Воспитательная работа педагога специального класса в проекте "Духовная музыка"
статья на тему

Шарова Елена Юрьевна

Данная статья содержит перечень основных воспитательных  задач педагога музыкальной школы; указаны основные направления воспитательной работы. В качестве примера воспитательной работы педагога музыкальной школы рассматривается несколько мероприятий проекта "Духовная музыка". Дана характеристика проекта, его цели и задачи. Основной акцент делается на осознание учащимися понятия духовности через средства музыки, ее проблематики и новаторства. Духовная музыка рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной культуры, дающая школьникам духовный, эмоционально-ценностный опыт и приближающая к ее истокам. Более подробно описано мероприятие, посвященное 150-летию А.Т.Гречанинова.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

 

«Воспитательная работа педагога специального класса. Проект "Духовная музыка"

(к 150летию А.Т.Гречанинова)»

Составила: Шарова Е.Ю.

 преподаватель ДШИ им. Е.А.Мравинского,

педагог дополнительного образования.

Санкт – Петербург

2014

Воспитательная работа педагога специального класса.

           Процесс обучения музыке в образовательном учреждении не может идти в отрыве от воспитания. Учебная и воспитательная работа тесно связаны между собой. Внеклассная работа является одним из определяющих факторов в образовании учащихся, способствующих развитию личности, как в интеллектуальном плане, так и в нравственно-эстетическом. Привлекая детей к участию  в различных творческих мероприятиях, выставках, выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру творческой деятельности.

            Воспитательная  работа необходима для решения полного комплекса задач эстетического, духовного и нравственного воспитания учащихся. В музыкальной школе она охватывает весь педагогический процесс, интегрируется в учебные занятии, конкурсы, концертно-просветительскую деятельность, общение и направлена как на выявление талантов, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии можно выделить несколько основных направлений:

1.расширение музыкального кругозора

2.развитие эстетических вкусов и любви к искусству в целом

3.пробуждение интереса к творческому труду и умению работать

4.воспитание мировоззрения и моральных качеств

5.формирование воли и характера

6.воспитание дисциплины, обязательности, ответственности

7.формирование образно-эмоционального восприятия

7.формирование представлений о здоровом образе жизни

8.воспитание культуры поведения и общения

9.воспитание культурных, образованных, подготовленных слушателей

Проект воспитательной работы «Духовная музыка»

              В качестве примера воспитательной работы остановлюсь подробно на проекте «Духовная музыка». Это современный проект культурно-просветительской направленности для учащихся младших, средних и старших классов ДШИ, а также их родителей. Он включает серию тематических концертов, лекций,  бесед, выставок,  в которых  используются современные компьютерные технологии. Хотя темы этих мероприятий очень разнообразны, их неразрывно связывает и общая цель - духовное воспитание и развитие школьников, и общность содержания – духовное и культурное музыкальное достояние, которое познают и к которому приобщаются дети и их родители. Мероприятия проекта проходят на различных концертных площадках, в выставочных залах, творческих мастерских, в музеях и храмах города, поэтому участниками проекта являются не только преподаватели, учащиеся и их родители, но и различные творческие работники. Проект является долгосрочным и может входить в состав общешкольного проекта воспитательной работы.

      В  проекте «Духовная музыка» ведущую роль приобретает воспитание духовно  обогащенной личности, понимание учащимися духовно-содержательных, жизненно-ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах духовной музыки, ознакомление детей с многообразием мировой духовной музыки и с особенностями христианской церковной музыки. Основной акцент делается на осознание учащимися понятия духовности через средства музыки, ее проблематики и новаторства. Духовная музыка рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной культуры, дающая школьникам духовный, эмоционально - ценностный опыт и приближающая к

ее истокам. По окончании курса учащиеся не только получат знания о церковной и духовной музыке, но и в первую очередь научатся понимать ее, чувствовать, рассуждать.

       Открытие проекта состоялось в Духовно – просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в канун ее 300-летия. Учащиеся и их родители  посетили историческое место – самый первый  и самый крупный монастырь города – Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.  Побывали в  некрополе мастеров искусств, послушали в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» концерт квартета пианистов – преподавателей ДШИ имени Е.А.Мравинского в составе Е.Ю.Шаровой, Н.С.Гончаровой, композитора В.А.Сапожникова, концертмейстера Н.Н.Градовой и ведущей  Л.Воронцовской. После концерта участники посетили уникальную выставку икон мастера Владимира  Денщикова, сплетенных из льняных кружев.

         Но более подробно хочется остановиться на памятном вечере к 150летнему юбилею А.Т.Гречанинова. Программа мероприятия включала  следующее:

1.просмотр фрагментов биографического фильма о композиторе «Три жизни»

2.краткий музыкальный православный словарик (сообщения учащихся)

3.слушание доклада, в котором  были представлены основные  позиции  композитора как автора традиционных жанров церковной православной музыки.

4. слушание  фрагмента «Верую»  из «Демественной литургии» Гречанинова в исполнении Воронежского мужского хора «Православная Русь» под руководством Татьяны Ижогиной (видеозапись) и слушание фрагментов из литургии в исполнении Ф.Шаляпина (аудиозапись).

Вечер проходил в Центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина.

 

Доклад

        А.Т.Гречанинова по праву можно назвать одним из основоположников нового направления в русской церковной музыке. Заслуги  композитора особенно велики в области его духовного творчества Сильнейшая тяга его к духовной музыке коренилась в особенностях его происхождения и воспитания, в семейных традициях, унаследованных им от родителей. Посещение церковных служб для него в детстве было обязательным, мальчик пел в приходском хоре и «дьячил»  дома с отцом. Духовное пение таким образом составило одну из основ слухового багажа музыканта, было первой музыкой его детства. В сфере церковной музыки композитором было создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, песнопений разных жанров, для хора а cappella или с инструментальным сопровождением. Это:  четыре Литургии святого  Иоанна Златоуста, пять месс, шесть мотетов, монументальные хоровые циклы «Страстная седмица» и «Всенощное бдение», духовная кантата «Хвалите Бога», две концертные арии на духовно-канонические тексты  «Хвалите имя Господне» и «Благослови, душе моя, Господа» и множество других песнопений. Создание Литургии №1 ор.13 послужило началом музыкального содружества Александра Тихоновича с Синодальным хором и директором Синодального училища С.В.Смоленским. В результате этого творческого союза в репертуаре хора появились «Воскликните», «Свете тихий», «Хвалите» и другие духовные произведения  Гречанинова. «Известно, что эти сочинения от начала до конца русские, в них «Русью пахнет»;  и кроме того в них слышатся отголоски древних напевов в свободной, смелой и интересной обработке» (1). Некоторые из его  песнопений  представляют собой переложения – обработки уставных напевов русской церкви для хора, но

большая часть его духовно-музыкальных произведений являются свободными сочинениями. Как в своих обработках распевных мелодий, так и в свободных духовно – музыкальных сочинениях Гречанинов нередко применял обороты и приемы, подсказанные народными песнями. Постепенно у композитора сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам. Уже спустя год после создания Литургии №1 в  хорах композитора ор.19 появляются черты «нового» церковного стиля.

          Гречанинов внес немало оригинального, свежего в стиль песнопений, в том числе построенных на цитируемых старинных попевках. Но подобное обновление музыкального языка не всегда встречало понимание и поддержку у современников. «Я решил тогда, - пишет он,- посредством печати начать борьбу с этим закоснелым явлением и написал статью «О духе церковных песнопений» (2). Основные положения этой статьи долгое время служили идейным фундаментом духовного творчества композитора. Гречанинов дает ответы на вопросы о том, какую музыку, действительно, следует считать идеальною для нашей православной церкви, где найти мерило этой церковности и этого духа церковных песнопений. Он считает, что самое важное  - это «соответствие музыкального содержания данного произведения содержанию текста» (3).  Бесконечное разнообразие текста требует для своей иллюстрации и музыку бесконечно разнообразную по своему характеру и оттенкам. Уже в его первых духовных сочинениях важным средством такого воплощения становится картинность, иллюстративность. Автор касается также  вопросов гармонии и церковно-певческой интонации. «Если условие соответствия музыки тексту будет выполнено, то выполнено будет и требование, чтобы в церковной музыке не было ничего изысканного, чувственного или

сентиментального, а тем более слащавого или пошлого». Композитор отмечает и особенности музыкальной формы в церковной музыке. Он допускает применение в ней имитационной полифонии. «Всякая форма годится, лишь бы она толково и уместно была употреблена, и лишь бы выполнены были следующие главные условия: слова должны произноситься одновременно во всех голосах или должны быть так искусно распределены между голосами, чтобы слушатель совершенно отчетливо мог следить за текстом. Во-вторых, чтобы текст был правильно и грамотно декламирован. Церковная музыка Гречанинова заметно выходила за рамки традиционных выразительных средств. Например, вершина его духовного творчества - «Страстная седмица» ор.58, а также и «Всенощное бдение» ор.59, помимо традиционных приемов – опоры на мелодизированную свободную структуру, идущую от распева или от текста, приемов, обусловленных использованием подголосочной полифонией, полны множества бифункциональной аккордики, хроматизмов, особенно вспомогательных, септаккордов с обращениями и нонаккордов. Все это порождает более напряженное звучание его произведений, где диссонирующие аккорды часто берутся с малосекундовыми задержаниями.  Характеризуя свой аккордовый стиль, композитор назвал его симфоническим, а прием повышенного фактурно-гармонического насыщения ткани в его крупнейших партитурах – симфонизацией. Совершенно очевидно в обработках Гречанинова тяготение к оркестровым эффектам.  Он даже в большей степени, чем Рахманинов, мыслил хоровую ткань как оркестровую, хоровые эффекты как оркестровые. К оркестровому типу мышления автора относятся и такие факторы, как резкие тональные сдвиги внутри одного песнопения, тесситурно - ансамблевые особенности (крайние голоса в аккорде находятся

на расстоянии 3,5 октав, где басы-октависты берут си бемоль в контроктаве, сопрано при этом поют во второй октаве). Такое расширение звукового диапазона звучания было связано с возможностями московского Синодального хора, а также с исполнительским искусством лучших хоров Петербурга – Придворной певческой капеллы под руководством регентов М.Г.Климова, А.Г.Чеснокова и знаменитого хора А.А.Архангельского. Тембровое великолепие и мощь басов-октавистов считались особыми достоинствами певческой школы русских хоров серебряного века. Гречанинов прекрасно знал исполнительские возможности этих  коллективов и предназначал свои сложнейшие партитуры именно для них. Как обработка композитором озаглавлено только одно песнопение №10 «Бог Господь», где принцип симфонизации изложения хорового материала достигает апогея. Хоровая партитура этого песнопения уникальна! Впервые в церковной музыке Гречанинов применил принцип полифонии пластов.

       Гречанинов возрождает принцип многохорного письма, соответствующий старинному типу антифонного пения. «Антифонное пение, хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора…применялось в древнегреческой трагедии, где хор делился на два полухория» (4),  возрождает также характерный для барочно-концертного письма принцип сопоставления крайних вокальных регистров.    

Все это не является неким подражанием давно забытым стилям, а представляет собой  качественно новый, оригинальный стиль, вбирающий черты, принадлежащие разным эпохам и странам.  А.Т.Гречанинова по праву можно назвать одним из основоположников нового направления в русской церковной музыке.

     

Примечания:

1.Никольский А.В. С.В.Смоленский и его роль в новом направлении русской

церковной музыки // Русская  духовная музыка в документах и материалах. Т.1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма./ Сост. С.Г.Зверева, А.А.Наумов, М.П.Рахманинова. М., 1998. С. 158 – 159.

2.Гречанинов  А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений. Московские ведомости, 1900. №54. С. 3-4.

3.Гречанинов А.Т. Моя музыкальная жизнь. Париж, 1934. С.63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 4 классе

Воспитательная работа в классе ведётся на основе  системно-ролевого подхода. Планируется и осуществляется работа  по шести направлениям. Основные формы работы с детьми - это, классные часы, ...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основные принципы воспитательной работы педагога музыкальной школы...

Тематический план воспитательной работы в 3 классе

Темы воспитательной работы по напрвлениям...

План воспитательной работы для 8 класса.

План воспитательной работы...

план воспитательной работы в 5 классе

создание условий для  адаптации учащихся в средней школе, для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуника...

План воспитательной работы для 7 класса.

Классный руководитель: Исакова Валентина Михайловна...

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...