Проект "Использование балансировочного комплекса в коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников"
проект
Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.
Отсюда следует вывод: традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия на формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, к которым и относятся метод мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Белгау.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_balansir.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Проект
Использование балансировочного комплекса
в коррекции нарушений звукопроизносительной
стороны речи у дошкольников
Подготовительная группа
Выполнила: учитель-логопед
Пеперова М. И.
Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год
Актуальность
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни.
Статистика последних десятилетий свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. В настоящее время мы всё чаще говорим о том, что среди рождающихся детей существенно уменьшилось число здоровых младенцев.
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, усложнилась и структура речевого дефекта. И даже «простые» нарушения произношения звуков трудно поддаются коррекции и требуют больше времени.
В коррекционной работе с такими детьми встречаются следующие трудности:
- Сложности вызывания звука. Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении.
- Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
- Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок оказываются не эффективными.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Проанализировав опыт ученых и педагогов, новинки методической литературы, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно повысить эффективность образовательного процесса.
Отсюда следует вывод: традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия на формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, к которым и относятся метод мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Белгау.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Цель проекта: совершенствование и оптимизация процесса обучения и развития детей с речевыми нарушениями, повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения.
Задачи проекта:
- поиск новых, эффективных методов и приёмов в работе по коррекции звукопроизношения;
- создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения дошкольников;
- повышение уровня сформированности правильного звукопроизношения у воспитанников;
- систематизация и распространение опыта работы по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с использованием балансировочной доски Белгау.
Особенности проекта:
По виду: практико - ориентированный
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный
Возраст участников проекта: дети подготовительной группы
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По количеству участников: коллективный.
Ожидаемый результат:
Воспитанники с огромным интересом выполняют речевые задания, сочетая их с физическими упражнениями стоя на балансировочной доске.
Использование в коррекционной работе балансировочной доски Белгау позволит нам решить ряд проблем логопедического и психологического характера:
- развитие артикуляционной моторики через формирование кинестетического праксиса;
- коррекция звукопроизношения в более сжатые сроки;
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- стимуляция речевого развития;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие саморегуляции и самоконтроля;
- развитие ВПФ.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
Задачи:
- изучение исследуемой проблемы в теории и практике;
- раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
- первичное обследование звукопроизношения.
II. Основной этап.
Применяемая мной программа состоит из 7 блоков.
Упражнения, посвященные мозжечковой стимуляции включались в структуру занятия.
1. «Освоение балансира»
Занятия начинались с освоения балансировочной доски. Дети учились самостоятельно вставать и слезать с доски, раскачиваться.
2. «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»
«Положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой», «Перекидывать мешочки друг другу», «Подкидывать их».
3. «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
Отталкивать мяч-маятник ладонями, кулаком, локтем, перебрасывать и ловить со взрослым разными руками.
4. «Комплекс упражнений с цветной рейкой»
Отталкивать мяч-маятник ладонью, кулаком в цветную рейку, которую держит взрослый, отталкивать цветной рейкой мяч только определённым цветом и т.д.
5. «Комплекс упражнений с набором мячей»
Ловить и бросать мяч, присесть и положить мяч, поднять мяч.
6. «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»
Попасть в мишень мячиком-попрыгуном и поймать его, в заданную цифру, заданный цвет. Специалист называет слово, а ребёнок должен попасть в цвет, который соответствует слову.
7. «Комплекс упражнений с телескопической стойкой и мишенями»
Оттолкнуть мяч-маятник, сбить определённый кубик, слева от кубика.
Все упражнения выполняются на балансире – он лежит в основе этой программы. Стоя на балансировочной доске, ребенок, удерживая равновесие, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, отрабатыва6т какой-то речевой материал, называет домашних или диких животных и т.д. Задействовано много анализаторов, что усиливает эффект.
Выполняя все эти упражнения дети не задумываются о том, как произнести корригируемый звук и т.д. Использование в логопедической работе программы мозжечковой стимуляции является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней, способствуя продуктивности основной работы и позволяя проводить индивидуальные и подгрупповые занятия на полисенсорной основе.
Задачи реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия.
Основная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые (2-3 ребёнка) занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 10 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Упражнения на балансировочной доске Белгау проводятся, как часть индивидуального занятия.
Практическая значимость проекта состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых метода мозжечковой стимуляции.
III. Заключительный этап.
Задачи:
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Обработать результаты реализации проекта.
Подводя итоги, можно сказать, что универсальный, компактный, относительно доступный в применении балансировочный комплекс имеет положительный эффект.
Поэтому программу мозжечковой стимуляции можно назвать своего рода «Фитнесом для мозга»-залог долгого функционирования самой «умной» части нашего тела.
Таким образом, в результате использования метода мозжечковой стимуляции у детей улучшается синхронизация и взаимодействие полушарий мозга, а, следовательно, повышается эффективность работы мозга, что, в свою очередь способствует интеграции сенсорных систем и решению задач по коррекции речи.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год
Месяц | Этап коррекционной работы | Содержание работы на балансировочной доске Белгау |
Сентябрь | Обследование речи | Диагностика моторных навыков. |
Октябрь | Подготовительный этап | Освоение балансира Белгау |
Ноябрь | Основной этап. Постановка нарушенных звуков. | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске (без музыкального сопровождения, с музыкальным сопровождением) |
Декабрь | Основной этап Автоматизация поставленных звуков. | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске. Комплекс упражнений с мешочками с крупой. Автоматизация поставленных звуков на балансире. |
Январь | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики. Комплекс упражнений с мячом-маятником. Автоматизация поставленных звуков на балансире. | |
Февраль | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики. Комплекс упражнений с цветной рейкой. Автоматизация поставленных звуков на балансире. | |
Март | Основной этап Автоматизация и дифференциация звуков | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики. Комплекс упражнений с набором мячей. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков на балансире. |
Апрель | Основной этап Автоматизация и дифференциация звуков | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков на балансире. |
Май | Основной этап Автоматизация и дифференциация звуков | Выполнение артикуляционной гимнастики на балансировочной доске под музыку с элементами биоэнергопластики. Комплекс упражнений с телескопической стойкой и мишенями. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков на балансире. |
Список литературы
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикиой. СПб.: Детство-пресс, 2011.
ВоробьеваТ.А. Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. СПб.: «Литера», 2010.
Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. СПб.: «Литера», 2019.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: «Дельта», 2003.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ Астрель, 2008.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
Уварова Т. Фонетические ритмо-рифмовки в коррекционной работе. М. Аркти, 2016.
Э. Джин Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Теревинф, 2009.
Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематиче...
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Обзор методик коррекционной работы для устранения нарушений интонационной стороны речи.
Для устранения дефектов интонационной стороны речи, не вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции, требуется специальная логопедическая работа....
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....