Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей
проект по теме
Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и получить положительный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-teatral.igry_v_razv.inton_.vyraz-ti.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «Педагогический колледж №8» 2013 год
Любовь к актёрству присуща всем детям без исключения, уверяют психологи. Возможности театрализованных игр безграничны. Через образы, звуки, музыку, краски дети умом и сердцем познают окружающий мир во всём его многообразии, учатся думать, анализировать, обобщать, выражать своё отношение к добру и злу. Разнообразная тематика удовлетворяет любые интересы и желания детей.
Театрализованная игра - неисчерпаемый источник чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Любая роль ставит маленького актёра перед необходимостью ясно и чётко изъясняться, добиваться выразительности реплик персонажа. Но порой неуверенность в своих силах и страх перед общением с окружающими делают речь детей монотонной и интонационно невыразительной. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения – через театрализованную игру, которая способна раскрыть и преумножить речевые способности каждого ребёнка.
На реализацию задачи по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников в процессе театрализованных игр направлен данный педагогический проект. Это система педагогических воздействий, которые: - ознакомят воспитателей и родителей с содержанием и приёмами работы по решению данной проблемы; - помогут развить у детей потребность и умение использовать средства интонационной выразительности в сценической речи, в повседневном общении с окружающими.
Цель 1-ого этапа - обогатить речевую развивающую среду, пополнить
содержание уголка театрализованных игр. Реализация цели предполагает: - составление картотеки игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи, в частности, интонационной выразительности; - разработку серии конспектов с элементами драматизации; - подбор сценического и литературного материала для обыгрывания; - включение в план воспитательно-образовательной работы проведение игр и упражнений по развитию интонационной выразительности речи и общеречевых умений детей.
Цель 2-ого этапа – вызвать у детей интерес и положительное отношение к театрализованным играм, организовать работу по развитию интонационной выразительности речи, привлечь родителей детей к участию в проекте.
Вид работы | срок | Ответственные за выполнение специалисты |
игры и упражнения для развития речевого дыхания; артикуляционные упражнения | ежедневно | воспитатели, логопеды, родители |
упражнения для развития дикции и интонационной выразительности | ежедневно | воспитатели, логопеды, родители |
творческие игры со словами («Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Скажи по-другому»…) | ежедневно | воспитатели, родители |
театрализованные упражнения, этюды; разыгрывание этюдов по сказкам (пришла лиса к журавлю на званый пир…); сочине- ние этюдов детьми | еженедельно | воспитатели, музыкальный руководитель |
участие детей в мини-спектаклях по хорошо знакомым сказкам | 1 – 2 раза в месяц | воспитатели, музыкальный руководитель |
инсценировка небольших стихотворений, потешек, песенок | еженедельно | воспитатели |
театрализованные занятия (серия) по развитию интонационной выразительнос- ти (с приглашением родителей) | еженедельно | воспитатели, музыкальный руководитель |
чтение (пример выразительной речи взрослого), определение в тексте средств звуковой выразительности речи | ежедневно | воспитатели, родители |
пополнение уголка театрализованной деятельности | ежемесячно | воспитатели, родители |
театрализованные игры с использованием разных видов театра | ежемесячно | воспитатели |
создание и оформление костюмов, декора- ций к спектаклям (с участием детей) | ежемесячно | воспитатели, руководитель ИЗО-студии |
изготовление афиш и билетов на занятиях по ручному труду, рисовании | ежемесячно | воспитатели, руководитель ИЗО-студии |
рассказывание по рисункам, фотографиям («Наш спектакль»,«Мой любимый герой») | 1-2 раза в месяц | воспитатели, родители |
театрализованные развлечения «В гостях у сказки», «Путешествие по русским народным сказкам» и др. | 1 -2 раза в месяц | воспитатели, музыкальный руководитель |
беседы по картинкам, иллюстрациям книг; определение настроения героев, произне- сение фраз с соответствуюшими интона -циями | еженедельно | воспитатели, логопеды, родители |
слушание музыки, выражение эмоций в речи | еженедельно | воспитатели, музыкальный руководитель |
На 2-ом этапе проекта необходимо добиться активного участия родителей детей в его реализации. Рекомендуется использование следующих форм работы:
- интервьюирование или анкетирование по данному вопросу; - индивидуальные консультации о развитии интонационной выразительности речи детей (о значении задачи по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном возрасте, содержании и приёмах работы со старшими дошкольниками, особенностях речевого развития данного конкретного ребёнка);
- оформление игрового материала (как вариант - картотеки игр) в «Уголок для родителей» с примерами и рекомендациями «Как устроить домашний театр», «Всей семьёй – в театр!» и т.п.; - просмотр презентаций, фотогазет о посещении детских театров города, театрализованных постановках в ДОУ и домашних условиях, с детскими высказываниями, рассказами и комментариями родителей; - показ воспитателем мастер-класса по проведению игр с целью определения в художественных текстах средств звуковой выразительности, развития у детей умения говорить с различными интонациями;
- родительское собрание, посвящённое ознакомлению с возможностями
театрализованных игр для развития выразительности речи дошкольников; - совместные с родителями театрализованные игры, этюды, спектакли; - показ мастер-класса родителями по изготовлению костюмов, масок, декораций к разным видам театра «Семейная мастерская»; - литературные викторины, вечера развлечений с участием родителей; - показ НОД по воспитанию звуковой культуры речи; - проведение открытого мероприятия с привлечением родителей к совместному с детьми участию в театрализованных играх.
Цель 3-его этапа – обобщить и продемонстрировать результаты работы по реализации проекта.
В качестве рекомендации воспитателям подготовительных к школе групп можно предложить организовать литературный салон с показом детьми театральных творческих этюдов и сценок из художественных произведений. В старших группах – организовать театрализованный вечер развлечений, привлечь к его подготовке и проведению родителей. Это возможность для детей продемонстрировать свои достижения в совершенствовании речевых умений и навыков, в частности, в развитии интонационной выразительности.
Успешное осуществление на практике данного проекта – залог правильного речевого развития старших дошкольников в дальнейшем, основа для совершенствования выразительности речи в процессе школьного обучения в начальных классах. Умение грамотно пользоваться различными средствами выразительности родного языка, интерес к особенностям языковых явлений и их знание демонстрируют уровень нашей общей и речевой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....
Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.
Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без...
Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...
Презентация "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация к мастер-классу "Использование дидактических игр для развития комуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей) «Шёл солдат на поб...
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....
Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.
Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...