Проект "Использование балансировочного комплекса в коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников"
проект

Пеперова Мария Ивановна

Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.

Отсюда следует вывод: традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия на формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, к которым и относятся метод мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Белгау.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_balansir.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Проект

Использование балансировочного комплекса

 в коррекции нарушений звукопроизносительной

стороны речи у дошкольников

Подготовительная группа

Выполнила: учитель-логопед

Пеперова М. И.

Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год

Актуальность

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.

 Статистика последних десятилетий свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. В настоящее время мы всё чаще говорим о том, что среди рождающихся детей существенно уменьшилось число здоровых младенцев.

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, усложнилась и структура речевого дефекта. И даже «простые» нарушения произношения звуков трудно поддаются коррекции и требуют больше времени.

В коррекционной работе с такими детьми встречаются следующие трудности:

  • Сложности вызывания звука. Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении.
  • Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
  • Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок оказываются не эффективными.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.

Отсюда следует вывод: традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия на формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, к которым и относятся метод мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Белгау.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Цель проекта: совершенствование и оптимизация процесса обучения и развития детей с речевыми нарушениями, повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения.

Задачи проекта:

  1. поиск новых, эффективных методов и приёмов в работе по коррекции звукопроизношения;
  2. создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения дошкольников;
  3. повышение уровня сформированности правильного звукопроизношения у воспитанников;
  4. систематизация и распространение опыта работы по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с использованием балансировочной доски Белгау.

Особенности проекта:

По виду: практико - ориентированный

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный

Возраст участников проекта: дети подготовительной группы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По количеству участников: коллективный.

Ожидаемый результат:

Воспитанники с огромным интересом выполняют  речевые задания, сочетая их с физическими упражнениями стоя на балансировочной доске.

Использование  в коррекционной работе балансировочной доски Белгау позволит нам решить ряд проблем логопедического и психологического характера:

  1. развитие артикуляционной моторики через формирование кинестетического праксиса;
  2. коррекция звукопроизношения в более сжатые сроки;
  3. снятие эмоционального и физического напряжения;
  4. стимуляция речевого развития;
  5. развитие межполушарного взаимодействия;
  6. развитие саморегуляции и самоконтроля;
  7. развитие ВПФ.

Этапы проекта

I. Подготовительный этап.

Задачи:

  • изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
  • раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
  • первичное обследование звукопроизношения.

II. Основной этап.

Применяемая мной программа состоит из 7 блоков.

Упражнения, посвященные мозжечковой стимуляции включались в структуру занятия.

1. «Освоение балансира»

Занятия начинались с освоения балансировочной доски. Дети учились самостоятельно вставать и слезать с доски, раскачиваться.

 2. «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»

 «Положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой», «Перекидывать мешочки друг другу», «Подкидывать их».

3. «Комплекс упражнений с мячом-маятником»

Отталкивать мяч-маятник ладонями, кулаком, локтем, перебрасывать и ловить со взрослым разными руками.

4. «Комплекс упражнений с цветной рейкой»

Отталкивать мяч-маятник ладонью, кулаком в цветную рейку, которую держит взрослый, отталкивать цветной рейкой мяч только определённым цветом и т.д.

 5. «Комплекс упражнений с набором мячей»

Ловить и бросать мяч, присесть и положить мяч, поднять мяч.

 6. «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»

Попасть в мишень мячиком-попрыгуном и поймать его, в заданную цифру, заданный цвет. Специалист называет слово, а ребёнок должен попасть в цвет, который соответствует слову.

7. «Комплекс упражнений с телескопической стойкой и  мишенями»

Оттолкнуть мяч-маятник, сбить определённый кубик, слева от кубика.

Все упражнения выполняются на балансире – он лежит в основе этой программы. Стоя на балансировочной доске, ребенок, удерживая равновесие, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, отрабатыва6т какой-то речевой материал, называет домашних или диких животных и т.д. Задействовано много анализаторов, что усиливает эффект.

Выполняя все эти упражнения дети не задумываются о том, как произнести корригируемый звук и т.д. Использование в логопедической работе программы мозжечковой стимуляции является  отличным  дополнением  к  коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней, способствуя продуктивности основной работы и позволяя проводить индивидуальные и подгрупповые занятия на полисенсорной основе.

Задачи реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия.

Основная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые (2-3 ребёнка) занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 10 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Упражнения на балансировочной доске Белгау проводятся, как часть индивидуального занятия.

Практическая значимость проекта состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых метода мозжечковой стимуляции.

III. Заключительный этап.

Задачи:

  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Обработать результаты реализации проекта.

Подводя итоги, можно сказать, что универсальный, компактный, относительно доступный в применении балансировочный комплекс имеет положительный эффект.

 Поэтому программу мозжечковой стимуляции можно назвать своего рода «Фитнесом для мозга»-залог долгого функционирования самой «умной» части нашего тела.

Таким образом, в результате использования  метода мозжечковой стимуляции у детей улучшается синхронизация и взаимодействие полушарий мозга, а, следовательно, повышается эффективность работы мозга, что, в свою очередь способствует интеграции сенсорных систем и решению задач по коррекции речи.

Перспективный план коррекционной работы на учебный год

Месяц

Этап коррекционной работы

Содержание работы

на балансировочной доске Белгау

Сентябрь

Обследование речи

Диагностика моторных навыков.

Октябрь

Подготовительный этап

Освоение балансира Белгау

Ноябрь

Основной этап.

Постановка нарушенных звуков.

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске (без музыкального сопровождения, с музыкальным сопровождением)

Декабрь

Основной этап

Автоматизация поставленных звуков.

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске.

Комплекс упражнений с мешочками с крупой.

Автоматизация поставленных звуков на балансире.

Январь

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики.

Комплекс упражнений с мячом-маятником.

Автоматизация поставленных звуков на балансире.

Февраль

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики.

Комплекс упражнений с цветной рейкой.

Автоматизация поставленных звуков на балансире.

Март

Основной этап

Автоматизация и дифференциация звуков

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики.

Комплекс упражнений с набором мячей.

Автоматизация и дифференциация  поставленных звуков на балансире.

Апрель

Основной этап Автоматизация и дифференциация звуков

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики.

Комплекс упражнений с мишенью обратной связи.

Автоматизация и дифференциация  поставленных звуков на балансире.

Май

Основной этап Автоматизация и дифференциация звуков

Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики.

Комплекс упражнений с телескопической стойкой и  мишенями.

Автоматизация и дифференциация  поставленных звуков на балансире.

Список литературы

  • Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикиой. СПб.: Детство-пресс, 2011.

  • ВоробьеваТ.А.  Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. СПб.: «Литера», 2010.

  • Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. СПб.: «Литера», 2019.

  • Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: «Дельта», 2003.

  • Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ Астрель, 2008.

  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.

  • Уварова Т. Фонетические ритмо-рифмовки в коррекционной работе. М. Аркти, 2016.

  • Э. Джин Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Теревинф, 2009.

  • Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
    URL: 
    https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.

Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся  0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...

Обзор методик коррекционной работы для устранения нарушений интонационной стороны речи.

Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная  логопедическая  работа....

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...

Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....