Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
статья на тему
Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А. В. НИКУЛИНА»
Выступление от 21 апреля 2017 на педагогическом совете
структурного подразделения 2
на тему:
«Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО»
Подготовил
преподаватель первой категории
ГБПОУ МО «Подольский колледж
имени А.В. Никулина»
Жабин А.В.
г. Подольск
2017 г.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (далее ФГОС) произошло изменение требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. Это становится одной из основных причин, по которой в систему образования привлекают современные информационные технологии, к которым так же относятся средства электронного обучения.
Появление средств электронного обучения заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как информационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательной среде. Поэтому разработка различных моделей использования информационных технологий в образовании является актуальной проблемой.
Сегодня востребована социально активная личность, готовая к самоизменению и саморазвитию, что отражено в цели ФГОС. Задача общего образования состоит в обеспечении условий для социализации личности, в том числе – развития ее новых качеств и свойств, востребованных на рынке труда и социальной жизни, в процессе использования преподавателем новых способов организации образовательного процесса. Необходимость реализации данной задачи ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств и совершенствования существующих образовательных методик.
В образовательной практике преподаватели сталкиваются с необходимостью пересмотра традиционных подходов к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. Более того в соответствии с новым стандартом была пересмотрена традиционная структура урока и изменились типы уроков.
Актуальность данного исследования состоит в необходимости пересмотра урока как основополагающей формы организации образования обучающегося в общем и среднем профессиональном образовании с позиции попыток осмысления тех социокультурных преобразований, происходящих в обществе, их социальных последствий, повлекших изменение цели общего образования, нового понимания его результата, смене акцентов в образовании с ЗУНов на достижение планируемых результатов (набора компетенций) на основе реализации системно-деятельностного подхода, как методологического основания ФГОС. Так же следует учитывать, что в системе среднего профессионального образования (далее СПО) большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как фактор развития компетентности обучающегося, первокурсник учреждения СПО должен быстро научиться переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные и жизненные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах или группах, при этом обучающийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат и способы его достижения, а деятельность должна носить самостоятельный характер.
Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать обучающимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. В деле достижения формирования мотивации учения, а в дальнейшем и формировании общих компетенций, должно помочь применение в структуре образовательных процессов колледжа ИКТ-технологий с учетом их методических и дидактических особенностей.
Образовательные учреждения СПО переживают период серьезных перемен. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.
Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть студентов, поступающих в СПО, имеют крайне низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов.
Реализуя требования ФГОС, преподаватель учреждения СПО сталкивается с рядом типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:
1. Необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего и профессионального образования).
2. Низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов, поступающих в учреждение СПО, несформированность у них общеучебных компетенций.
3. Разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.
Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в среднем профессиональном учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать на протяжении всего обучения.
Специфика процесса формирования новых способов действия в учреждениях СПО определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный барьер. Первокурсникам СПО не достает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда низкая успеваемость на первом курсе, а иногда даже отчисление по результатам первой или второй сессии.
Процесс адаптации в учреждение СПО – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, формируются новые способы деятельности и определенные типы межличностных отношений. Соответственно чем эффективнее пройдет адаптация студентов первого курса в учреждение СПО, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах. Следовательно и сложностей с формированием новых способов действия у студентов первого курса СПО будет значительно меньше.
Основная идея решения данных проблем состоит в следующем: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий, а так же средствами электронного обучения.
Для организации работы на занятии можно выбирать как готовые программные продукты в виде средств электронного обучения и электронных учебников, так и программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office.
На базе ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина" начиная с 2016 года активно внедряются и применяются средства электронного обучения для всех специальностей СПО.
В процессе использования информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях истории и социальных дисциплин формируются следующие общие компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности.
Использование информационных технологий и средств электронного обучения дает возможность:
1) представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;
2) выдавать большой объем информации по частям – материал осваивается легче, чем материал учебника;
3) активизировать внимание студентов;
4) активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
5) значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
6) сделать урок современным, что так ценят студенты;
7) разнообразить формы проведения рефлексии;
8) разнообразить формы учебной деятельности;
9) повышать интерес студентов к учебной деятельности;
10) возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
Влияние информационных технологий и средств электронного обучения на образовательный процесс и образовательные отношения:
1) позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;
2) позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
3) решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
4) эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;
5) оптимизировать труд преподавателя.
Использование информационных технологий и средств электронного обучения в образовательном процессе является при всех положительных моментах трудоемким процессом, особенно на первых порах:
1) на занятиях уходит много времени на инструктаж безопасности студентов;
2) на планшетах, использующихся на занятии, не заблокирован выход на сторонние сайты, что отвлекает студентов от целей занятия;
3) малочисленность аудиторий с интерактивной доской, проектором, ноутбуком и выходом в интернет.
Несмотря на указанные проблемы и недостатки, использование информационных технологий и средств электронного обучения оправдывает все затраты, делает образовательные отношения более интересными, увлекательными и содержательными, позволяя студенту проявить себя в качестве самодостаточного субъекта этих отношений.
В заключении хотелось бы сказать о том, что использование информационных технологий и средств электронного обучения на занятиях предоставляет возможность экономить время на всех этапах занятия, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать образовательную деятельность студентов, осуществлять контроль формирования общих компетенций.
Список литературы:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – 336 с.
2. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982. – 192 с.
4. Лебедева Т.Н. Миндоров, Н.И. Информационные технологии в обучении. - Уч. пособие. Пермь, 2008.
5. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
6. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе: Методические рекомендации. - М. : АПКиППРО, 2008. - 30 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322407-1382412603.jpg)
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-947104-1512997757.jpg)
доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/03/picture-1044738-1562181925.jpg)
Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ
Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-914920-1492177875.jpg)
Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования
Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/24/picture-1423263-1664052431.jpg)
Использование информационных технологий и средств электронного образования при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношении СПО
. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
применение интенсивных технологий обучения для формирования общих компетенций на урока спецдисциплин по профессии Повар, кондитер
Для повышения качества учебного процесса в СПО огромное значение иммеет правильный подбор педагогических технологий. Интенсивные технологии обучения воссоздают не только предметное, но исоциальное сод...