Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
рабочая программа на тему
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы.
Работа по развитию речевого дыхания. Формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.
Работа над голосом. Формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляции голоса по силе и высоте.
На индивидуальных занятиях в слуховом кабинете используется фонетическая ритмика.
Работа над звуками и их сочетаниями. Формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Программа специального обучения разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем: гласных а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. В подготовительном классе учащиеся также знакомятся со звонкими согласными б, з глухими п, с.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия – слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения для подготовительного класса составлена на базе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (Москва «Просвещение» 2005год).
Общий объём программного материала к обучению в подготовительном классе сохранён.
В связи с нормами Сан Пи Н в подготовительном классе допускается дополнительная неделя каникул поэтому количество учебных недель 33.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 30.93 КБ |
rabochaya_programma.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
заместитель директора по КР _____________ /Газазян О.Ю./
28.08. 20014 г.
Календарно-тематическое планирование
на 2014 - 2015 учебный год
Название программы Рабочая программа I вида для СКОУ I вида
Количество часов по программе (на одного обучающегося) 99 часов
Возраст обучающихся 0 а класс
Срок реализации программы один год
Педагог Булава Ирина Александровна
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Булавы Ирины Александровны,
утверждённой решением педагогического совета № 1 от 29.08.2014г.
I четверть, 0»А» кл
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат
г. Армавира Краснодарского края
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора решением педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2014 г. по КР протокол № 1 от 29 августа 2014 г.
Руководитель МО 28 августа 2014 г. Председатель педсовета
_________/Богородская Н.Н/ __________Газазян О.Ю.. ______________ Аганесьян Е.А.
Рабочая программа
I вида
для СКОУ I вида
По предмету Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи Количество часов по программе 99 часов Класс 0 класс Уровень (базовый, профильный) базовый Учитель: Булава Ирина Александровна |
| |
Программа разработана на основе программы по РРС и ФПСР (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2005 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование произносительной стороны речи.
Задачи обучения глухих школьников произношению включает формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.
Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.
Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время: учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи учителя и воспитателя имеют возможность овладевать элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение её звукового состава.
Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях
На индивидуальных занятиях в слуховом кабинете используется фонетическая ритмика, разработанная в поликлинике «SUVAG» (Хорватия), - методический прием обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, различных движений тела и развивающегося слухового восприятия.
Использование фонетической ритмики содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, нормального голоса с естественными модуляциями по силе и высоте, овладению детьми звуковым составом речи, ее ритмико-интонационной структурой, правильным воспроизведением слов и фраз.
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы.
Работа по развитию речевого дыхания. Формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.
Работа над голосом. Формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляции голоса по силе и высоте.
Работа над звуками и их сочетаниями. Формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Программа специального обучения разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем: гласных а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. В подготовительном классе учащиеся также знакомятся со звонкими согласными б, з глухими п, с.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия – слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения для подготовительного класса составлена на базе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (Москва «Просвещение» 2005год).
Общий объём программного материала к обучению в подготовительном классе сохранён.
В связи с нормами Сан Пи Н в подготовительном классе допускается дополнительная неделя каникул поэтому количество учебных недель 33.
Формирование произносительной стороны речи
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1. | Правильное произношение в речевом материале звуков А, О, У, И, Й, П, Т, К, Ф, С, Ш, Х, В, М, Н, Л, Р, Б, Д, З; дифтонгов Я, Ё, Ю, Е. | - | 38 |
2. | Дифференцирование в слогах, словах и фразах звуков А-О, О-У, А-Э, Э-И, И-Й, П-М, Т-Н, Ф-В, С-З, С-Ш, Л-Т, Л-Н, К-Х, Б-П, Д-Т, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. | - | 27 |
3. | Правильное использование речевого дыхания, умение слитно произносить слоги, слова, короткие фразы из двух-трёх слов. | - | 8 |
4. | Умение пользоваться голосом нормальной силы, высоты, тембра. | - | 5 |
5. | Выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах (по надстрочному знаку, по подражанию учителю) | - | 5 |
6. | Произношение слов и фраз в темпе, близком к нормальному. | - | 4 |
7. | Воспроизведение мелодической структуры повествовательных, вопросительных и побудительных фраз (по подражанию учителю), логического ударения, эмоциональной выразительности фраз. | - | 11 |
8. | Использование невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики по подражанию учителю) | - | 1 |
Всего: | 99 часов | ||
33 недели |
Формирование произносительной стороны речи
Содержание программы
№ | Разделы программы | Количество часов |
1. | А.П.. Речевое дыхание | 2 |
2. | А, М, П.. Голос | 3 |
3. | О, Т. Словесное ударение | 3 |
4. | В,А-О. Речевое дыхание | 3 |
5. | Н;О-У. Темп речи | 3 |
6. | Н-Т; И. слитность | 3 |
7. | К; Й (АЙ). Словесное ударение | 3 |
8. | К-Т; Я. Позиционное смягчение согласных | 3 |
9. | Л;Э. Голос | 3 |
10. | Л-Т; А-Э. Речевое дыхание | 3 |
11. | Л-Н; Э-И. Слитность. Пауза. | 3 |
12. | С; А-Э-И. Темп речи | 3 |
13. | Ш; И-Й.. Словесное ударение | 3 |
14. | С-Ш; Я. Эмоциональная выразительность | 3 |
15. | Р; А-Я. Логическое ударение | 3 |
16. | Р-Л; Ё. Голос. Темп | 3 |
17. | Х; О-Ё. Слитность | 3 |
18. | Х-К; Ю. Логическое ударение | 3 |
19. | Мягкие согласные; У-Ю. Голос | 3 |
20. | З; Е. Слитность. Пауза | 3 |
21. | З-С; Э-Е. Повествовательная интонация | 3 |
22. | Б; А-О.. Вопросительная интонация | 3 |
23. | Б-П; О-У. Побудительная интонация | 3 |
24. | Д; И. Эмоциональная выразительность | 3 |
25. | Д-Т; Й. Темп речи | 4 |
26. | Д-Т; И-Й. словесное ударение | 1 |
27. | С; Э. Слитность. Пауза | 3 |
28. | С-Ш; А-Э. Стихотворный ритм. | 3 |
29. | Мягкие согласные, Э-И. Голос. | 3 |
30. | В-Ф. А-Э-И. Невербальные средства коммуникации | 3 |
31. | Р-Л; А-Я. Словесное ударение | 3 |
32. | Х-К; О-Ё.. Эмоциональная выразительность | 3 |
33. | Б-П; У-Ю. Логическое ударение | 3 |
34. | Д-Т; Э-Е. Стихотворный ритм | 2 |
Всего: | 99 часов | |
33 недели |
Требования к подготовке учащихся.
К концу подготовительного класса учащиеся должны уметь воспринимать на слух с помощью стационарной аппаратуры и с индивидуальными слуховыми аппаратами, а также без аппаратуры в условиях ситуации и вне её знакомый по значению речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и связанный с учебной деятельностью учащихся; воспринимать на слух указанный речевой материал; воспринимать на слух с помощью стационарной аппаратуры незнакомые по содержанию тексты (из 3-4 простых предложений), содержание которых близко опыту учащихся.
Методическое обеспечение программы
Учебники, дидактический материал, карточки, картинки, наглядные пособия, пособие для учителя в двух частях «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт, Москва (Владос), 2004 год; «Ребенок плохо слышит» Е.Н. Балашева, Санкт-Петербург Литера), 2005 год.
Список используемой учебно-методической литературы
А.Н. Пфафенродт «Произношение подготовительный класс». Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих, Москва, «Просвещение», 1991 г.
А.Г. Зикеев «Азбука» для подготовительных классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений II вида, часть 1, Москва, «Просвещение», 2003 год.
Учебно-тематический план, 0 «А»
Развитие речевого слуха
№ | Разделы программы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1. | Различение и распознавание слов. | - | 18 |
2. | Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний, слов, связанных с организацией занятий. | - | 30 |
3. | Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний, слов примерных текстов. | - | 9 |
4. | Различение и опознавание на слух слов, фраз, связанных с математическими представлениями. | - | 6 |
Повторение речевого материала | - | 9 |
Примечание: на повторение в учебном году отводится
Итого: 72 часа (т. к. в I четверти нет РРС)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Конспект урока по развитию речевого слуха
Конспект индивидуального занятияпо развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи«Восприятия на слух текстов».Текст «Забавы зимой».1 класс...
Исследовательский проект по развитию речевого слуха и развитию речи «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
Исследовательский проектТема: «Настоящий друг»Авторы проекта: учащиеся 3а класса КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Предме...
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи с учащимся 1 класса второго отделения
Темы занятия: ФП. Звуки «Ш-Ж. Дифференциация. Работа над паузами в тексте.РСВ. Тема «Одежда». Восприятие предложений, словосочетаний, слов.Цели: ФП. дифференцировать произношение зву...