Виртуальный музей как средство реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже
статья на тему

Луханина Ольга Николаевна

В статье описывается опыт работы по организации виртуального музея как средства реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnyy_muzey.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальный музей как средство реализации профессионального стандарта в педагогическом колледже

Луханина А.П.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу [4].

Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями  среднего профессионального образования двух основных целей:

- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;

- возрождение начального и среднего профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство.

Эти цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно - правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании» и др.

Концепция модернизации Российского образования главной задачей  определяет обеспечение высокого качества образования на основе  сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и  перспективным потребностям личности, общества, государства.

        Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. Перед средним профессиональным образованием стоит задача  подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы.

        Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций должны обеспечить четыре направления программы, реализуемые комплексно:

  • Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
  • Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования;
  • Подпрограмма 3. Переход к эффективному контракту;
  • Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии [2].

Требования, предъявляемые к современному педагогу, раскрываются в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

         Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

         Утвержденный профессиональный стандарт педагога - сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда .

        Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт) [2].

        Профессиональный стандарт «Педагог» будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

        В связи с этим от колледжа в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; систему подготовки  конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают  требованиям современного рынка труда. 

        Перед учебным заведением встает проблема формирования у будущего специалиста педагогического профиля социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества и профессиональному стандарту педагога. Фундаментом реализации этой идеи является включение студентов в особым образом организованное образовательное пространство в условиях педагогического колледжа. Таким пространством может быть поисково-экскурсионная деятельность музея, который на данном этапе развития образования есть почти в каждом учебном учреждении любого уровня. Виртуальные музеи, или онлайн музеи, - новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи создают организации, которые не являются музеями - образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы (вузы, детские сады, колледжи и т.д.).

В современной системе образования виртуальные музеи выступают средством информального образования.

Виртуальные музеи представляют собой интегративную культурную форму, отличающуюся функциональным и структурным разнообразием. С одной стороны, - это новая технология бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой, компьютерная система, которая обеспечивает определенные визуальные и звуковые эффекты. С другой стороны, виртуальные музеи как информационный ресурс обладают сущностью медиа - это и средство массовой коммуникации, и новая форма издательства. Кроме того, они являются значимым элементом современной культурно-досуговой среды, способствующий развитию творческих способностей, культурному обмену и общению пользователей. Вместе с тем, виртуальные музеи - экономически эффективная модель музейных ресурсов [3].

Общими характеристиками виртуальных музеев, присущими, по-видимому, большинству интернет-ресурсов, являются:

  • высокая степень количественной и качественной изменчивости;
  • широкая доступность исходных данных, не требующих для своего исследования создания специальных экспериментальных условий;
  • структурное, функциональное и содержательное многообразие, интегрированное в смысловое единство;
  • сочетание универсальных параметров и локальной национально-региональной специфики.

Вовлекая студентов в поисковую деятельность и создание виртуальной базы данных музея, можно:

  1. осуществлять трудовые действия:

- формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);

- формировать мотивацию к обучению;

- реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;

- постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

  1. овладевать необходимыми умениями:

- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность и т.п.);

- осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- владеть ИКТ-компетентностями (общепользовательские, общепедагогические, предметно-педагогические, профессиональные);

- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; - находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

  1. закрепить необходимые знания:

- история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в виртуальном мире [1].

Анализируя возможности создания виртуальных музеев в подготовке будущих специалистов в педагогическом колледже в соответствии с профессиональным стандартом можно выделить следующие преимущества:

  • понятность идеологии и интерфейса сети Интернет большей части интернет-аудитории, что позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству.
  • коммуникативное пространство виртуального музея позволяет выстроить неформальное общение между преподавателем и студентами, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его интересы,  мировосприятие, а значит, и организовать личностно-ориентированное обучение.
  • Высокий уровень взаимодействия преподавателя и студента обеспечивает непрерывность учебного процесса.
  • Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала.

На базе Читинского педагогического колледжа в рамках реализации информального образования усилиями студентов и педагогов создается виртуальный музей, где будет представлена информация как вошедшая, так и не вошедшая в экспозицию.

Для этого создан сайт, отличный от официального, который полностью будет посвящен истории нашего образовательного учреждения.  Студенты собирают новую и переводят в электронный вид уже имеющуюся информацию о становлении колледжа (в прошлом училища), о ветеранах, отдавших немало лет на благо родного учреждения, о выпускниках, которыми мы можем по праву гордиться.

Обучающимся предоставлено право самим выбирать интересный материал, наполнять сайт именно тем содержанием, которое они считают нужным. В процессе такой работы студенты формируют у себя навыки исследовательской деятельности, учатся анализировать информацию, взаимодействовать с другими участниками (студентами и преподавателями), упражняются в использовании информационных технологий и сети Интернет.

Данный проект пока находится в разработке, но мы предполагаем, что он станет тем инструментом, который позволит будущим специалистам проявить в полной мере свои способности и интересы, сформировать необходимые компетенции, подготовит к конкуренции на современном рынке труда, раскрепостит их, и даст новый импульс личностному развитию студентов. 

Список литературы:

  1. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» №544н от 18 октября 2013 г.
  2. «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п-П8)
  3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. – М., 2012
  4. Подрезова Л.П. Обеспечение качества педагогической деятельности современного учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://pandiaweb.ru/text/78/553/3196.php 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

выступление на тему "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога".

Выступление для заседания ШМО по теме "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога."...

«Реализация профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения «Детский дом»

О реализации профессионального стандарта педагога в деятельности воспитателя структурного подразделения "Детский дом"...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац...