя студенту проявить себя в качестве самодостаточного субъекта этих отношений.

В заключении хотелось бы сказать о том, что использование информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях предоставляет возможность экономить время на всех этапах занятия, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать образовательную деятельность студентов, осуществлять контроль формирования общих компетенций.


Список литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – 336 с.

2. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.

4. Лебедева Т.Н.  Миндоров,  Н.И. Информационные технологии в обучении. - Уч. пособие. Пермь, 2008.

5. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.

6. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: Методические рекомендации. - М. : АПКиППРО, 2008. - 30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ

Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Использование информационных технологий и средств электронного образования при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношении СПО

. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знан...

применение интенсивных технологий обучения для формирования общих компетенций на урока спецдисциплин по профессии Повар, кондитер

Для повышения качества учебного процесса в СПО огромное значение иммеет правильный подбор педагогических технологий. Интенсивные технологии обучения воссоздают не только предметное, но исоциальное сод...