Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
статья на тему

Жабин Андрей Владимирович

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А. В. НИКУЛИНА»


Выступление от 21 апреля 2017 на педагогическом совете

структурного подразделения 2

на тему:

«Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО»

Подготовил

преподаватель первой категории

ГБПОУ МО «Подольский колледж

имени А.В. Никулина»

Жабин А.В.

г. Подольск

2017 г.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее ФГОС)  произошло изменение требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.

Появление средств электронного обучения заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательной среде. Поэтому разработка различных моделей использования информационных технологий в образовании является актуальной проблемой.

Сегодня востребована социально активная личность, готовая к самоизменению и саморазвитию, что отражено в цели ФГОС. Задача общего образования состоит в обеспечении условий для социализации личности, в том числе – развития ее новых качеств и свойств, востребованных на рынке труда и социальной жизни, в процессе использования преподавателем новых способов организации образовательного процесса. Необходимость реализации данной задачи ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств и совершенствования существующих образовательных методик.

В образовательной практике преподаватели сталкиваются с необходимостью пересмотра традиционных подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. Более того в соответствии с новым стандартом была пересмотрена традиционная структура урока и изменились типы уроков.

Актуальность данного исследования состоит в необходимости пересмотра урока как основополагающей формы организации образования обучающегося в общем и среднем профессиональном образовании с позиции попыток осмысления тех социокультурных преобразований, происходящих в обществе, их социальных последствий, повлекших изменение цели общего  образования, нового понимания его результата, смене акцентов в образовании с ЗУНов на достижение планируемых результатов (набора компетенций) на основе реализации системно-деятельностного подхода, как методологического основания ФГОС. Так же следует учитывать, что в системе среднего профессионального образования (далее СПО) большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как фактор развития компетентности обучающегося, первокурсник учреждения СПО должен быстро научиться переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные и жизненные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах или группах, при этом обучающийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат и способы его достижения, а деятельность должна носить самостоятельный характер.

Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. В деле достижения формирования мотивации учения, а в дальнейшем и формировании общих компетенций, должно помочь применение в структуре образовательных процессов колледжа ИКТ-технологий с учетом их методических и дидактических особенностей.

Образовательные учреждения СПО переживают период серьезных перемен. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет,  что сегодня большая часть студентов, поступающих в СПО, имеют крайне низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов.

Реализуя требования ФГОС, преподаватель учреждения СПО сталкивается с рядом типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:

1. Необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего  и профессионального образования).

2. Низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов, поступающих в учреждение СПО, несформированность у них  общеучебных компетенций.

3. Разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в среднем профессиональном учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать на протяжении всего обучения.

Специфика процесса формирования новых способов действия в учреждениях СПО определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный барьер. Первокурсникам СПО не достает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда низкая успеваемость на первом курсе, а иногда даже отчисление по результатам первой или второй сессии.

Процесс адаптации в учреждение СПО – это  процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формируются новые способы деятельности и определенные типы межличностных отношений. Соответственно чем эффективнее пройдет адаптация студентов первого курса в учреждение СПО, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах. Следовательно и сложностей с формированием новых способов действия у студентов первого курса СПО будет значительно меньше.

Основная идея решения данных проблем состоит в следующем: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий, а так же средствами электронного обучения.

Для организации работы на занятии можно выбирать как готовые программные продукты в виде средств электронного обучения и электронных учебников, так и программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office.

На базе ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина" начиная с 2016 года активно внедряются и применяются средства электронного обучения для всех специальностей СПО.

В процессе использования информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях истории и социальных дисциплин формируются следующие общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться 
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий 
в профессиональной деятельности.

Использование информационных технологий и средств электронного обучения дает возможность:

1) представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;

2) выдавать большой объем информации по частям  – материал осваивается легче, чем материал учебника;

3) активизировать внимание студентов;  

4) активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;

5) значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;

6) сделать урок современным, что так ценят студенты;

7) разнообразить формы   проведения  рефлексии;

8) разнообразить формы учебной деятельности;

9) повышать интерес студентов к учебной деятельности;

10) возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Влияние информационных технологий и средств электронного обучения на образовательный процесс и образовательные отношения:

1) позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;

2) позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;

3) решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;

4) эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;

5) оптимизировать труд  преподавателя.

Использование информационных технологий и средств электронного обучения в образовательном процессе является при всех положительных моментах трудоемким процессом, особенно на первых порах:

1) на занятиях уходит много времени на инструктаж безопасности студентов;

2) на планшетах, использующихся на занятии, не заблокирован выход на сторонние сайты, что отвлекает студентов от целей занятия;

3) малочисленность аудиторий с интерактивной доской, проектором, ноутбуком и выходом в интернет.

Несмотря на указанные проблемы и недостатки, использование  информационных технологий и средств электронного обучения оправдывает все затраты, делает образовательные отношения более интересными, увлекательными и содержательными, позволяя студенту проявить себя в качестве самодостаточного субъекта этих отношений.

В заключении хотелось бы сказать о том, что использование информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях предоставляет возможность экономить время на всех этапах занятия, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать образовательную деятельность студентов, осуществлять контроль формирования общих компетенций.


Список литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – 336 с.

2. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.

4. Лебедева Т.Н.  Миндоров,  Н.И. Информационные технологии в обучении. - Уч. пособие. Пермь, 2008.

5. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.

6. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: Методические рекомендации. - М. : АПКиППРО, 2008. - 30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ

Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Использование информационных технологий и средств электронного образования при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношении СПО

. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знан...