Обзор методик коррекционной работы для устранения нарушений интонационной стороны речи.
статья на тему

Селина Елена Александровна

Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная  логопедическая  работа.

     Все элементы интонационно- выразительной окраски речи (речевое дыхание, дикция, голос - тембр, сила, интонация - мелодика, логическое ударение, паузы, темп речи) одинаково важны в работе над речью и все они тесно связаны между собой.

     Существует ряд методик, куда включена коррекционная работа над элементами просодики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_metodik.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор     методик     коррекционной работы.

Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная  логопедическая  работа.

     Все элементы интонационно- выразительной окраски речи (речевое дыхание, дикция, голос - тембр, сила, интонация - мелодика, логическое ударение, паузы, темп речи) одинаково важны в работе над речью и все они тесно связаны между собой.

     Существует ряд методик, куда включена коррекционная работа над элементами просодики. К ним относится «Логопедическая ритмика» Н.С.Самойленко, В.А. Гринер - для устранения заикания ; «Логопедическая ритмика »Г.А.Волковой - для коррекции речевых нарушений; «Коррекция речи и голоса у детей и подростков» И.И.Ермаковой; «Фонетическая ритмика »Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт - для детей с недостатками слуха и речи ( слабослышащих, глухих детей) и другие методики

1.«Логопедическая ритмика ». Н.С.Самойленко, В.А.Гринер.

Методика направлена на устранение заикания. Основная  цель методики – восстановление ритмичности речевой и общей моторики. Раздел речевых упражнений и игр должен целиком опираться на логопедическую работу. Только проработанные виды  речи можно соединять с движением. Речевые упражнения располагаются по степени трудности. Сначала предлагаются упражнения на точное начало речи; затем упражнения на темп размеренной речи и ритмизация её. В этих упражнениях  используется стихи, по ритму и содержанию хорошо согласуются с движениями. Далее следуют упражнения на выразительность речи, логические ударения, паузы. Затем проводятся упражнения на развитие эмоциональной и волевой речи.

2. «Логопедическая ритмика» Г.А.Волковой.

Методика направлена на коррекцию речевых нарушений. Цель - преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания. А также  коррекция у людей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среде.

   Задачи логоритмики оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

   Средствами логопедической ритмики является: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

   Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.

     3. «Фонетическая ритмика» Т.М.Власовой и А.Н.Пфафенродт.

Методика предназначена для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих детей).

   Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключается в том чтобы: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;  способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

      Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической  ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;  правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

   Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

4.«Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией». Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой.

     Одной  из задач данной методики является формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно. На начальном этапе происходит формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

     Детям показывают, что человеческая речь обладает разнообразной интонацией, которая достигается изменением высоты, силы, тембра голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

   Знакомят детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учат их различать разнообразные интонационные структуры импрессивной речи (упражнения по развитию ритма - восприятие ритма, воспроизведение ритма).

    На следующем этапе происходит формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи и последующая их дифференциация в экспрессивной речи. Проводятся  упражнения по развитию силы голоса, упражнения по развитию высоты голоса.

5.« Коррекция заикания в играх и тренингах» И А Поваровой.

 Методика основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

  При этом осуществляется организация фонационного дыхания; формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения; формирование интонационной выразительности речи; стабилизация темпа и ритма речи; преодоление логофобии.

  Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому виду работы отводится определённое время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи.

   Основным правилом  является соблюдение постепенного перехода от лёгкого к трудному, от сохранных  компонентов речи к нарушенным.

 Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны.

    Задания предлагаются в форме занимательных игр (лингвистических, сюжетно- ролевых, пантомимических), игровых упражнений и тренингов. В рамках игры возможно сочетание речевых  и неречевых средств общения, совершенствование речевой активности.

   Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому проявить интеллектуальные способности.

   В ролевых играх формируется интонационная выразительность речи, умение чётко формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Участие в них стимулирует собственно речевую активность, а также позволяет участникам игры обогатить социальный опыт взаимодействия с людьми.

6. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков» И.И. Ермаковой.

    Методика посвящена проблеме исправления речевого расстройства, возникающего при врождённых расщелинах неба. В работе представлена поэтапная методика коррекции  фонетической стороны речи, постановки дыхания и голоса разработана на основании обобщения клинических и экспериментальных исследований.

     К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.

     После операции рабата над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирующей внутренние межрёберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиления нёбно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы .Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи.

7«Методика восстановления и развития голоса у детей»  Е. С. Алмазовой.

В данной методике характеризуются артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Но упражнения должны проводиться одновременно,т. к. артикуляция, дыхание и голосообразование - это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная работа этих трёх систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования. На подготовительном этапе проводится психотерапия. Цель – сознательное, активное, волевое включение ребёнка в процесс восстановления голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребёнка, составляются представления о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношению к дефекту; устанавливается  личный и рабочий контакт. Также проводится артикуляционная гимнастика. Цель – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

      На следующем,восстановительном этапе логопедических  занятий проводится вызывание звука голосом; закрепление полученного голоса

путём введения его в слоги, слова, фразы со всеми согласными и гласными; также проводятся упражнения на развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико- мелодико- интонационной стороны речи; постановка певческого голоса.

    На заключительном этапе работы проводятся упражнения на автоматизацию процесса голосообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей

Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и полу...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Проект "Использование балансировочного комплекса в коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников"

Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.Отсюда следу...