Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
статья на тему

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_psihologii.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов.

Одно из важнейших требований ФГОС к выпускнику педагогических учреждений - умение применять теоретические знания по психологии для решения психолого-педагогических ситуаций. В связи с этим возникла необходимость создания учебного пособия по «Психологии» - «Практикум по решению психолого-педагогических задач» (Составитель Киселева Э.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»).

В учебном пособии представлены психолого-педагогические ситуации, связанные с характеристикой индивидуальных особенностей (особенности темперамента, самооценки воспитанников и др.) и возрастных особенностей дошкольников, младших школьников и подростков.   В содержание пособия включены педагогические ситуации с учебного пособия Б.С. Волкова, Н.В. Волковой «Возрастная психология», а также ситуации из педагогической практики студентов.

Решение педагогических ситуаций способствует не только умению применять теоретические знания по психологии на практике, но и развивает речь будущих специалистов, умение аргументировать свою точку зрения.

Анализ предложенных в пособии ситуаций предполагает умение найти приемлемые варианты психологически обоснованного и тактического поведения педагога.

Критерии оценки результатов решения психолого - педагогических ситуаций:

  1. Ответ должен быть содержательным, психологически обоснованным.
  2. Ответ должен быть полным.
  3. Ответ должен быть четко и грамотно сформулирован.

Следует отметить, что на начальном этапе решения  ситуаций студенты чаще всего анализируют ситуацию на уровне житейской психологии, не используя научную терминологию, ответы сформулированы недостаточно грамотно.

Но систематическая работа способствует формированию умения грамотно анализировать психолого-педагогические ситуации и результаты решения психолого - педагогических ситуаций соответствуют вышеуказанным критериям.  Например,

Педагогическая ситуация. Младшие школьники, которые хорошо учатся, отличаются более высокой самооценкой, чем неуспевающие. Учеба для младшего школьника имеет ключевое значение. И на ее основе формируется самоутверждение ребенка. Чтобы вселить уверенность школьника в себя, вызвать самоуважение, взрослые прибегают к похвале пусть даже небольшого достижения.

Если самооценка ребенка в учебной деятельности низкая и не удается повысить успехи ребенка в учебе, то каким образом родители и учитель могут добиться их повышения?

Ответ студентки 2 курса Елены Б.

Если у ребенка нет успехов в учебе, то есть другие виды деятельности, где бы он мог проявить свои способности. Задача учителя и родителей – увидеть эти способности ребенка и помочь ему реализоваться. Необходимо формировать компенсаторную мотивацию.

Ответ студентки 2 курса Татьяны З.

В такой ситуации родители и учитель должны формировать у ребенка компенсаторную мотивацию, т.е. помочь ему утвердиться в др. деятельности (спорте, искусстве).

На этапе закрепления информации по теме студенты имеют возможность сравнить собственное решение педагогических ситуаций с решением мастеров педагогического труда (в конце учебного пособия имеется ключ к решению некоторых задач).

На этапе самостоятельного решения психолого-педагогических ситуаций  без вариантов ответов студенты проявляют гибкость и самостоятельность ума, поисковую активность, учатся рефлексии через заполнение листов самооценивания.

Студенты с высокими интеллектуальными способностями, с высоким уровнем обучаемости имеют право получить дополнительные задания на карточках (усложненный вариант).

Таким образом, студенты «Можгинского педагогического колледжа им. Т.К. Борисова» на уроках психологии имеют возможность оценивать свои индивидуальные способности и учатся учитывать индивидуальные особенности обучающихся при организации образовательного процесса.

Киселева Э.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами

В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...