Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
методическая разработка

Кожина Любовь Олеговна

Методическая разработка семинара-практикума на тему:

«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Цель – рассмотрение современных подходов, принципов и форм планирования и моделирования учебно-воспитательного процесса в объединениях Центра. Изучение вопроса использования современных педагогических технологий педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательной работе.

Задачи:

- акцентировать внимание педагогов на профессиональных компетенциях, отраженных в профстандарте педагога дополнительного образования;

- выявить уровень сформированности методологической компетенции у педагогов посредством тестирования;

- познакомить педагогов с существующей на сегодняшний день классификацией современных педагогических технологий. Дать кратко основную характеристику педагогическим технологиям;

- мотивировать педагогов дополнительного образования Центра к внедрению и использованию на занятиях новых технологий;

- способствовать повышению уровня развития профессиональной компетенции у педагогов;

- учить моделировать учебно-воспитательную работу в учреждении дополнительного образования.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, методисты.

Форма проведения: семинар – практикум.

Оборудование и материалы: мультимедийные презентации, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара-практикума на тему:

«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Цель – рассмотрение современных подходов, принципов и форм планирования и моделирования учебно-воспитательного процесса в объединениях Центра. Изучение вопроса использования современных педагогических технологий педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательной работе.

Задачи:

- акцентировать внимание педагогов на профессиональных компетенциях, отраженных в профстандарте педагога дополнительного образования;

- выявить уровень сформированности методологической компетенции у педагогов посредством тестирования;

- познакомить педагогов с существующей на сегодняшний день классификацией современных педагогических технологий. Дать кратко основную характеристику педагогическим технологиям;

- мотивировать педагогов дополнительного образования Центра к внедрению и использованию на занятиях новых технологий;

- способствовать повышению уровня развития профессиональной компетенции у педагогов;

- учить моделировать учебно-воспитательную работу в учреждении дополнительного образования.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, методисты.

Форма проведения: семинар – практикум.

Оборудование и материалы: мультимедийные презентации, раздаточный материал.

Современные профессиональные компетенции

 педагога дополнительного образования

Важнейшим систематизирующим фактором педагогической системы дополнительного образования, исходным началом ее функционирования является единая цель (для обучающихся, педагогов и родителей), объединяющая всю деятельность, направленную на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания образования регулируется уставом образовательного учреждения. Принципы образования и управления образованием определяют формы, методы и средства реализации содержания, отношения между педагогами и обучающимися.

Педагогу, как важному звену педагогической системы учреждения дополнительного образования в свете современных концептуальных документов отводится особое внимание. В настоящее время в основе организации современных нормативных документов в деятельности педагога дополнительного образования среди широкого спектра, лежат два ключевых документа: «Концепция развития дополнительного образования детей» и профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Эти документы взаимосвязаны между собой, т. к. «Концепция развития дополнительного образования детей» ставит задачу развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей и в числе необходимых мер по решению этой задачи выделяет:

- апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

- модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста.

Введение профессионального стандарта, безусловно, способствует изменению статуса и содержания профессиональной педагогической деятельности в области дополнительного образования детей, требований к ее организации и результатам. В настоящее время актуализируется проблема создания условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, расширения возможностей для работы в учреждениях дополнительного образования специалистов в области IT, искусства, техники и спорта; профессионального и творческого развития руководителей и сотрудников педагогических коллективов учреждений.

        Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. В связи с чем, профстандарт как норматив, требует от педагога владение определенным набором компетенций. Компетенция рассматривается как «комплекс операций, действий, знаний, способностей, активности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений», представляющая собой «наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности». Компетентность – «это способность на практике реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере», это «составляющее качество личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятельности в заданной сфере». Таким образом, компетенция – это своего рода набор требований, а компетентность – опыт осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции.

        - Методологическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления всех видов профессиональной деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной. Методологическую компетентность следует рассматривать как комплекс умений в области: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации педагогических феноменов, профессиональных качеств интеллекта (аналогии, фантазии, гибкости и критичности мышления). Данная компетентность прослеживается в планировании и аналитической работе педагога ДО;

        - Под психолого-педагогической компетентностью понимают максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся. Обозначенная компетентность востребована в диагностической работе педагога ДО;

        - Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, эффективному, эмоционально благоприятному для участвующих сторон. Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Компетентность, определяющая способность педагога взаимодействовать в общей педагогической системе;

        - Исследовательская компетенция педагога – это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. В отечественной системе образования принят перечень ключевых компонентов исследовательской компетенции, выделяются четыре группы: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, операционный;

        - Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога ДО включает три основных аспекта:

1 - наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

2 - эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

3 - понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

        - Акмеологическая компетентность личности педагога ДО –интегративная характеристика личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способна эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий и использует данные характеристики для достижения наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Акмеологическая компетенция педагога рассматривается как уровень владения (управления и использования) стратегиями и технологиями личностно-профессионального роста, обеспечивающий наиболее полную самореализацию личности в жизнедеятельности.

Раздать педагогам тесты и попросить пройти, потом проверить по слайдам

Тест на определение методологической компетентности педагогов.

 Современные педагогические технологии

(Выберете правильный вариант ответа)

1. Что означает с латинского слово «стандарт»?

А - Основа, первоначало.

Б - *Образец, норма, мерило.

В - Путь, способ.

Г - Оболочка, содержание.

2. Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
А - *Совершенное владение педагогической техникой.
Б - Совершенное знание своего предмета.
В - Совершенное владение педагогическими методами. 
3. Найдите правильное определение понятию «педагогическая технология»
А - Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Б - Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
В - Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Г - *Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса. 
4. Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.

А - *Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.

Б - Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.

В - Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
5. Какая из перечисленных компетентностей определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления всех видов профессиональной деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной.

А- Психолого-педагогическая компетентность

Б - *Методологическая компетентность 

В - Коммуникативная компетентность

Г - Исследовательская компетенция 

Д- Информационно-коммуникационная компетентность

Е - Акмеологическая компетентность

6. Какая из перечисленных компетенций рассматривается как уровень владения (управления и использования) стратегиями и технологиями личностно-профессионального роста, обеспечивающий наиболее полную самореализацию личности в жизнедеятельности.
А- Психолого-педагогическая компетентность

Б - Методологическая компетентность 

В - Коммуникативная компетентность

Г - Исследовательская компетенция 

Д- Информационно-коммуникационная компетентность

Е - *Акмеологическая компетентность

Педагоги отвечают на вопросы теста. Далее происходит обсуждение ответов.

Раздать педагогам листовки с компетентностями

В современных условиях наиболее актуальными становятся такие технологии как:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Групповые технологии

Технология развивающего обучения

Кейс – технология

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Технология интегрированного обучения

Модульная технология

Педагогика сотрудничества

Технология мастерских

Технологии уровневой дифференциации

Профстандарт

 дополнительного образования о педагогических технологиях.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – слово, учение) – набор форм, методов, методик, способов, приемов обучения и воспитательных средств, комплексно используемых в образовательном процессе на основе определенных психолого-педагогических установок и приводящий к достижению прогнозируемого результата с минимальной нормой отклонения.

При наличии множества определений понятия «педагогическая технология» большинство исследователей, педагогов выделяют существенные, характерные признаки педагогических технологий:

- планирование образовательного процесса (обучения и воспитания) на основе точно определенного желаемого эталона;

- программирование учебно-воспитательного процесса в виде определенного порядка действий педагога и обучающихся;

- соизмерение результатов обучения и воспитания с изначальным запланированным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

- корректировка результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих модульных, согласно профессиональному стандарту является владение педагогом ДО современными образовательными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с обучающимися.

Особенность современного подхода в образовании подрастающего поколения ставит перед педагогами дополнительного образования главной задачей развитие личности ребенка.

         Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.

        Учебно-воспитательная работа педагога ДО должна быть направлена на поиск ребенком собственной «достаточности» (т. е. понимания того, что он на самом деле хочет и может) и «недостаточности» (выяснения того, что еще нужно узнать, чем овладеть). Таким образом ребенок осуществляет самоопределение, совершая поиск цели. Педагог дополнительного образования сопровождает его на этом пути, оказывает ему педагогическую поддержку, способствующую прохождению ребенка через проблемные ситуации в его жизни с максимальным сохранением чувства собственного достоинства.

        Вычленение и осознание особенностей педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К таким особенностям относится следующее:

        Учреждения дополнительного образования, важной предпосылкой деятельности которых является наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом груде, образовании и культурном досуге, способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что в конечном итоге приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности, ее саморазвитию и самоактуализации.

Для обобщения и постановки целей и задач воспитательной работы УДО создана Рабочая программа воспитания на 2021-2025 гг.

https://disk.yandex.ru/i/MAqQ-LX7eFiElQ 

На основе Программы воспитания педагог дополнительного образования составляет план воспитательной работы по своей общеразвивающей программе.

https://disk.yandex.ru/i/TQFQ5g706neqeA 

План ВР составляется на основе Программы воспитания педагога и Календарного плана воспитательной работы учреждения.

https://disk.yandex.ru/i/TjilRwyGxOAZCg 

Шаблон Плана ВР педагога

https://disk.yandex.ru/i/XL1MqVba-XS_iw 

При составления такого Плана ВР вам будет гораздо удобнее писать отчет по ВР как по месяцам, так и итоговый анализ ВР за учебный год.

Составление Программы воспитания и Плана ВР необходимо, так как в следующем учебном году Программа воспитания должна будет быть прописана в каждую ДОП.

Попросить педагога пройти анкету по QR коду

        В подведении итогов данного мероприятия видится необходимым отметить, что современному педагогу ДО необходимо быть готовыми к внедрению инноваций, к переменам, уметь предвидеть возможные в ходе профессиональной работы риски и ошибки, не бояться их, а «при встрече с ними» быть готовыми к продуктивным коррекционным действиям.

В последнее время стало хорошей традицией проведение в конце учебного года итогового методического заседания в форме педагогической трибуны или педагогических чтений, в рамках которой педагоги Центра делятся своим положительным опытом работы, создавая вектор развития профессиональных компетенций на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»

Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по теме: «Применение современной образовательной информационно-коммуникационной технологии: «Веб-квест»

Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, соответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....

Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»Цель: отработка педагогами дополнительного ...